Тренировочные задания - Урок 2 - Духовная жизнь общества

Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Тренировочные задания - Урок 2 - Духовная жизнь общества

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 пол номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Под словом «культура» изначально подразумевалось (лись)

1) правила поведения в обществе

2) создание искусственной природы

3) способы обработки земли

4) способы производства новых знаний

2. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных цен в остей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство

2) творчество

3) наука

4) культура

3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Определение: «Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека» относится к понятию

1) духовное потребление

2) духовная жизнь

3) духовность

4) духовная деятельность

5. Верны ли следующие суждения о преемственности в культуре?

А. Преемственность в культуре означает повторение достижений прошлой культуры.

Б. Преемственность в культуре означает канонизацию прошлых художественно-эстетических принципов и правил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. К духовной жизни общества относятся

1) знания

2) вера, чувства, способности человека

3) стремления и цели людей

4) все указанные выше

7. Верны ли следующие суждения о новаторстве в культуре?

А. Новаторство в культуре означает развитие жанрового, видового, стилевого многообразия искусства.

Б. Новаторство в культуре означает открытие новых сторон и граней духовного мира человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. К духовной культуре относится

1) оборудование

2) искусство

3) здание

4) компьютер

9. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура — совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.

Б. Субкультура — это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Определение: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура

2) массовая культура

3) элитарная культура

4) национальная культура

11. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Б. Массовая культура враждебна элитарной культуре.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Определение: «Система общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности» относится к понятию

1) мировоззрение

2) нравственность

3) религия

4) менталитет

13. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на общественное мнение.

Б. Мораль опирается на идеи добра и зла.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Мораль характеризуется следующим признаком

1) имеет исторический характер

2) обладает относительной самостоятельностью

3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни

4) все указанные выше

15. К мировым религиям относится

1) иудаизм

2) синтоизм

3) буддизм

4) даосизм

16. Верны ли следующие суждения о религиозной вере?

А. Религиозная вера включает веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий.

Б. Религиозная вера включает веру в объективно-истинное знание о природной и социальной действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

1) буддизм

2) католицизм

3) ислам

4) православие

18. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия — это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия — это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Определение: «Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность» относится к понятию

1) мораль

2) религия

3) мировоззрение

4) философия

20. Определение: «Средство приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре» относится к понятию

1) воспитание

2) творчество

3) образование

4) мироощущение

21. Верны ли следующие суждения о сущности гуманизации образования?

А. Гуманизация образования означает повышение роди общественных дисциплин в учебном процессе.

Б. Гуманизация образования означает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения о сущности гуманитаризации образования?

А. Гуманитаризация образования представляет собой интеграцию образовательных систем.

Б. Гуманитаризация образования представляет собой массовое распространение среднего и высшего образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие различных учреждений дополнительного образования, ориентированных на разнообразные интересы детей и взрослых?

1) гуманитаризации

2) информатизации

3) гуманизации

4) интернационализации

24. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе»

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука направлена на постижение истины и открытие объективных законов.

Б. Наука отражает действительность в художественных образах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности», относится к понятию

1) образование

2) творчество

3) наука

4) искусство

27. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Науку можно рассматривать как систему знаний.

Б. Науку можно рассматривать как одну из форм духовной культуры общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления.

29. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является коммерческой.

Б. Элитарная культура выступает предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (B1—В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

1.

Ответ: ________________­_____________________.

2.

Ответ: ________________­_____________________.

3.

image63

Ответ: ________________­_____________________.


В2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «наука».

Закон; теория; культ; понятие; факт.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «наука».

Ответ: ________________­_____________________.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Гипотеза; обычай; социальная норма; поведение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием « мораль».

Ответ: ________________­_____________________.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия».

Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».

Ответ: ________________­_____________________.


В3. 1. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

A) восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей

Б) выполнение роли производительной силы общества

B) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их деятельности

Г) разработка планов и программ экономического и социального развития

Д) производство новых знаний о природе, обществе, мышлении

ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) наука

2) религия


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







2. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

A) пластмасса

Б) музыкальный образ

B) японский сад камней

Г) живопись

Д) рубило первобытного человека

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

1) материальная культура

2) духовная культура


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями.

К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

A) формирование эстетических вкусов и потребностей человека, пробуждение в личности желания и умения творить по законам красоты

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

B) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы

Г) сохранение и ретрансляция культурного достояния общества из поколения в поколение

Д) восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности

ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) образование

2) искусство


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







В4. 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики науки и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) мифологичность

2) логичность

3) рациональность

4) творчество

5) некритичность

6) сверхъестественность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ________________­_____________________.


2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) религиозное учение

2) телевизор

3) музыка

4) оборудование

5) научное открытие

6) станок

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ________________­_____________________.


3. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ________________­_____________________.


В5. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По мнению ученых, можно выделить три вида духовного производства: науку, искусство и религию. (2) С точки зрения некоторых философов, к ним добавляются еще и мораль, политика и право. (3) Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами. (4) Общественные связи, возникающие между людьми в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, думается, трудно назвать духовными.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике образовательного процесса. (2) Содержание образования, по мысли специалистов, необходимо дополнить современными процессуальными умениями, направленными на развитие способности оперировать информацией. (3) Представляется, что традиционные способы ретрансляции знаний — уступят место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. (4) В России, по мнению экспертов, осуществляется становление новой системы образования, способствующей формированию нравственного облика человека XXI века.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






В6. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Культура в самом широком смысле определяется как ______________ (1) организации и развития человеческой жизнедеятельности и ее ______________ (2). Это понятие отражает объект, который включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, ______________ (3), все, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического ______________ — ______________ (4) социальных ______________ (5) как свое основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или ее основные языки: наука, искусство и ______________, ______________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слое о за другим, мысленно заполняя каждый продукт. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) отношение

Б) смысл

В) регулирование

Г) нравственность

Д) организация

Е) способ

Ж) исследование

3) результат

И) институт

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ______________ (1) в культуре доминирующую роль играет послед, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, ее допускает и тени ______________ (2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________ (3), в формулы житейской ______________ (4), практического ______________ (5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный ______________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) образ

Б) поведение

B) демократия

Г) новаторство

Д) искусство

Е) рассудок

Ж) преемственность

3) традиция

И) мудрость

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наука — ______________ (1) образования и накопления знания путем преимущественного использования рациональных ______________ (2). При этом можно вспомнить о неизбежно необходимой роли в ней иррационального, подсознательного — на примере, скажем, истории с ______________ (3) Д. И. Менделеева. И хотя выработка научного знания сосредоточена на проблеме ______________ (4), одновременно постоянно стимулируется стремлением к ______________ (5), к расширению сферы человеческого понимания. Поэтому образуется и накапливается научное знание не как угодно, а в ответ на человеческое ______________ (6)» .

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) творчество

Б) факт

В) польза

Г) изобретение

Д) способность

Е) недоумение

Ж) форма

3) процесс

И) открытие

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (C1—С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

«На данный момент в мире сложились две модели образования: классическая, которая соответствует личностно-отчужденной парадигме и неклассическая, отвечающая требованиям личностно-ориентированной.

Можно констатировать, что классическая модель образования не отвечает вызовам современности, не удовлетворяет новым социальным потребностям, ибо принципы, заложенные в ее основу, перестали быть созвучными новым тенденциям мирового развития. Сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации.

Неклассическая модель образования в значительно большей степени отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека: этические отношения в обществе, отношение человека к культуре и природе, формирование <...> комплексного отражения действительности. <...>

Подчеркивая негативные моменты в современном состоянии российского образования, хочу с удовлетворением отметить, что оно находится в состоянии перемен. К ним можно отнести и спонтанное развитие и целенаправленные реформы. <...>

Образование в пределах временного горизонта до 202 5 г. должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной мотивам творческого самовыражения. Отсюда необходимость смены образовательной парадигмы предполагает иное, качественно новое содержание образовательных технологий, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение людей, иной педагогический менталитет. < ... >

Отечественная система образования является важным фактором сохранения достойного места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Потенциал образования необходимо в полной мере использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных религиозных конфессий» (Кочкаева Т. Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования» // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 6. С. 5 6 — 64)

C1. Опираясь на текст, укажите модели образования, сложившиеся в современных условиях. Раскройте их сущность.

C2. Почему, по мнению автора, необходимо сменить существующую образовательную парадигму? Дайте соответствующее объяснение.

С3. Автор говорит о «целенаправленных реформах» в системе российского образования. Укажите любые три приоритета в ее реформировании.

С4. В тексте идет речь об одной из функций образования. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера, раскрывающих функции образования.

С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

2. Назовите любые два признака культуры как явления общественной жизни.

3. Укажите любые две функции образования в обществе»

С6. 1. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

2. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

3. Раскройте на двух примерах социальную значимость массовой культуры для современного общества.

С7. 1. Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.

2. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

3. Английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание то, что «заповеди старых деспотий начинались словами «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен»» Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных режимов. Почему с позиций теории ценностей спи не могут быть отнесены к явлениям культуры?

С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Культура всегда подразумевает охранение предшествующего опыта» (Ю. Лотман).

2. «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию» (Ф. Жолио-Кюри).

3. «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л. Толстой).

4. «Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение» (Ф. Ницше).

5. «Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

6. «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).