загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - ЕГЭ

ОТВЕТЫ

 

Тема 2. Человек

 

Часть 1

 

№ задания

Ответ

1

1

2

4

3

2

4

3

5

3

6

1

7

2

8

2

9

4

10

1

11

3

12

3

13

2

14

1

15

4

16

3

17

2

18

1

19

1

20

1

21

3

22

2

23

2

 

Часть 2

 

№ задания

Ответ

1

Деятельность

2

Способности

3

3, 2, 1

4

1, 1, 2, 2

5

Цель

6

1, 2, 4

7

1, 2, 3

8

1, 2, 4

9

2, 1, 3

10

5, 6

11

2, 5

12

3, 1, 2, 3, 1

13

Потребности

 

Часть 3

 

1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

Ответ:

• прямохождение;

• развитая кисть руки;

• сложноорганизованный мозг;

• возможность видеть в трех измерениях;

• пластичность потребностей

Могут быть приведены и другие характеристики.

 

2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».

Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

Ответ:

• человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;

• понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;

• личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

• вне общества — общения с себе подобными — развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие суждения.

 

3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Ответ:

• человек — существо общественное и сознательное;

• в отличие от животного обладает целеполаганием;

• способность человека к творчеству не является наследственной;

• человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Могут быть приведены и другие утверждения.

 

4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

Ответ:

• логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь;

• интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

• цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

• мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;

• особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.

 

5. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

Ответ: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Ответ: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Ответ:

• должен быть утвердительным;

• аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;

• творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) Что, по мнению автора, является конечной целью преобразовательной деятельности человека? А по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Ответ:

• по мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»;

• конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

 

6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов идет речь в данном случае? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

Ответ:

• возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т. д.;

• речь идет о внутренних конфликтах;

• в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.

 

7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

1) Согласны ли вы с автором? Почему?

Ответ: да, так как свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

2) Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

Ответ:

Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность.

При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применение для анализа конкретных ситуаций (примеров).






загрузка...
загрузка...