загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Ответы на тренировочные задания

 

Раздел I. Человек и общество

 

Часть 1

Тип задания

№ варианта задания

Ответы

1

2

3

4

А

 

1

 

 

 

X

2

 

 

X

 

3

 

X

 

 

4

 

 

 

X

5

 

X

 

 

6

 

 

 

X

7

 

X

 

 

8

 

 

 

X

9

X

 

 

 

10

 

 

X

 

11

 

 

X

 

12

 

 

X

 

13

 

X

 

 

14

 

 

 

X

15

 

 

 

X

16

 

 

 

X

17

 

 

 

X

18

 

 

X

 

19

 

 

X

 

20

 

 

X

 

21

 

X

 

 

22

X

 

 

 

23

 

X

 

 

24

 

 

 

X

25

 

X

 

 

26

 

 

 

X

27

 

 

X

 

28

X

 

 

 

29

 

 

 

X

30

 

 

 

X

31

 

 

X

 

32

 

 

X

 

33

 

X

 

 

34

 

 

 

X

35

 

 

X

 

36

 

X

 

 

37

 

 

 

X

38

 

X

 

 

39

 

 

X

 

40

X

 

 

 

41

 

 

X

 

42

 

 

 

X

43

 

X

 

 

44

 

X

 

 

45

 

X

 

 

46

 

 

X

 

47

 

X

 

 

48

 

 

X

 

49

 

 

 

X

50

X

 

 

 

51

 

 

X

 

52

 

 

 

X

53

 

X

 

 

54

X

 

 

 

55

 

 

 

X

56

 

 

 

X

57

 

 

 

X

58

X

 

 

 

59

 

 

X

 

60

 

X

 

 

61

 

X

 

 

62

 

 

 

X

63

 

 

X

 

64

 

 

 

X

65

 

X

 

 

66

 

 

X

 

67

X

 

 

 

68

 

X

 

 

69

X

 

 

 

70

 

 

X

 

71

 

 

X

 

72

 

 

 

X

 

Часть 2

Тип задания

№ варианта задания

Ответы

В1

1

Процесс

2

Прогностическая (Предсказывающая)

3

Революция

В2

1

12

2

46

3

35

В3

1

22121

2

21221

3

22112

В4

1

235

2

124

3

146

В5

1

1212

2

1222

3

1222

В6

1

842396

2

689314

3

635492

В7

1

346

2

245

3

135

В8

1

4

2

3

3

2

 

Часть 3

Тип задания

№ варианта задания

Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий

С1

 

Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество

С2

 

Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества, поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом

С3

 

Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть приведены: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер

С4

 

В качестве примера может быть приведён следующий: формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжёлыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека

С5

1

В качестве отличий человека от животного могут быть указаны: наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; речь; способность к деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств

2

Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания. И др.

3

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвлённое образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчётливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья. И др.

С6

1

Социальная сущность человека может быть раскрыта на следующих примерах: человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми; способность и готовность человека к общественно-полезному труду; человек обладает сознанием и разумом; наличие у человека свободы и ответственности и др.

2

В качестве примеров социальной значимости массовой культуры для современного общества могут быть приведены: массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях сложной, динамичной среды современного общества; массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства; массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоёв общества и др.

3

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

С7

1

Речь идёт о ценностно-ориентировочной деятельности, содержание которой связано с определением положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, с формированием их мировоззрения

2

 

Приведённый пример иллюстрирует сущность процесса познания и неразрывную связь двух уровней (ступеней) познания и практики. Признаки, на основании которых можно это определить: практика является источником познания (потребность в прекращении аварий самолётов обусловила необходимость изучения их строения); присутствует чувственное познание (используется метод наблюдения за полётами птиц); имеет место рациональное познание (создание математической теории крыла, научное обоснование наиболее целесообразных профилей крыльев для летательных аппаратов); возврат к практике (расчёты и рекомендации полностью оправдались на практике)

3

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

— они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

— они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

— они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем

С8

1

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Понятие мировоззрения

2) Структура мировоззрения

3) Пути формирования мировоззрения

а) стихийное

б) осознанное

4) Основные виды мировоззрения

а) мифологическое

б) религиозное

в) философское

г) научное

5) Роль мировоззрения в жизни человека

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

2

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Понятие общества

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Основные функции общества

3) Особенности общества как саморазвивающейся системы

4) Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни

а) экономическая

б) социальная

в) политическая

г) духовная

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

3

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Понятие глобальных проблем современности

2) Характерные черты глобальных проблем

3) Причины возникновения глобальных проблем

4) Виды глобальных проблем современности

а) интерсоциальные проблемы

б) проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы

в) проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества

5) Прогнозы перспектив решения глобальных проблем современности

а) пессимистические прогнозы («экологический пессимизм»)

б) умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм»)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

С9

 

Данное задание предполагает написание минисочинения — эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Эссе по обществознанию должно:

— раскрывать смысл высказывания (афоризма);

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (афористическое высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

 

image409

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Естественно, следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на уменьшение балла за мини-сочинение, но они снижают общее впечатление эксперта от представленной работы.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы1.

______________________________________________________

1 См. Брандт М. Ю. Эссе по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, № 1. С. 26—38.





загрузка...
загрузка...