ВВЕДЕНИЕ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ВВЕДЕНИЕ

В пособии содержатся поурочные разработки по курсу обществознания для 8 класса, составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентированные на работу по новому учебнику “Обществознание. 8 класс” под редакцией Л. Н. Боголюбова.

В соответствии с примерной программой по курсу “Обществознание” основное внимание в 8 классе уделяется таким вопросам, как личность и общество, сфера духовной культуры, социальная сфера, экономика.

Основная задача учителя на данном этапе — обобщить и систематизировать ранее полученные знания учащихся об обществе; раскрыть более обстоятельно, целостно затронутые на уроках обществознания в 5, 6, 7 классах вопросы морально-этического, социологического, экономического и правового характера.

Первая тема “Личность и общество” вводит учащихся в круг проблем современного общества и общественных отношений. Рекомендации к урокам этой темы направлены на осознание школьниками своего места в обществе, понимание роли человека в окружающем мире. Изучение восьмиклассниками общей характеристики развития и современного состояния общества станет основой при рассмотрении в дальнейшем конкретных социальных явлений и процессов.

Рекомендации к урокам второй темы “Сфера духовной культуры” даются исходя из необходимости введения учащихся в круг вопросов морально-нравственного характера. Кроме того, школьники получат возможность ознакомиться с функционированием системы образования, науки и религии, информационными процессами в обществе.

Рекомендации к изучению материалов темы “Социальная сфера” помогут учителю раскрыть ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

Рекомендации к урокам заключительной темы “Экономика” способствуют углублению знаний учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Затрагиваются и некоторые макроэкономические проблемы (роль государства в экономике, безработица, международная торговля).

Большое внимание в пособии уделено вариантам организации активной познавательной деятельности учащихся. При этом учитываются требования к результатам обучения, предусмотренные примерной программой1 по обществознанию, созданной на основе ФГОС основного общего образования.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Авторы пособия стремились дать учителю советы, необходимые для организации эффективного изучения основных понятий и идей курса на основе системно-деятельностного подхода, развития универсальных учебных действий у школьников. Учебный процесс предполагает использование разнообразных средств и методов работы с учащимися. На уроках необходимо использовать учебный текст, в том числе и включённые в него дидактические рубрики: “Вспомним”, “Подумаем”, “Факты”, “Документ”, “Ситуация”, “Мнения”, “Проверим себя”, “В классе и дома”, “Говорят мудрые”.

Очень важно связать предложенные в курсе 8 класса темы с процессами, происходящими в российском обществе, с перспективами развития России в ближайшем будущем. Учителю в этом поможет обращение к актуальным государственным документам по важнейшим вопросам политики.

Рекомендации пособия не должны связывать творчество учителя. Каждый педагог может использовать в процессе преподавания курса свои подходы, учитывая собственные возможности и подготовленность учащихся. Следует также помнить о том, что более глубокое изучение тем, предложенных в курсе 8 класса, предстоит в старшей школе.


1 Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5—9 классы: Проект. — М.: Просвещение, 2010.