Задания - Урок 3 - ПОЗНАНИЕ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Задания - Урок 3 - ПОЗНАНИЕ

1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете

2) использует логические умозаключения

3) начинается с ощущения

4) дает наглядный образ предмета

2. И чувственное, и рациональное познание

1) нацелено на постижение истины

2) приводит к теоретическим обобщениям

3) присуще не только человеку

4) исходной точкой имеет ощущение

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) обновляет знания об окружающем мире

2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий

4) использует логические умозаключения

4. Отражение общих и существенных признаков называется

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением

5. Методом эмпирического познания не является

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

6. Верны ли суждения?

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли суждения?

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека?

А. Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием.

Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. И абсолютная, и относительная истины

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология

13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

15. Сознание идеально, а это значит, что

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) сознание лишено телесности и чувственной осязаемости

16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия

18. Какая из перечисленных наук изучает общественную жизнь?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. И обыденному, и научному знанию свойственно то, что они

1) предполагают доказательства

2) носят субъективный характер

3) необходимы человеку для эстетической деятельности

4) могут передаваться из поколения в поколение

21. И религиозное, и научное знание

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

22. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

2) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит

3) судьба человека зависит от расположения звезд на небе в момент его рождения

4) электрический ток бежит по проводам так же, как вода по трубам

23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25. Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

26. Какая из перечисленных наук дает ответы на вопрос, что такое добро и зло?

1) эстетика

2) психология

3) этика

4) социология

27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а, наоборот, теория — эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Часть 2

1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка результатов действий, способы действий».

Ответ: ________________­___________________________.

2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства — это ... ».

Ответ: ________________­___________________________.

3. Вставьте пропущенное слово: «... — это самые простые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________­___________________________.

4. Какому понятию соответствует следующее определение? «Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ: ________________­___________________________.

5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется ... к данной деятельности».

Ответ: ________________­___________________________.

6. Установите соответствие между науками и их краткими описаниями.

НАУКА

А. Анатомия

Б. Философия

В. Педагогика

Г. Биохимия

Д. Физиология

Е. Антропология

Ж. Социология

3. Психология

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) Наука о строении организмов

2) Наука о воспитании и обучении

3) Наука об обществе и общественных отношениях

4) Наука о биологической природе человека

5) Наука о процессах психической деятельности человека

6) Наука о функциях и отправлениях организмов

7) Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3










7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ

А. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Б. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

В. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

Г. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

Д. Достоверное знание, не зависящее от мнения и пристрастия людей

ВИД ИСТИНЫ

1. Объективная истина

2. Относительная истина

3. Абсолютная истина

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г

Д







8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания? Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания.

1) ощущения

2) понятия

3) суждения

4) умозаключения

5) представления

6) восприятие

Ответ: ________________­___________________________.

9. Вставьте пропущенное слово: «Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ: ________________­___________________________.

10. Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве, в другом называется ...».

Ответ: ________________­___________________________.

11. Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».

Ответ: ________________­___________________________.

12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ... ».

Ответ: ________________­___________________________.

13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ... знание».

Ответ: ________________­___________________________.


Часть 3

1. Назовите формы чувственного познания.

2. Назовите уровни научного познания.

3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь».

И. Гете

1) О каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

6. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?

2. В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ с помощью двух конкретных примеров.

3. Что такое концепция в науке? Дайте определение.

4. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

7. Прочитайте текст и выполнить задания к нему.

Как социальные психологи изучают поведение человека

«Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого крута проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать, связаны ли они».

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе.

1. «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями» (А. Камю).

2. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими» (Б. Спиноза).

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек» (M. В. Ломоносов).