загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел IV. ПОЛИТИКА

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 11. Политический процесс

 

Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

 

 

 

Стадии политического процесса

 

Наименование стадий

Их сущность

Конструирование политической системы общества

Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование — это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п.

Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы общества

Это и повторение всех установившихся элементов и параметров политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя).

Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

Принятие и исполнение политико-управленческих решений

Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Эффективность политического решения зависит от следующих факторов:

— координации — поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, то существует постоянная необходимость в согласовании их усилий;

— корреляции — внесение изменений в тактику движения, политического действия, ибо обстоятельства постоянно изменяются;

— программирования — осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, методов, ресурсов (знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.) для их реализации. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества

Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества

Осуществляется корректировка движения политической системы в соответствии с её собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса.

Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др. (т. е. используются методы, выработанные на других стадиях политического процесса), а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности:

— сеть государственных учреждений, структур партий, общественных движений и организаций (службы контроля, ревизии, проверки, надзора и т. д.), т. е. институты, представляющие собой каналы контроля изнутри политической системы;

— службы социологических опросов, общественные приёмные, СМИ и т. д., т. е. осуществляющие контроль извне.

Критериями, в соответствии с которыми оценивается политическая система, политически значимые факты, как правило, служат социально-политические ценности, сложившиеся в обществе, например, «польза — вред», «добро — зло», «справедливое — несправедливое», «приемлемое — неприемлемое» и т. д.

 

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.





загрузка...
загрузка...