Избирательная кампания в РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПОЛИТИКА

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Избирательная кампания в РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПОЛИТИКА


Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Избирательная система включает следующие компоненты.



Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.

Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.


Стадии (этапы) избирательного процесса


Наименование стадии

Её сущность

Назначение даты выборов

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти

Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Не случайно этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ.

Образование избирательных округов и избирательных участков

Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях согласно закону могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер

Формирование избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ → избирательные комиссии субъектов РФ → избирательные комиссии муниципальных образований → окружные избирательные комиссии → территориальные (районные, городские и др.) комиссии→ участковые комиссии. Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ. Она назначается сроком на четыре года и включает 15 членов. Центральная избирательная комиссия не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Кроме того, она распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах

Составление списков избирателей

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, на различные должности реализуется не одинаково. Всё зависит от статуса этих органов и должности. В целом таким правом пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Согласно закону (2004 г.) партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. При этом более чем в половине субъектов численность каждого регионального отделения не может составлять менее 500 человек, а в остальных — не менее 250 человек. В противном случае политическая партия не подлежит государственной регистрации, а значит, не вправе выдвигать своих кандидатов. Этим правом владеют лишь крупные партии, активно работающие на всей территории страны.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и пр. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов.

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования

Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. По результатам выборов в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата, при этом список, набравший от 5 до 6% голосов, получает один депутатский мандат. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения

Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться избирательным объединениям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется, во-первых, из собственных средств кандидата, избирательного объединения; во-вторых, из средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением; в-третьих, из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании


Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.


Основные принципы демократического избирательного права


Принципы

Их сущность

Принцип равенства

Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов

Принцип всеобщности

Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются

Принцип тайного голосования

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него

Принцип непосредственности

Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.

Данный принцип не реализуется при выборах Президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России

Принцип состязательности

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введён лишь в 1993 г.

Принцип гласности

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление

Принцип ограничения срока выборов

Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством


Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.


Типы избирательных систем


Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

• Мажоритарная (от фр. majorite — большинство) система




— Относительного большинства





— Абсолютного большинства

Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов


Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др.


Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.

Применяется при выборах президента в России и во Франции

— Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа


— Обеспечивает партии- победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство

— Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах


— Частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативному голосованию

— Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии

• Пропорциональная система

Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др.

— Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства

— Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий

— Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией

— Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны

— Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

• Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система

Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.

Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 г.) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы

— Формируется действительно представительный парламент

— В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов

— Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей


В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.