РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА - Право

На этом уроке характеризуется ключевое понятие всей темы — «право», закладывается ценностное отношение к праву как мере (масштабу, границе) свободы, справедливости, ответственности. Именно такой взгляд закреплён в Конституции РФ. Опорой при изучении темы могут послужить начальные сведения о законе и норме, полученные в 7 классе.

Задачи урока

1. Способствовать формированию у учащихся знаний о сути и ценности права, его особой миссии в обществе — способности удовлетворять потребности человека в свободе и справедливости.

2. Содействовать пониманию школьниками различия между правом и законом и вместе с тем их неразрывной взаимосвязи, взаимозависимости.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; выделение существенных характеристик объекта; смысловое чтение; свободная ориентация и восприятие учебного и научного текстов; анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; умение участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока

Учебник; пособие «Дидактические материалы».

План изучения нового материала

1. Что такое право?

2. Мера свободы, справедливости, ответственности.

3. Норма права. Закон.

4. Система законодательства.

5. Право и закон.

Варианты организации учебной деятельности

В начале урока проводится беседа по вопросам рубрики «Вспомним».

Вариант 1. Традиционный урок

Поскольку на данном уроке учащиеся делают свои первые шаги в огромном и достаточно сложном мире права, во вводной беседе желательно подчеркнуть особую социальную ценность права — охарактеризовать его положительную роль для общества и личности.

Начать можно с обращения к мнению великого знатока права немецкого философа И. Канта, посвятившего изучению права многие работы. Размышляя о роли права в жизни и судьбе людей, он пришёл к выводу: «Право — самое святое из того, что есть у Бога на земле, право является высшим принципом жизни общества, конечной целью человеческого рода». Столь высокая оценка права со стороны одного из самых авторитетных мыслителей в истории, безусловно, обязывает любого гражданина изучать это уникальное явление — право — и вырабатывать к нему своё отношение.

Дополнительный материал для учителя

Среди основных проявлений социальной ценности права можно отметить, например, такие:

— право придаёт действиям людей организованность, согласованность, упорядоченность и подконтрольность;

— право и свобода неотделимы друг от друга; право точно определяет меру свободы человека в обществе, границы свободы; фактически право — это и есть конкретная норма, мера свободы в реальных человеческих отношениях;

— право служит высшим выразителем справедливости, утверждает равенство всех граждан перед законом, независимо от их происхождения и социального положения;

— право служит средством организации государственной власти, её упорядочения и обуздания, т. е. вводит власть в рамки закона, за которые она не должна выходить (связанность власти правом).

Таким образом, в самом общем виде учитель может отметить, что ценность права состоит в его способности удовлетворять потребность человека и общества в свободе, порядке, равенстве и справедливости.

1. Первый вопрос учителю рекомендуется объяснять самому, опираясь на текст учебника.

Характеризуются три рода права. Особое внимание желательно уделить третьему — естественному праву. Учителю нужно разъяснить различие между позитивным и естественным правом и отметить процесс их постоянного сближения.

В заключение следует ещё раз акцентировать внимание учащихся на том, что право (какое бы смысловое значение его ни рассматривалось) представляет собой совокупность норм, т. е. общеобязательных правил, защищённых силой государства. Это главный отличительный признак права.

Чтобы закрепить изученное, рекомендуется предложить учащимся прочитать текст рубрики «Мнения» и обсудить вопросы к тексту.

2. При изучении второго вопроса продолжается характеристика права, его сути. На этом этапе учитель объясняет, почему право называется мерой свободы. Это очень сложный вопрос, поэтому рекомендуется придерживаться текста учебника. Можно спросить учащихся, как они понимают слово «мера», и объяснить это понятие как единицу измерения, границу, масштаб, предел и т. д. Можно также выяснить, для чего люди используют, применяют меру, что это им даёт.

На основе беседы объясняется соотношение права (как меры) и свободы (как воли, возможности поступать по собственному усмотрению). Право чётко определяет её меру, границу. Только право способно наиболее полно выразить социальную свободу — границу должного и возможного поведения — и вместе с тем определить ответственность людей за свои поступки. Более того, право — это и есть свобода, они едины, неотделимы друг от друга. Других столь же чётких, конкретных и определённых выразителей свободы не существует. Всё, что выходит за границы права, — это уже не свобода. Это — своеволие, бесконтрольность, безответственность, произвол. Вот почему право — это мера свободы. И тот, кто хочет знать всё о своей свободе, т. е. о своих возможностях и обязанностях в обществе, о том, что он может делать по своему усмотрению, а чего категорически не может, должен изучать право, знать его.

Чтобы закрепить полученные знания, полезно предложить классу прочитать текст рубрики «Документ» и ответить на вопросы к нему.

3—4. При изучении этих вопросов сочетаются работа с учебником, беседа и составление схемы. У школьников есть первоначальные знания о том, что такое норма, закон. Учитель предлагает учащимся прочитать раздел параграфа «Норма права. Закон», ответить на вопросы и выполнить задания:

1) Что такое нормативный акт? Почему закон — это нормативный акт высшей юридической силы?

2) В чём основное предназначение правовой нормы? Почему её называют общеобязательной? Кто обязан следить за исполнением нормы?

3) Составьте схему «Виды нормативных актов», соблюдая их иерархию. В законченном виде схема может выглядеть так:

Учитель предлагает классу следующие вопросы: из чего вы исходили, выстраивая иерархию нормативных актов? При обсуждении подчёркивается, что иерархия нормативных актов определяется их юридической силой, а сама юридическая сила зависит от того, какой орган государства принимает нормативный акт. Конституция находится на вершине иерархической лестницы, так как она принята путём всенародного голосования (референдума).

Продолжая работу, учитель предлагает школьникам прочитать раздел «Система законодательства» и затем обсудить вопросы: что означает термин «законодательство»? Каковы основные части системы законодательства? Что представляет собой отрасль права? Какие отрасли права вам известны? Что такое институт права? Чем вызвана необходимость выделения институтов права внутри отрасли права?

Для закрепления можно предложить классу составить простейшую схему «Отрасли права» (в учебнике назван ряд отраслей российского права).

5. Последний вопрос учителю лучше раскрыть самому, поскольку проблема соотношения права и закона — одна из сложнейших в науке. Возможно, учащиеся уже слышали (из СМИ, от родителей, сверстников и т. д.) о том, что не все нормативные акты (законы) являются правовыми. Существуют законы, не соответствующие правовым критериям, и, следовательно, с правом они не совпадают. Можно сделать вывод, что в решении проблемы соотношения права и закона сталкиваются две различные позиции. С опорой на текст учебника рекомендуется охарактеризовать эти позиции. Можно отметить, что вторая позиция базируется прежде всего на моральных критериях — справедливости, гуманности. Такого мнения придерживаются многие современные учёные. Тем не менее спор не окончен. Существует проблема выработки более чётких, объективных критериев, на основе которых одни законы следует относить к правовым, а другие — к неправовым.

Вариант 2. Лабораторное занятие, сочетающее работу с «Дидактическими материалами» (текст «Правовое регулирование»1) с изучением материала учебника (раздел «Что такое право»).

Начать лучше с учебника — это сделает достаточно сложный текст «Дидактических материалов» более доступным. Учитель предлагает классу задание: опираясь на материал учебника, сформулируйте определение права и выделите его важнейшие признаки. После выполнения задания необходимо проработать первый абзац текста 1 «Правовое регулирование» и ответить на вопрос 2. Проделанная работа позволит провести сравнение двух определений — из учебника и из «Дидактических материалов». Затем учащиеся выделяют важнейшие признаки права (система общеобязательных норм, признаваемых государством, устанавливающих права и обязанности лиц). Завершить этот этап работы можно беседой, опираясь на вопрос 3 к тексту.

Следующий этап — работа с текстом «Свобода и закон»2. Рекомендуется также начать с изучения материала учебника — раздел «Мера свободы, справедливости и ответственности». Учащимся необходимо прочитать раздел и ответить на вопрос 2 рубрики «Проверим себя».

Выполнив это задание, класс снова обращается к тексту и готовит ответы на вопросы к нему. В последующей беседе опора на характеристику права как меры свободы позволит ответить на вопрос о двойственной природе закона, а также раскрыть смысл высказывания, приведённого в вопросе 2. Именно с идеей права как меры, границы свободы, которая раскрывается в тексте учебника, можно связать основной смысл этого высказывания.

Нет возможности и необходимости на одном уроке раскрывать состояние современного российского права. Его характеристика будет складываться постепенно, от урока к уроку. Можно отметить, что за период с 1985 г. (начало перестройки) и по настоящее время в России сделаны значительные шаги в деле повышения роли права в жизни человека, общества, государства. Главный из этих шагов — принятие Конституции РФ в 1993 г. Она стала мощным стимулом для роста правовых начал в нашей жизни. Следует отметить также, что идея о необходимости господства права во всех сферах жизни многократно подчёркивалась руководством страны.

Очень важным моментом в повышении роли права в жизни общества является конечно же поведение каждой отдельной личности, гражданина, в том числе и несовершеннолетнего. Основная задача молодого человека — активное освоение правовой культуры, которое начинается с правовых знаний и выработки сознательного правомерного поведения.

Домашнее задание: § 8 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Бошно С. В. Правоведение: учеб. / С. В. Бошно. — М., 2004. — Гл. 2, 8, 9.

Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. / М. Н. Марченко. — М., 2007. — Гл. 4, 17, 20.

Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2009. — Гл. 7, 11, 13.

Общая теория государства и права: учеб. / под ред. Н. В. Лазарева. — М., 2010. — Темы 9, 10, 13.


1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 37. — Текст 1. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm

2 Там же. — Текст 3.