Вариант 2 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

Вариант 2 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

политическиеправа

11

134

2

политическоеучастие

12

23

3

14

13

245

4

25

14

12121

5

22121

15

236

6

123

16

13

7

14

17

23

8

21212

18

21332

9

13

19

245

10

12

20

249865

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. В чем находят свое проявление национальные особенности народа? Почему ученые долгое время спорили о самом факте существования национального характера?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен включать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: формы реакций на окружающий мир, нормы поведения и деятельности;

2) ответ на второй вопрос: это самый неуловимый элемент этничности.


Даны ответы на оба вопроса

2

Дан ответ на один вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Какие две группы факторов влияют на формирование национального характера? Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите влияние любого из этих факторов на особенности хозяйственной деятельности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) дан ответ на первый вопрос: природно-биологические и социально-культурные;

2) показано влияние любого из этих факторов на особенности хозяйственной деятельности, например: географические условия влияют на выбор направлений сельскохозяйственной деятельности, социально-культурные факторы определяют формы взаимодействия людей в ходе хозяйственной деятельности, например, на преобладание коллективистских (община, система пожизненного найма) форм.


Указано две группы факторов, показано влияние факторов

2

Указана одна группа факторов, показано их влияние.

ИЛИ Указано две группы факторов

1

Указана одна группа факторов.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Какие три способа формирования этнических стереотипов выделяет автор? Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны три способа формирования межэтнических стереотипов:

- непосредственное межэтническое общение;

- неорганизованные формы передачи информации;

- предубеждения;

2) приведены два примера, допустим: посещение другой страны помогает лучше узнать взгляды и представления ее жителей; в XIX веке существовало предубеждение относительно способности представителей небелых рас к обучению и наукам.


Могут быть приведены другие примеры.


Названы три способа, приведены два примера

3

Названы два способа, приведен один пример.

ИЛИ Названы три способа, приведен один пример

2

Названы три способа.

ИЛИ Назван один способ, приведен пример

1

Названы один-два способа.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Какую, на взгляд автора, функцию выполняют этнические стереотипы? По вопросу о значении таких стереотипов существуют разные точки зрения. Одни исследователи утверждают, что этнические стереотипы играют положительную роль в межэтническом общении, другие отмечают их негативное значение. Выскажите и, опираясь на обществоведческие знания, подкрепите двумя аргументами свою позицию по этому вопросу.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: стереотип определяет поведение человека в различных ситуациях и влияет на его симпатии (антипатии) в ситуациях межкультурных контактов.

2) своя позиция и два аргумента в ее поддержку.

При позитивной оценке могут быть приведены такие аргументы:

- стереотипы облегчают взаимодействие между представителями разных этнических общностей, т.к. опираются на обобщенные представления;

- часто в стереотипных представлениях схвачены значимые национальные особенности этносов.

При негативной оценке могут быть приведены такие аргументы:

- многие стереотипы основаны не на реальных фактах, а на ранее сформировавшихся предубеждениях, уже не соответствующих новым реалиям;

- стереотип основан на упрощении и схематизации, а каждый человек богаче любой схемы.

Могут быть приведены другие аргументы.


Дан ответ на первый вопрос, приведены два аргумент

3

Дан ответ на вопрос, приведен один аргумента

2

Дан ответ на вопрос.

ИЛИ приведены два аргумента

1

Приведен один аргумент.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правотворчество”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах правотворческой деятельности и одно предложение, содержащее информацию о принципах правотворческой деятельности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: правотворчество — это деятельность государства, направленная на создание правовых норм;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о субъектах правотворческой деятельности, опирающейся на знания курса, например: “Согласно Конституции РФ правотворческая деятельность осуществляется высшими и местными органами государственной власти”.

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о субъектах правотворческой деятельности)

3) одно предложение с информацией о принципах правотворческой деятельности, например: “Одним из принципов правотворческой деятельности является законодательное закрепление порядка ее осуществления”

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о принципах правотворческой деятельности)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании


Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия.

1

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный


Максимальный балл

3

26. Назовите три типа обществ и укажите характерную черту каждого из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие типы обществ с их характерными чертами:

1) традиционное: коллективистские ценности, сословный характер социальной структуры;

2) индустриальное: переход к машинному производству, рост городского населения;

3) постиндустриальное (информационное): возрастание роли науки и образования, широкое использование компьютерных технологий.

Могут быть указаны другие черты


Названы и охарактеризованы три типа обществ

3

Названы и охарактеризованы два типа обществ.

ИЛИ Названы два-три типа обществ и охарактеризованы два типа

2

Назван и охарактеризован один тип общества.

ИЛИ Названы два-три типа обществ

1

Назван один тип общества.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

27. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следов вошла пожилая женщина с тяжелой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) примененной социальной санкции. Приведите еще один пример санкции этого вида (типа).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на первый вопрос: нормы морали;

2) указан вид социальной санкции: неформальная негативная;

3) приведен пример еще одной подобной санкции: отказ от общения.

Могут быть приведены другие примеры



Дан ответ на первый вопрос, указан вид социальной санкции, приведен пример

3

Дан ответ на вопрос, указан вид социальной санкции.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведен пример подобной санкции

2

Дан ответ на вопрос.

ИЛИ Указан вид социальной санкции

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Общественное производство материальных благ и его основные фазы”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Производительность труда и факторы ее роста

1. Производство материальных благ как основа общественного развития

2. Фаза создания (производства) материальных благ

1) экстенсивный путь развития производства

2) интенсивный путь развития производства

3) пути повышения производительности труда

3. Фазы обмена и распределения

1) натуральный обмен

2) функции денег

3) принципы распределения материальных благ

4) понятие “социальная справедливость”

4. Потребление материальных благ

5. Связь всех фаз общественного производства.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.



Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

3

Два пункта детализированы в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

2

ИЛИ

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

1

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы


Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу


Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу


Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры” (П. Сорокин).

29.2

Экономика

“Результатом бизнеса является удовлетворенный клиент. Внутри же предприятия существуют лишь затраты” (П. Дракер).

29.3

Социология, социальная психология

“Социальное неравенство — это необходимая плата за материальное благополучие в рыночном обществе”. (Ф. Хайек).

29.4

Политология

“Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас: ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части” (Аристотель).

29.5

Правоведение

“Право ничто — если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций” (Л.С. Явич).