загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - ЕГЭ

Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

 

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества»

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; субкультура и контркультура. Средства массовой информации. Искусство: формы и основные направления. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Содержание элементов проверки

1. Культура и духовная жизнь общества.

2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры.

3. Религия как феномен культуры.

4. Искусство, его основные формы и направления.

5. Наука.

6. Образование и самообразование.

 

1. Культура и духовная жизнь общества

 

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие «культура» и основные подходы к ее определению. Культурные ценности. Материальная и духовная культура. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Культура (от лат. cujtura — возделывание, обработка) — в настоящее время существует более 500 определений культуры, т. к. культура — явление многоплановое. Наиболее распространены два подхода; 1) Культура — это совокупность различных форм совместной деятельности людей (деятельностный подход); 2) Культура — совокупность материальных и духовных ценностей людей, передающихся из поколения в поколение (ценностный подход). Большинство ученых придерживается именно этого подхода, учитывая такие критерии ценностей как: а) устойчивость ценностей во времени; б) фактор признания в обществе на уровне отдельной личности, социальной группы, нации, народа. Материальная культура — это машины, постройки, производственные мощности, жилище, одежда и т. п.; духовная культура — это произведения искусства, научные труды, формы общения, традиции, знания, мировоззрение и пр. Это деление достаточно условно, т.к. достаточно трудно определить, к какой из них относится явление культуры. Чаще всего под культурой понимают духовное производство. В этом случае определение культуры можно представить в следующем виде: культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Духовность — составная и ведущая часть культуры, главная ее особенность — нематериальный характер. Это — система ценностей, имеющих непреходящее общемировое значение, т. е. существующие очень длительный период, имеющие большое количество последователей (например, выдающиеся произведения литературы, искусства, религиозные ценности), и исторически преходящие ценности, т.е. существующие ограниченный отрезок времени (сословные ценности, рыцарский образ жизни).

Культурные ценности — признанные всем обществом или большинством его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может ( нормы, обычаи, традиции, обряды, язык и пр.).

Нормы — правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры.

Обычаи — установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом. Иначе — культурные привычки.

Традиции — совокупность элементов культуры, передаваемых из поколения в поколение.

Язык — совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках искусства. Язык отражает и поддерживает картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивает социальный контроль, т. к. норма не может существовать, не будучи выраженной языком.

Обряд — совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллективный характер.

Преемственность — основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурных процессов. Подчеркивает понимание культуры как способа человеческой деятельности, способа человеческой жизни в целом. Включает в себя традиции — передачу культурного опыта из поколения в поколение (временной фактор проверки культурных ценностей, их важность для поколений) и новации — создание новых культурных ценностей на основе переработки или обновления старых (например, новые научные открытия не могут быть открыты без опоры на старые).

Мировоззрение — представление об окружающем природном и социальном мире, отношение к этому миру. Является важным элементом духовного мира человека, отличается неповторимостью и во многом определяется окружающей человека культурной средой, личным опытом, образованием, воспитанием, характером, его убеждениями и нравственностью. Выбор мировоззрения — дело сугубо личное. Выделяют такие типы мировоззрения, как: оптимистическое и пессимистическое, религиозное и атеистическое, научное, обыденное и пр. Мировоззрение человека меняется, отражая изменения в мире, новые знания и изменения в самом человеке.

Убеждения — это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию — благом. Источниками убеждений являются: теоретические знания, житейский опыт, ценностные ориентации и установки личности.

Вера — свойство человеческого сознания принимать что-либо без доказательства. Проявляется во многих формах сознания, а не только в религии.

Мораль (нравственность) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде. Нормы морали служат образцом, идеалом гуманного поведения. Их главная особенность состоит в том, что они пронизывают всю жизнь человека, любые виды его деятельности. Возникнув раньше норм права, они чрезвычайно устойчивы и передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, а самое главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, его личной совести. Совесть, честь, чувство собственного достоинства — главные категории морали. Совесть — этическая категория, выражающая ответственность человека за свои собственные поступки перед самим собой. Честь — это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества. Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения. Мораль тесно связана с нравственностью: они соотносятся как форма сознания и область практических поступков, реальных действий индивида.

К моральным нормам относятся: стремление к саморазвитию; любовь и уважение к близким; преданность и любовь к Отечеству; трудолюбие; веротерпимость; уважение к другим народам: бережное отношение к природе.

Манкуртизм — невостребованность культуры. Свидетельствует о духовном вакууме или даже кризисе духовности.

Толерантность — терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры.





загрузка...
загрузка...