загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

 

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

 

 

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

 

Наименование модели

Её содержание

Постепенное развитие науки

Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников

Развитие науки через научные революции

Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1.

Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания

За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость

Развитие через интеграцию научного знания

Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

 

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

 

 

Функции современной науки

 

Наименование функции

Её содержание

Культурно-мировоззренческая

Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Познавательно-объяснительная

Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

Прогностическая

Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

 

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

— проверяемость;

— высокий уровень обобщения знаний;

— универсальность;

— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

 

 

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

 

 

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

 

 

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

 

 

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

 

 

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

 

Наблюдение

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт)

Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств

 

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

 

Анализ

(от гр. analysis — разложение)

Синтез

(от гр. synthesis — соединение)

Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части

Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей

 

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

 

Индукция

(от лат. inductio — наведение)

Дедукция

(от лат. deductio — выведение)

Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение

Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер

 

Универсальным методом научного познания является аналогия (от гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

 

Исторический метод

Логический метод

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления

Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей

Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса

Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

 

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.

 

image65

 

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

 

 

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

 

Особенности общественных наук

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Общественные науки задевают непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

 

 

Важнейшие социальные науки

 

Наименование науки

Её сущность

История

Наука, изучающая прошлое человеческого общества

Культурология

(от лат. cultura — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре

Политология

(от гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение, слово)

Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности

Социология

(от гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)

Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных

Философия (от гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Экономика

(от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Эстетика

(от гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)

Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

Этика

(от гр. ethos — привычка, обычай)

Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль

 

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространённым методом социального исследования является научная абстракция, в научном обществознании исключительно велика роль мышления.

_______________________________________________

1 Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.





загрузка...
загрузка...