загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 5. Мышление и деятельность

 

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

 

 

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

 

Этап

Его сущность

I

Наличие:

— потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;

— интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;

— умения отделить новое, необычное от известного;

— стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса

II

Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию

III

Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

 

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности.

 

 

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

 

Особенности мышления

Первобытного человека

Современного человека

Чувственная конкретность и предметность

Большие обобщающие способности

 

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

 

Типы мышления

 

Тип

Его сущность

Образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие.

Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций

Понятийное (теоретическое)

Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку

Знаковое

Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками.

Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности.

Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности

 

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

 

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни

Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека

Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств

Продуктивный, творческий, созидательный характер

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

 

 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

 

 

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

 

 

Игра — это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

 

 

Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

 

Линии сравнения

Общение

Информационная коммуникация

1. Общее

Обмен информацией

2. Различия

Получатель информации — человек

Получатель информации — человек, животное, машина

Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта

Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи

Усиление общности участников

Участники остаются обособленными

 

 

Существует несколько классификаций общения.

 

 

Функции общения

 

Наименование функции

Её содержание

Социализации

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека

Наименование функции

Её содержание

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

 

Существует несколько подходов в современной науке к вопросу связи между деятельностью и общением.

 

Общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между

ними можно поставить знак равенства

Общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.

Общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности

 

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

 

 

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения.

 

Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде

Труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный

 

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

 

 

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 

Основные классификации деятельности

 

1. По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.

 

 

2. По субъекту деятельности: индивидуальная и коллективная.

3. По характеру самой деятельности: репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отходом от шаблонов и стандартов).

4. По соответствию правовым нормам: законная и незаконная.

5. По соответствию моральным нормам: моральная и аморальная.

6. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная.

7. В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная.

8. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

 

 

Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.

 

 

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами.

 





загрузка...
загрузка...