загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Теоретический материал (экспресс-курс)

 

Тема 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

 

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит своё отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок.

Наиболее распространенными являются следующие подходы к изучению культуры.

 

 

Начиная с I в. до. н. э. слово «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.

 

 

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

 

 

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

 

Основные функции культуры

 

Наименование функции

Её содержание

Познавательная

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная)

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

Информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная

Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение

Социализации

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

 

Когда речь идёт о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

 

Типология культуры

 

Основа классификации

Типы культуры

Связь с религией

Культуры религиозные и светские

Региональная принадлежность

Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская

Регионально-этническая особенность

Русская, французская и т. д.

Принадлежность к историческому типу общества

Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Хозяйственный уклад

Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура

Сфера жизни общества или вид деятельности

Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры

Связь с территорией

Сельская и городская культуры

Специализация

Обыденная и специализированная культуры

Уровень мастерства и вид аудитории

Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

 

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

 

 

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

 

Позитивное

Негативное

— утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;

— её произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

— отличается демократичностью (её «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени;

— отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке;

— имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству

— снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;

— ведёт к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;

— рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере;

— насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.);

— формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности;

— используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определённые представления и предпочтения

 

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех её параметров.

 

Составляющие и признаки субкультуры

 

 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодёжная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего всё новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодёжь. Молодёжная культура — это культура демонстративного потребления. Её возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодёжная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.





загрузка...
загрузка...