загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 13. Социализация индивида

 

 

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

 

 

Всё, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации».

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

 

Виды социализации

 

Линии сравнения

Первичная (ранняя, начальная) социализация

Вторичная (продолженная) социализация

1. Какова её сущность?

Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

• Овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определённой субкультуре (профессиональная социализация)

• Включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам

• Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности

2. Для каких жизненных этапов характерна?

Для ранних этапов жизни (детство, юность)

Для поздних этапов жизни (зрелость, старость)

3. К какому социальному окружению относится?

Непосредственное окружение человека

Опосредованное (формальное) окружение человека

4. Кто оказывает воздействие?

Семья, друзья

Учреждения и институты общества

5. Кто осуществляет социализацию?

Те, кто связан тесными личными отношениями (родители, друзья и др.)

Те, кто связан формальноделовыми отношениями (сотрудник телевидения, полицейский и др.)

6. Какова особенность агентов социализации?

Агенты социализации универсальны, выполняют множество разных функций (например, отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга)

Агенты социализации влияют в узком направлении, выполняют одну-две функции (например, школа даёт знания, церковь — духовное общение и т. д.)

 

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности: расширение её видов, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, её осмысление и т. п.;

— в сфере общения: обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения;

— в сфере самосознания: формирование образа собственного Я (Я-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Одной из сторон социализации личности является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adaptatio — приспособить) — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Показателями адаптации могут служить успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворённость социальной средой.

Социологи выделяют два типа социальной адаптации:

• активный — характеризуется активным воздействием человека на социальную среду;

• пассивный — характеризуется пассивным восприятием человеком ценностей группы, окружения.





загрузка...
загрузка...