загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 5. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию отличия нравственного человека от безнравственного, учащимися норм морали, основных правил поведения в обществе, усвоение золотого правила нравственности..

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы и уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение своего собеседника.

Учебное оборудование: карточки-задания по дополнительным источникам, карточки с тестом № 1, памятка «Законы диспута».

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (человечность, мораль, нормы морали, нравы), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

II. Изучение новой темы

План:

• Мораль и гуманизм.

• Моральные нормы и поступки людей.

Задача для учащихся. Выяснить, почему нелегко следовать нормам морали.

1. Знакомство учащихся с новыми терминами. Задание для учащихся. Учебник 1, с. 24—25, выпиши в тетрадь новые термины и объясни их.

Используй словарь в конце учебника 1.

Ответы в тетради (один из вариантов):

Мораль (от лат. moralis — моральный, moris — обычай) — совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев, принципов существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к социальным группам, слоям, классам, к обществу, выполнение которых базируется на общественной мысли.

Кондратов В. А. Новейший философский словарь. С. 402—403.

Человечность — воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Нравы — это понятие о нормах поведения, общепринятых в обществе.

Нормы морали — это правила поведения человека, соизмеряемые с «золотым правилом нравственности».

 

2. Работа с дополнительными источниками.

Дополнительный материал

Эфира вольный сын.

«Сумасшедший серб»

10 июля 1856 года, в местечке Смилян, в пограничной зоне Австро-Венгерской империи (ныне Республика Хорватия) в семье сербского православного священника появился четвертый ребенок. С детства Николу преследовали видения - вспышки не видимого для других света. «Сильные вспышки света скрывали картины реальных объектов и попросту заменяли мои мысли, - писал он. - Эти картины предметов и сцен имели свойство действительности, но всегда осознавались как видения».

Отец видел в сыне будущего священника. Но Никола чувствовал, что высшее его назначение в ином - какая-то магнетическая сила тянула его к естественным наукам, к электричеству. После окончания политехнического института в Граце (Австрия) и курсов естественной философии в пражском университете Тесла устраивается на службу в Центральный офис будапештского телеграфа. Здесь-то и началась его карьера изобретателя, своего рода разминка - взял и улучшил усилитель для голоса телефонного приемника. Затем - работа в «Континентальной компании Эдисона» в Париже, шесть месяцев на реконструкции электростанции в Страсбурге, где появляется первая модель индукционного двигателя. И вот он, поворотный, 1884 год. По рекомендации парижского Правления 28-летний Тесла переезжает в Нью-Йорк и начинает работать в компании «Эдисон Мэшин Уоркс»...

К тому времени Томас Эдисон усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания, изобрел фонограф, построил первую в мире электростанцию общественного пользования, внедрил многие свои изобретения. Хотя он и взял Теслу в свою команду, отношения у них не сложились. А вскоре они и вовсе стали смертельными врагами. Главная причина их вражды - расхождение во взглядах на понимание электричества.

Эдисон придерживался общеизвестной теории «движения заряженных частиц», а для Теслы в электричестве основополагающей была некая невидимая субстанция - мировой эфир, передающий колебания и во много раз превосходящий скорость света. Он считал, что каждый миллиметр пространства насыщен безграничной и бесконечной энергией, которую нужно лишь уметь извлечь.

В основе основ наработок именитого американца - постоянный ток. А тут худощавый серб с горящими глазами толкует про какой-то переменный ток, к тому же неустанно твердит свое: его подход более эффективен и менее дорог. Каково? Тесла пошел ва-банк: он готов на практике подтвердить простоту создания новых машин и выгоду их использования. Наконец Эдисон решил дать Николе «зеленую улицу» и даже пообещал премию в 50 ООО долларов. В те годы сумма - более чем весомая.

Все, что было задумано, у Теслы получилось. И отменно. Он прямо- таки преобразил завод. Но обещанных денег так и не получил. Эдисон резвился: «Премия - всего лишь шутка, и если ты хочешь стать настоящим американцем, то надо привыкать к такому американскому юмору». Вместо премиальных он предложил Николе десятидолларовую прибавку к зарплате. Возмущенный Тесла тут же уволился.

Томас Эдисон проиграл по всем статьям. С открытия Теслой переменного тока и началась «всемирная электрификация»... Уязвленный Эдисон, теряя заказ за заказом, талантливого конкурента публично называл «сумасшедшим сербом». А тот, не обращая внимания на злые выпады, просто шагал дальше. Пока судьба не свела его с известным промышленником и изобретателем Джорджем Вестингаузом. Его компания у сербского инженера приобрела не один десяток патентов. Их реализацией и занимался Тесла. С его участием Вестингауз построил и первую электростанцию с переменным током на Ниагарском водопаде. В те времена она казалась чуть ли не чудом света.

Карьера Теслы пошла по нарастающей. Тому способствовали и его публичные эксперименты. Он ярко говорил, ярко писал и - был отменным пиарщиком.

1892 год, Лондон. Тесла читает свои знаменитые лекции в Королевском научном обществе. Далеко не каждому инженеру-электрику так повезет. Само по себе это - уже событие. А Тесла во время своих лекций, помимо прочего, демонстративно зажигает лампы безо всякой проводки. Добро пожаловать в мир увлечений! Для непосвященных - несуразица: что за дела? А по сути, он просто-напросто вакуумную неоновую трубку помещал в поле трансформатора, и лампа, как бы по мановению волшебной палочки, светилась сама собой...

Посетители Всемирной выставки 1893 года в Чикаго, и вовсе очумев, с потрясением наблюдали за чудесами кудесника с необычной фамилией, пропускавшего через себя ток напряжением в два миллиона вольт. От него должна была бы остаться лишь пепельная пыль. А Тесла, как ни в чем не бывало, улыбаясь, держал в руках ярко горящие электролампы.

Те, кому довелось видеть тогда творящееся в лаборатории Теслы, с ужасом вспоминали, как тот нарочито жонглировал в воздухе светящимися сгустками энергии шаровыми молниями, и тут же упаковывал их в чемодан.

Как-то Тесла прикрепил некий хитрый приборчик к железной балке на чердаке здания, где размещалась его временная лаборатория. После его запуска начали вибрировать стены окружающих домов. Народ в панике хлынул на улицу. К дому Теслы немедленно примчались журналисты, полиция. Но он, якобы, успел уничтожить свой хитрый вибратор. Я мог бы обрушить Бруклинский мост за несколько часов, - говорил Никола после проделанного.

 

Метатель молний

И все же на фоне всех «чудачеств» сербского инженера два его проекта-эксперимента - особые. Под самый занавес XIX века (1899 г.) Никола Тесла в Колорадо-Спрингс возвел башню-катушку, которую венчала приличных размеров медная полусфера. Получилось устройство, могущее метать многометровые молнии в миллионы вольт. Сами посудите: в те годы большинство его современников не были знакомы даже с обычным проводным электричеством, а тут такая электрическая фантасмагория! Тесла со своим молниеметом» воспринимался чародеем, к тому же очень опасным. При включении установки (электрический заряд передавался через землю - без проводов) вспыхивали разряды искр до сорока метров. Вокруг башни пылал необъяснимого происхождения огромный световой шар.

Установка Теслы вывела из строя генератор тамошней энергетической компании и многие другие электроприборы в окрестности. Однако «фокус» с энергией из воздуха впечатлил многих. В их числе оказался и стальной магнат Америки - богатейший Джон Морган. По его приглашению Никола Тесла и переезжает в Нью-Йорк для возведения грандиозного проекта - всемирной трансляционной станции «Уорденклиф».

Тут схлестнулись низкие истины и возвышающий обман. Тесла изначально лукавил перед Морганом, говоря, что его связь будет покруче, чем у Маркони. В залог он отдал Моргану 51 процент своих патентных прав на изобретения по телефону и телеграфу. А сооружалось нечто иное-станция по беспроводной передаче информации и энергии. Морган, ничего не подозревая, выделил на реализацию проекта 150 тысяч долларов и участок в 200 акров на острове Лонг-Айленд.

...Была возведена грандиозная башня высотой 57 метров со стальной шахтой, углубленной в землю на 36 метров. На верхушке башни - 55-тонный металлический купол диаметром 20 метров. Пробный пуск невиданного сооружения состоялся в 1905 году. И опять - потрясающий эффект. «Тесла зажег небо над океаном на тысячи миль», - писали газеты.

Это был триумф. Но на время. Для полновесной резонансной раскачки ионосферы предусматривалось участие 2000 специалистов, их надо было нанимать, кормить и оплачивать. Ко всему прочему, для передачи проводов мощных потоков энергии изобретатель намеревался построить вторую башню у Ниагарского водопада. Проект требовал все больших затрат. Морган призадумался: где отдача? что дальше? А Тесла возьми и заяви ему: его-де интересует не связь как таковая, а беспроводная передача энергии в любую точку планеты. Что-что, а такое в планы Моргана не входило. Его меркантильный ум был нацелен на одно: выгода, прибыль, деньги, и ничего кроме денег, приносящих деньги. Он - не из тех, кто напрямую общается с заоблачной синевой Небес. И проект Уорденклифа закрылся сам собой.

Позже Тесла признавался журналистам: «Я не тружусь более для настоящего, я тружусь для будущего». Он мечтал построить передающую станцию, направляющую электрическую энергию в любую точку Земли и через саму Землю, чем могли воспользоваться корабли, самолеты, фабрики, заводы, электростанции...

Или разместить в разных точках планеты генераторы, передающие энергию через землю. А освещать большие города он предлагал с помощью искусственного «северного сияния», предварительно обработав ионосферу электрополями высокой частоты. В перспективе: трансляция на весь мир сигналов точного времени, музыки, рисунков, факсимильных текстов, и - с обычного телефона звонки в любую точку мира. Но голубая мечта Теслы об информационном объединении землян так и осталась мечтой.

 

Тунгусская фантасмагория

О Николе Тесле писали, говорили и говорят все что угодно: гений, чернокнижник, безумец, ясновидец, шарлатан, лжеученый, мистификатор... С чем-то можно спорить, с чем-то и согласиться.

Раннее утро 30 июня 1908 года. На огромной территории Центральной Сибири многочисленные свидетели наблюдали фантастическое зрелище. В небе со свистом и шипением пролетело нечто огромное и светящееся. Затем последовала ослепительная вспышка и - чудовищный силы взрыв в районе Подкаменной Тунгуски...

Были выдвинуты десятки гипотез: метеорит, обломки кометы, взрыв газа, огромная шаровая молния, крушение корабля, инопланетян, столкновение с черной дырой или антивеществом, разрыв солнечной плазмы, полыхание недр Земли... Но ни одна из них не в состоянии объяснить всю сумму имеющихся фактов. Академическая наука склоняется к тому, что тунгусская катастрофа связана с кометным взрывом, произошедшим на высоте около 10 километров.

Еще одна версия: виновник тунгусской катастрофы - изобретатель и отчаянный экспериментатор Никола Тесла.

Но Тунгусский взрыв произошел в 1908 году, а крест на «Уорденклифе» поставлен в 1905 году. Когда началась первая мировая война, правительство США, обеспокоенное возможностью использования башни вражескими лазутчиками, и вовсе взорвало ее. И потом, явления, подобные Тунгусскому, наблюдались не раз. В 30-х годах прошлого века небесное тело, такой же мощности, громыхнуло в Амазонских лесах, погубив несколько тысяч человек. В начале 90-х американские спутники засекли вход в земную атмосферу космического объекта и его взрыв. Случившиеся произошло в необитаемом районе Земли - в Тихом океане, севернее Австралии. Позже нечто подобное повторилось в Гренландии.

 

Филадельфийский эксперимент

Никола Тесла ненавидел и презирал войну, а также любую агрессию.

Хотя многие его изобретения - действительно по военной части.

Но все они - исключительно в оборонных целях. Теслой предлагались системы для обнаружения подводных лодок, а в 1936 году - «лучи смерти», но, опять-таки, как защитное оружие. Сам Тесла продвигал это изобретение как антивоенное: каждая страна сможет защититься от любого вторжения, расставив башни с «лучами мира» вдоль своих границ.

Или же взять хотя бы известный «Филадельфийский эксперимент» с эсминцем «Элдридж».

В предвоенные годы Тесла начал работать над секретными проектами для военно-морского ведомства США. Сюда входила и беспроводная передача энергии для поражения противника, и создание резонансного оружия, и попытки управления временем. С 1936 по 1942 годы он был директором проекта «Радуга», в рамках которого и состоялся печально известный «Филадельфийский эксперимент».

Тесла предвидел возможность человеческих жертв и затягивал проведение эксперимента, настаивал на переделке оборудования. Однако в условиях войны на это не хватило ни времени, ни средств, а жертвы считались неизбежными. Через десять месяцев после смерти Теслы американский военный флот провел эксперимент по невидимости корабля для радаров. Для этого на эсминце «Элдридж» создали «электромагнитный пузырь» - экран, который отводил бы излучение радаров мимо корабля. С помощью генераторов Николы Теслы.

В ходе эксперимента выявился совершенно непредвиденный побочный эффект. Корабль стал невидим не только для радара, но и для невооруженного глаза. Более того, свидетели уверяют, что неожиданно увидели его в Норфолке, на удалении в сотни миль.

Для задействованных в проекте людей эта телепортация стала катастрофой. Пока корабль «перемещался» из филадельфийской базы ВМС в Норфолк и обратно, члены судовой команды полностью потеряли ориентацию. Во времени и пространстве. По возвращении на базу многие не могли передвигаться, не опираясь на стены, и находились в состоянии неизбывного ужаса. Впоследствии, после длительного периода реабилитации, все члены команды были уволены как «психически неуравновешенные». В итоге проект «Радуга» прикрыли, а результаты эксперимента засекретили. Что там было на самом деле - не знает никто. Человека, способного разъяснить случившееся, уже не было в живых...

Доктор биологических наук Юрий Мазурин говорил: «О роли Теслы и масштабе его гения лучше всего свидетельствует факт, что во время второй мировой войны Тесла вместе с Эйнштейном и Оппенгеймером были привлечены к осуществлению секретного проекта обеспечения «невидимости» кораблей флота США. Какой невидимости - радиолокационной, аналогичной современному проекту создания самолета-невидимки «Стеле», или визуальной, - до сих пор остается тайной. Может быть, преследовались и другие цели, но велись работы по созданию магнитных полей сверхвысокой напряженности на основе уникальных установок Теслы...»

Он открыл переменный ток, флуоресцентный свет, беспроводную передачу энергии, создал первые электрические часы, турбину, двигатель на солнечной энергии, изобрел трансформаторы без металлического сердечника, двигатель на солнечной энергии, предсказал появление электропечей, электронного микроскопа, первым получил трехфазный ток, опередив Маркони и Попова, изобрел радио (в 1943 году Верховный суд США подтвердил приоритет Теслы), первым разработал устройства с дистанционным управлением, первым запатентовал самолет вертикального взлета, заложил основы лечения токами высокой частоты. Именем Теслы названа единица СИ измерения плотности магнитного потока (магнитной индукции).

В его активе - отказ от Нобелевской премии и... более 800 революционных изобретений. Трудно перечислить заслуги серба перед мировой наукой. На его патентах выросла энергетика XX века, которая была бы просто невозможной без этих открытий.

Колоссальное количество оригинальных идей, которые Тесла генерировал с необъяснимой легкостью, потрясало современников. Известно и шокирующее его признание: «Не я автор этих идей!» Тесла считал, что выполняет роль проводника идей, идущих из эфира.

«В определенные моменты я замечал, что весь воздух вокруг меня наполнен языками настоящего пламени. Их интенсивность с годами вместо того, чтобы убывать, нарастала и достигла максимума в возрасте 25 лет. Однажды у меня было чувство, что пламенем охвачен и мой мозг, и маленькое сердце сияет у меня в голове. Эти световые феномены, - писал Тесла на 65-м году жизни, - временами все еще появляются, особенно, когда какая-нибудь новая идея высветит неслыханные доселе возможности, однако, их интенсивность уже относительно слабая»...

«Откуда же все-таки берется энергия?» - спрашивали у Теслы озадаченные коллеги-ученые. Тот невозмутимо отвечал: «Из эфира, который нас окружает».

Генеральная мысль Теслы - надо уметь черпать энергию из эфира. Получится - откроются временные окна в параллельные миры и реальности. И гениальный физик-экспериментатор пытался управлять этой космической энергией. Много не успел. Почти весь архив Теслы после его смерти исчез...

Каленикин С. Эфира вольный сын. С. 19—25.

 

«Гений и злодейство»

Великий Аристотель писал, что есть два вида творчества: первый - когда художник воплощает зримый им образ, изменяя какой-нибудь материал (например, глину, камень, краски), и второй - когда материалом служит материя души.

Если так подходить к творчеству, становится понятно, почему многие гениальные люди, создавшие совершенные произведения искусства, были далеко не совершенны в моральном плане. Инженер, конструирующий сложнейший мост через реку, отнюдь не способен понять другого человека, перекинуть душевный мост между своей душой и чужой. Здесь требуются иные, более сложные навыки. Потому-то «гений и злодейство» вполне «совместны» в одном человеке. Ведь чаще всего творческое начало - прирожденный дар, им может пользоваться и человек, лишенный нравственной воли, морально индифферентный (от лат. Indifferens - «безразличный»), а то и откровенно порочный. Есть же выражение: «Отдаться вдохновению», что свидетельствует о безотчетном, инстинктивном следовании творческому зову.

Мораль всегда с подозрением относилась к импульсивным порывам (хотя и не отрицала в исключительных случаях наличия у немногих людей своего рода нравственного дара, таланта). Она ориентировала людей на «принудительные» отношения со своими «естественными» проявлениями: эмоциями, чувствами, привычками, влечениями. Иммануил Кант прямо говорил, что в морали «разум должен осуществлять насилие над природой». Отсюда и важнейшее значение, которое мораль придает дисциплине воли.

Гаджикурбанов А. Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 228.

 

4. Беседа по тексту с элементами диспута на тему «Может ли гений быть злодеем?»

Дополнительный материал для учителя

При подготовке к диспуту важны не только выбор темы и составление вопросов, но и подготовка учащихся к диспуту. Эта задача решается благодаря проведению системы уроков или специальной лекции, просмотра учебного кинофильма. Учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой, пишут творческие работы. Подбираются иллюстрации.

Не следует поощрять выступления по заранее написанным конспектам. Полезно познакомить школьников со следующей памяткой:

 

Законы диспута

«Каждый - активный участник спора,

Говори, что думаешь; думай, думай, что говоришь.

Не перебивай товарища!

Высмеивать чужое мнение недопустимо!

Относись к товарищам с уважением, даже если ты не согласен с их мнением.

Не обижайся, если твое мнение осталось без поддержки.

Спорь честно, искренне, не искажай слов и мыслей своих оппонентов.

Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Заканчивая выступление, подведи итоги, сделай вывод».

Ведущим диспут чаще всего бывает учитель, но эту роль может сыграть и подготовленный ученик.

Вмешательство учителя в спор должно быть тактичным. Не следует навязывать свою точку зрения; учитель направляет дискуссию, помогает делать выводы, иногда заостряет проблему.

В заключение урока важно поощрять школьников, при необходимости вычленить итоги спора.

Гончарова А. И. Диспут на уроке истории. С. 38.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Ваши способности в вашей власти» (на выбор учителя)

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 6 и № 7.

КАРТОЧКА № 6

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Как развиваются способности человека и где они проявляются?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие примеры неординарных человеческих способностей ты можешь привести из истории или дополнительной литературы?

• Какое применение таким способностям пытаются найти современные ученые?

• Можно ли говорить, что есть люди, лишенные способностей. Почему?

• Дай характеристику понятиям: способный, талантливый, гениальный.

• Докажи, что без прикладывания усилий даже самый гениальный человек не сможет добиться выдающихся успехов.

в) Сделай вывод.

 

КАРТОЧКА № 7

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Как формируется характер?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое характер?

• Какие условия формируют характер человека?

• Как проявляется характер человека? Что значит «человек с сильным характером»?

• Что такое воля? Объясни выражение «сильная воля»?

• Почему человеку необходимо стремление к формированию характера?

в) Сделай вывод.

 

2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Фронтальный опрос

1. От чего зависят способности человека?

2. Приведите примеры людей, обладающих выдающимися способностями?

3. Почему не все люди полностью реализуют свои способности?

4. Что значит гениальный человек?

5. Кого можно назвать великим человеком?

6. Что такое гипноз?

в) Выполнение тестового задания.

 

ТЕСТ № 1

1. Ребенок, выросший среди диких животных, не сможет стать человеком в полном смысле этого слова, потому что:

A) ему не хватало человеческого общения;

Б) он не мог полноценно питаться;

B) у него нет навыков пользования бытовыми приборами;

Г) он не научился говорить.

2. Человек — существо биосоциальное, это значит:

A) биологическое в нем стоит на первом месте;

Б) социальное в нем развивается раньше биологического;

B) биологическое и социальное в нем неразрывно связаны;

Г) социальное может развиваться отдельно от биологического.

3. Выберите наиболее правильный ответ:

A) деятельность человека неразрывно связана с речью:

Б) чем больше у человека потребностей, тем сильнее развито мышление;

B) речь и мышление невозможно отделить друг от друга;

Г) речь нужна только для обмена информацией.

4. Освоившись на необитаемом острове, Робинзон нуждался в первую очередь в удовлетворении:

A) духовных потребностей

Б) физических потребностей;

B) потребностей в труде;

Г) общения.

5. В сказке о золотой рыбке старуха не знала о том, что:

А) рыбка уже выполнила три желания;

Б) существует ограниченность ресурсов;

В) у старика есть свои потребности;

Г) нельзя нарушать экологическое состояние океана.

6. Поведение человека в обществе регулируют:

A) потребности;

Б) знания;

B) виды деятельности;

Г) ценностные ориентиры.

7. К ложным потребностям относятся:

A) те, что заставляют его работать;

Б) те, которые ему не нужны и вредят его здоровью;

B) те, что неприятны на вкус и запах;

Г) те, в которых он сегодня не нуждается.

Ключ к тесту

1-А, 2-В, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Г, 7-Б.

 

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 6 и № 7, отзывы одноклассников.

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Ответить на вопросы 1—4, с. 26 учебника 1.

2. Какие нравственные нормы ты знаешь?

3. В чем противоречивость спартанского общества?

4. Может ли талантливый человек быть злодеем?

 

V. Подведение итогов урока

1. Что такое человечность?

2. Почему нелегко следовать нормам морали?

3. Что такое нравственность?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 4 учебника 1.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопросы:

— Как соотносятся моральные нормы и поступки людей?

— Может ли человек совершать хорошие поступки в расчете на вознаграждение?

3. Выполнить устно задания учебника 1, с. 26.

 

Дополнительный материал для учителя

Любопытный и справедливый.

Портрет одаренного ребенка

Что же такое «одаренность» и как она проявляется в маленьком ребенке? Чаще всего это ранняя речь, большой словарный запас, необычайная внимательность, любопытство и отличная память.

Большинство психологов, занимающихся проблемой одаренности в нашей стране и за рубежом, придерживаются такой точки зрения: одаренность могут «увидеть» только специально подготовленные люди. Для этого они должны проанализировать следующее: выдающиеся способности ребенка; потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже про демонстрированные успехи в одной или более областях; интеллектуальный уровень, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, достижения в изобразительном и исполнительском искусстве; психомоторные навыки.

Три взаимосвязанные составляющие, которыми определяется одаренность, - это: опережающее познавательное развитие, высокие показатели психосоциального развития и физические данные.

 

Большие аппетиты.

Познавательное развитие

Одаренные дети «впитывают» информацию об окружающем мире, особенно в 2-4 года. Лучшим предвестником школьных успехов, по наблюдениям некоторых психологов, была способность трехлетних детей следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями.

Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему это происходит?», «Что будет, если сделать так?» Им необходимо активно исследовать окружающий мир, и они часто не терпят каких-то ограничений на свои исследования. Стремление к познанию и стимулированию разума для одаренного ребенка - чувства, аналогичные голоду и жажде. Ученые утверждают: у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и необыкновенными способностями «переваривать» интеллектуальную пищу.

Одаренные дети уже в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они могут даже совершать «интеллектуальные скачки» через этапы переработки информации.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Может быть, поэтому любимое увлечение одаренных детей - коллекционирование. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Отличается и речь одаренных детей, для них характерен большой словарный запас, сложные синтаксические конструкции, умение ставить вопросы. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события.

Талантливые дети с удовольствием занимаются сложными и долгосрочными заданиями и не любят готовых ответов. Их отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Завершение какого-либо инженерного сооружения из песка или плотины на ручейке для одаренного ребенка гораздо важнее, чем время обеда или накрапывающий дождь.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах - лучше попробовать вместе еще раз.

Чувство справедливости, свойственное одаренным детям, проявляется очень рано. У них с малолетства существуют личные системы ценностей. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Посмотрев передачу по телевизору, такие дети вытряхивают копилку, чтобы послать деньги тяжело больной девочке.

Обычно дети в возрасте от двух до пяти лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, что порой родители и учителя недоумевают: умеют ли их подопечные отличать правду от вымысла? Это яркое живое воображение рождает несуществующих друзей, братика или целую фантастическую жизнь в волшебной стране.

Для поддержания внутреннего равновесия одаренного человека ему совершенно необходимо чувство юмора. Талантливые дети любят несообразности, игру слов, «подковьфки», часто видят смешное там, где их сверстники его не обнаруживают.

Одаренные малыши постоянно пытаются решить проблемы, которые пока им «не по зубам». С точки зрения развития такие попытки очень полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых областях достигают того, что недоступно для их сверстников, сначала их родители, а потом и сами дети склонны ожидать такого результата во всех начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых называют «эффектом ореола». Его необходимо учитывать всем, кто работает с одаренными детьми.

В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы, неуравновешенны, как и их ровесники. Порой они более красноречивы, поскольку умеют выражать себя лучше, чем большинство их сверстников. Однако замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые неверно воспринимают уровень эмоциональной зрелости одаренного ребенка. А это приводит к эмоциональным перегрузкам.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи: ведь они способны вообразить множество опасных ситуаций, объектов, последствий реальных событий. Они также чрезвычайно восприимчивы к любому поведению окружающих, а особенно - к молчаливому напряжению, которое по какому-либо поводу может возникать вокруг них.

Один из известных специалистов в изучении одаренных детей, Гауэн, называет одним из их исключительных свойств экстрасенсорное восприятие. Часто оно заключается в предвидении, предвосхищении событий, идей, поворотов разговора, развязки сюжета и т.п.

Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их другими детьми с более «простым» мышлением. Это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждается многими исследованиями. Для формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности им необходимо общение с такими же одаренными детьми, причем с самого раннего возраста.

 

«Ботаник» или крепыш.

Физическое развитие

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный «ботаник» в очках. Другой представляет, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они далеки от истины. Современные данные говорят о том, что нет никакого смысла делать заключения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.

Замечено, что талантливые взрослые люди отличаются высоким энергетическим уровнем и довольно низкой продолжительностью сна. Это свойственно и совсем маленьким детям. Большинство родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали очень мало и быстро отказались от дневного сна.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между зрительным восприятием и механическим движением у одаренных детей гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать и клеить ему может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать - сложнее, чем читать или говорить. К обучению одаренных детей (более, чем других) требуется индивидуальный подход: важно не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Мы предложили вам краткое описание граней одаренности. Однако каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками вышеизложенного.

Авдеева Н. Портрет одаренного ребенка. С. 40—41.





загрузка...
загрузка...