загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - ЕГЭ

Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

 

6. Образование и самообразование

 

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие «образование». Функции образования. Ступени, содержание и функции образования в России. Понятие «самообразование». Формы и содержание самообразования. Сущность гуманизации как тенденции в развитии образования в современном мире.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»). Как социальный институт общества образование оформилось в XII—XV вв. и представляет собой систему учебных и научных заведений, обеспечивающих образование и воспитание общества, переобучение и повышение квалификации специалистов, производство, хранение и распространение новых знаний.

Функции образования:

— профессионально-экономическая (подготовка и переподготовка профессиональных кадров);

— социальная (социализация и воспитание личности);

— культурно-гуманистическая (использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности);

— политико-идеологическая (государственное регулирование образовательной политики, формирование через образование политической и правовой культуры).

Система образования — совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится ее функционирование. В системе образования РФ существуют следующие образовательные ступени: дошкольное образование; общее образование, включающее три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее (полное) общее образование (10—11, 10—12 классы); профессиональное образование: начальное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование. Кроме того, действует система дополнительного образования (всевозможные курсы, объединения, секции, кружки и т. п.).

Гуманизация образования — приоритет человеческих ценностей. В образовании проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.

Гуманитаризация образования — означает усиление внимания ко всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека (экономической теории, истории, социологии, политологии, праву, литературе, искусству).

В РФ в настоящее время осуществляется переход на многоуровневую структуру образования с целью расширения возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества с учетом современных потребностей экономики и рынка труда. Это позволит осуществить интернационализацию российского образования — создание единой системы образования для разных стран.





загрузка...
загрузка...