загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Ответы на тренировочные задания

 

Раздел III. Социальные отношения

 

Часть 1

Тип задания

 варианта задания

Ответы

1

2

3

4

А

1

 

 

 

X

2

 

 

 

X

3

 

X

 

 

4

 

X

 

 

5

 

X

 

 

6

 

 

 

X

7

X

 

 

 

8

 

 

X

 

9

 

 

X

 

10

 

 

 

X

11

X

 

 

 

12

 

 

X

 

13

 

 

X

 

14

 

X

 

 

15

 

X

 

 

16

 

 

X

 

17

 

X

 

 

18

 

 

X

 

19

 

 

 

X

20

 

 

X

 

21

X

 

 

 

22

X

 

 

 

23

X

 

 

 

24

 

 

 

X

25

 

 

X

 

26

 

X

 

 

27

 

 

 

X

28

 

 

X

 

29

 

 

X

 

30

 

 

 

X

31

 

 

X

 

32

 

X

 

 

33

 

X

 

 

34

 

X

 

 

35

X

 

 

 

36

 

 

X

 

37

 

 

X

 

38

 

 

X

 

39

 

X

 

 

40

X

 

 

 

41

 

 

 

X

42

 

 

 

X

43

 

X

 

 

44

 

 

 

X

45

 

 

X

 

46

 

 

X

 

47

X

 

 

 

48

X

 

 

 

49

 

 

X

 

50

 

 

 

X

51

X

 

 

 

52

 

 

X

 

53

 

 

X

 

54

X

 

 

 

55

 

 

X

 

56

 

 

X

 

 

Часть 2

Тип задания

№ варианта задания

Ответы

В1

1

сословия

2

этноса(народа)

3

Горизонтальная

В2

1

45

2

25

3

36

В3

1

12122

2

21122

3

12112

В4

1

146

2

235

3

135

В5

1

1112

2

1112

3

1122

В6

1

285631

2

523164

3

639517

В7

1

356

2

135

3

246

В8

1

5

2

2

3

4

 

Часть 3

Тип задания

 варианта задания

Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий

С1

 

В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

С2

 

Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости

С3

 

Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

С4

 

В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

С5

1

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

2

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру, систему ценностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятся аудитория, фан-группа, толпа. И др.

3

В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

С6

1

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

2

Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/ замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7

1

Могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

2

Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющие функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

3

Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

С8

1

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Молодёжь как социологическое понятие

2) Особенности социального положения молодёжи

а) переходность положения

б) высокий уровень мобильности

в) освоение новых социальных ролей

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

3) Социально-психологические качества молодёжи

а) неустойчивость психики

б) внутренняя противоречивость

в) низкий уровень толерантности

г) стремление отличаться от остальных

д) специфическая молодёжная субкультура

4) Типы самодеятельности молодёжи

5) Неформальные молодёжные группы

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

2

Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социального контроля

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Элементы социального контроля

а) нормы

б) санкции

3) Формы социального контроля

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний

4) Методы социального контроля Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

3

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие свободы, её сущность

2) Социальные условия реализации свободы личностью

а) уровень развития общества

б) социальные нормы

в) место человека в обществе

г) формы общественной деятельности

д) социализация

3) Понятие ответственности

4) Виды ответственности

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

б) индивидуальная, групповая, коллективная

5) Социальная ответственность

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

С9

 

Данное задание предполагает написание мини-сочинения — эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе по обществознанию должно:

— раскрывать смысл высказывания (афоризма);

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

 

image411

 

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы






загрузка...
загрузка...