загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел IV. ПОЛИТИКА

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 14. Органы государственной власти РФ

 

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства — провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплён в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Орган государственной власти (государственный орган) — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

 

Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации

 

Ветвь власти

Органы власти

Особенности формирования

Правомочия

Законодательная

Двухпалатное Федеральное собрание: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.

Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется)

Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью

Исполнитель

ная

Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д.

В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

Путём назначений

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства

Судебная

Федеральные суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ и другие, федеральные суды; суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции1 субъектов РФ

Судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка

Право на осуществление конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

 

Государственное устройство РФ

 

 

Законодательная власть в Российской Федерации

Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

В системе государственного управления Федеральное собрание выполняет следующие функции.

 

Функции Федерального собрания

 

Наименование функции

Её содержание

Законодательная

Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

Представительская

Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

Контрольная

Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

Верховного руководства делами государства

Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

 

Российский парламент — Федеральное собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

 

Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

 

Особенности формирования

Государственная Дума (Нижняя палата)

Совет Федерации (Верхняя палата)

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями

В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 166 (исходя из 83 субъектов РФ).

Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

Предмет ведения

— Разработка законопроектов.

— Принятие законов.

— Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.

— Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

— Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности:

• Председателя Центрального банка РФ;

• Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов2;

• Уполномоченного по правам человека в РФ.

— Объявление амнистии.

— Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

— Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства РФ, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе.

— Обращение в Конституционный суд РФ

— Разработка законопроектов.

— Рассмотрение законов.

— Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

— Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.

— Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.

— Назначение выборов Президента РФ.

— Отрешение Президента РФ от должности.

— Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности:

• Генерального прокурора РФ;

• заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

• части членов Центральной избирательной комиссии.

— Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.

— Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

 

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Президент производит соответствующие назначения.

 

Компетенции Правительства РФ

 

Наименование компетенции

Основное содержание

Общая компетенция

Полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства РФ, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

Специальная компетенция

Полномочия, определяющие деятельность Правительства РФ в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.)

Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти

Полномочия, определяющие деятельность Правительства РФ по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, меры по устранению нарушения российского законодательства

 

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

 

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

 

 

Институт президентства

Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Политическая необходимость поста главы государства вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти.

 

 

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

 

Полномочия Президента РФ

 

Сфера деятельности

Основные полномочия

Правотворческая деятельность

Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы

Правовой статус личности

Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания

Федеративное устройство государства

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ

Отношения с парламентом

Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке

Отношения с органами исполнительной власти

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам

Отношения с органами судебной власти

Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности

Оборона и безопасность страны

Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённым Конституцией РФ, на территории РФ или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение

Внешняя политика

Ведёт переговоры и подписывает международные договоры.

Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях

 

Срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет.

 

 

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ.

 

 

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

________________________________________________

1 Юрисдикция (от лат. jurisdictio) — подсудность, право производить суд; круг дел, подлежащих ведению данного учреждения.

2 Аудитор (от лат. auditor — слушатель) — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.





загрузка...
загрузка...