загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 2. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию отличия человека от других живых существ.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Учебное оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (биосоциальное, мышление, речь, деятельность), схема, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что такое гуманизм?»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Что значит быть гуманным человеком?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Как произошло понятие «гуманизм»?

• Что значит гуманное общество?

• Охарактеризуй истинный гуманизм.

• Кого можно считать гуманным человеком?

• Приведи примеры гуманного поведения человека.

в) Сделай вывод.

 

2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради. (Задание 2, с. 7 учебник 1.)

б) Фронтальный опрос класса по теме «Что такое гуманизм?»

• Каковы причины начала эпохи Возрождения?

• Назовите деятелей эпохи Возрождения, которых вы можете назвать гуманистами.

• Что такое гуманизм?

• Почему моряки, вернувшиеся на корабль, больше никогда не улыбались?

• О чем расскажет учебник обществознания?

в) Прочитайте. Ответьте на вопросы: Почему в разных странах человек поставил памятники собакам? Памятники каким еще животным поставлены человеком?

...Собакам поставлены памятники. В Париже — сенбернару, спасшему во время снежных заносов в Альпах 41 человека; в Берлине — собаке —проводнику слепых; в Нью-Йорке — вожаку упряжки Балту, доставившему во время эпидемии в занесенный снегом поселок в Аляске противодифтерийную сыворотку; в Санкт-Петербурге - собаке, «служащей науке»; в Токио — упряжке ездовых, остановленных на зимовке в Антарктиде; в Борго Сан-Лоренцо, Италия, — псу Верному, который 14 лет каждый вечер ходил на автобусную остановку встречать своего хозяина, убитого на войне.

Гуфельд И. М. Зоология. С. 235.

Примерный ответ:

Для облегчения своей жизни человек очень часто использует животных. Среди них можно видеть как домашних (собаки, кошки, свиньи), так и диких (обезьяны, дельфины). Они используются там, где человек может подвергаться смертельной опасности. Примером может служить использование животных во время войны, в космической отрасли, медицине и т.д. Очень часто эксперименты с животными заканчиваются их гибелью, но это позволяет спасти жизнь миллионам людей. Человек, приручивший животных, лишь отдает им часть долга, признавая их заслуги. Таким образом, можно считать, что памятники собакам и другим животным — это напоминание всем людям о том, чем мы обязаны им.

г) Какие произведения художественной литературы написаны писателями-гуманистами, чему они были посвящены?

Петрарка, Сервантес, Данте.

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточке № 1, отзывы одноклассников.

 

III. Изучение новой темы

План:

• Отличие человека от других живых существ.

• Мышление и речь.

• Как человек реализует себя?

Задача для учащихся. Выяснить, чем человек отличается от других живых существ? Что делает человека человеком? Каким образом проявляются человеческие качества?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать текст учебника 1 с. 8—10 или учебник 2 с. 17—19.

Задание для учащихся. Выяснить роль биологического и социального начала в человеке, чем человек отличается от животных. Вспомнить, что вам известно о происхождении человека (использовать сообщения и знания учащихся по курсу истории и биологии). Заполнить схему и сделать вывод.

2. Беседа по прочитанному тексту и сообщениям учащихся.

Примерные темы сообщений: Происхождение человека: религиозная, космическая и дарвинистская теории.

Беседа по вопросам:

1. Какие теории происхождения человека на Земле ты знаешь?

2. Какова роль природы в развитии человека?

3. Может ли человек существовать вне природы?

5. Какова роль труда в развитии человека?

6. Какие потребности существуют у человека с момента его рождения?

7. Как общество может формировать потребности человека?

Заполнение схемы:

 

 

Вывод по схеме:

Для человека одинаково важны оба начала, и биологическое, и социальное. В результате длительного развития человек приобрел современные черты, высокоорганизованный мозг, сохранил потребность в творческом труде, развивающем мышление и речь.

Отличия человека от животных:

1. Человек способен производить и совершенствовать орудия труда.

2. Обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

3. Он способен к целенаправленной творческой деятельности.

 

3. Работа с дополнительным материалом.

Задание для учащихся. Благодаря каким качествам собака нашла дорогу домой? Подумай, чем бы воспользовался человек, чтобы найти дорогу домой?

В 1923 г. колли по кличке Бобби, потерявшаяся в США в штате Индиана, где ее хозяин проводил отпуск, 6 месяцев спустя пришла домой в штат Орегон, преодолев расстояние около 3200 км. Собака, которую потом опознали жители районов, по которым пролегал ее путь, шла домой через штаты Иллинойс, Айова, Небраска и Колорадо, а в середине зимы пересекла Скалистые горы.

Гуфельд И. М. Зоология. С. 235.

Вариант ответа:

Наука не может абсолютно точно ответить на вопрос «Как домашние животные находят дорогу домой из мест, где они никогда раньше не были?» Большинство ученых считает, что ими руководит природный инстинкт. Человек попытался бы найти дорогу, общаясь с другими людьми, используя для этого мышление и речь. В поисках дороги человек будет вынужден совершать действия, поступки, которые являются результатом его осмысленной деятельности.

 

4. Рассказ учителя о видах деятельности и причинах, заставляющих человека совершать деятельность (на выбор учителя), в объеме учебника 1 с. 10—13 или с использованием дополнительного материала. Задание для учащихся. Записать виды деятельности и ответить на вопросы:

1. Какие жизненные цели ставит человек, осуществляя ту или иную деятельность?

2. Какие качества проявляет человек для достижения поставленных целей?

 

Дополнительный материал

Дети играют

Взрослые наблюдают и создают теории

С самого раннего возраста ребенок привыкает к своему окружению, буквально «впитывает» его. Игра вписывается в реальность, а реальность - в игру. В этом смысле ребенок, который не играет, нездоров. Он испытывает недостаток в игре сродни недостатку кальция. Чем запутаннее и страннее мир вокруг, тем хаотичнее детская игра. И чем насыщеннее и позитивнее окружающая действительность, тем более творческой становится игра. Именно поэтому отсутствие игры - тревожный знак в культуре многих стран. Ребенок, не вступающий в контакт или не способный играть, вызывает обеспокоенность. В западном обществе ребенок воспринимается как изолированный, отрешенный от общества, неконтактный. Часто говорят о «странных» играх. На Востоке - это игра в одиночку или занимающая большую часть времени ребенка. В Африке, к примеру, это попытка ребенка вступить в контакт с потусторонними силами в надежде найти ответы на вопросы мира живых. К примеру, встречаются дети, которые чувствуют себя «королями» в обществе, их высокомерие не позволяет им снизойти до игры с другими. Иные несут в себе некие скрытые таланты, также не позволяющие им «смешиваться с толпой». Часто - это дети-одиночки в семье или дети весьма обеспеченных родителей. Помимо этого, география пребывания накладывает свой отпечаток на физические и психические особенности ребенка. В Бенине, к примеру, ребенок с определенными физическими отклонениями (имеющий нестандартное количество пальцев на руке или ноге, непропорциональные ноги и т.д.) считается представителем божественной расы и поэтому к нему относятся с особым почтением. Такие дети, как правило, не играют, проводят время в разговорах со взрослыми, а если и общаются со сверстниками, то только в снисходительной, «царской» манере.

Наконец, следует заметить, что часто дети перестают играть или играют достаточно агрессивно при определенных эмоциональных потрясениях: при смене места жительства, переезде в другую страну или город, при определенных изменениях в семье, смерти близкого человека. Это должно всегда становиться для родителей тревожным звоночком, говорящем о том, что ребенок, скорее всего, испытывает определенный душевный дискомфорт, и ему надо обязательно помочь: разговорить и «РАЗЫГРАТЬ».

Макаренко писал, что первая стадия игры ребенка - игрушки. Ребенок предпочитает играть один, чаще играет в свои игрушки и редко - в чужие. Чем лучше ребенок умеет играть в одиночку, тем продуктивнее будет его общение в коллективе в последующем. Не пугайтесь, что ваш малыш - такой «собственник», он в прямом смысле «ищет себя», осваивает азы игры. Необходимо дать ему возможность научиться играть самому и не навязывать компанию. Сегодня, когда полки детских магазинов ломятся от игрушек, родителям, конечно, легче купить готовую игрушку. Фирмы-производители соревнуются между собой в красочности, доступности и разнообразии. С одной стороны, это - очень удобно и интересно, так как большинство таких игрушек копируют реальные предметы: паровозы, лошадки, детские пылесосы и даже стиральные машинки. Но есть и недостаток - зачастую такая деятельность убивает детскую фантазию, предлагая взамен шаблоны. Все уже готово и продумано для тебя взрослыми дядями и тетями: нарисовано, разукрашено и смонтировано. Хороший вариант - умелое сочетание готовых игрушек с «сырым материалом», с помощью которого ребенок способен творить и фантазировать: конструктор, бумага, пластилин, глина, бусинки, нитки и т.д. Не стоит заваливать ребенка несметным количеством игрушек. Дайте ему самому организовать игру. К примеру, вы купили лошадку, малыш увлекся перевозкой, не спешите покупать ему подводу или экипаж, пусть он смастерит ее сам из картона или коробок. Поверьте, и вы, и малыш будете довольны.

Игра - это творческая деятельность.

Карандаши становятся человечками, а коробки - машинками, в которых они едут. Часто ребенок замещает не только предметы, но и берет на себя ту или иную роль, то есть «замещает» взрослых персонажей, со всеми характерными свойствами и особенностями.

Чем богаче эмоциональный мир малыша, тем разнообразнее сюжеты его игр. Что интересно, продолжительность подобной игры возрастаете возрастом малыша. Если в три года - это несколько минут, то в восемь лет игра может занимать и несколько часов. Интересно, что и содержание ролевых игр меняется.

Ребенок сознательно идет к групповой игре, к товарищам. Ему уже интересно играть вместе, вместе фантазировать. Он учится общаться с другим на основах равноправия, взаимопомощи и уважения. Все это делает игру более сложной, интересной.

Катерина Кизилова. Дети играют. С. 9—91.

Вариант ответа:

Человек осуществляет свою деятельность с раннего детства. Самый распространенный вид деятельности в это время — игра. Она позволяет ребенку овладеть новыми для себя качествами, умениями, навыками. В дальнейшей жизни, растут потребности человека, для их удовлетворения он осуществляет другие виды деятельности: трудовую, политическую, государственную, военную, интеллектуальную, производственную и др.

В деятельности происходит реализация жизненных целей и планов человека. Следует отметить, что цели и планы могут быть самые разнообразные (от удовлетворения материальных потребностей, до стремления добиться высокого положения в обществе, пользоваться почетом, уважением окружающих), их достижение зависит от личных качеств человека и поддержки со стороны общества.

Достижение каждой конкретной цели требует от человека трудолюбия, силы воли, целеустремленности, жажды познания нового. При положительном результате происходит самоутверждение личности человека, а общественно полезные результаты приносят уважение других людей.

Виды деятельности:

— игровая деятельность;

— учебная деятельность;

— трудовая деятельность (производственная, государственная, политическая, военная, интеллектуальная, художественная)',

Цели деятельности:

— стремление выделиться, заслужить признание других людей;

— приобрести материальные блага;

Качества человека:

— сила воли;

— трудолюбие;

— стремление к знаниям;

— уважение труда других людей.

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Ответить на вопросы учебника 1 нас. 13.

2. Чем речь человека отличается от звуков издаваемых животными?

3. Что значит биосоциальное существо?

4. Как природа повлияла на строение человеческого тела?

5. Определите, о ком идет речь:

а) у него самые беззащитные детеныши;

б) он практически лишен средств защиты и нападения;

в) любой крупный хищник может справиться с одним этим существом;

г) он единственное разумное существо на нашей планете.

 

V. Подведение итогов урока

1. Что делает человека человеком?

2. Чем человек отличается от животных?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 1 учебника 1 или § 2 с. 17—19 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы

— В чем отличие человека от животных?

— Как человек реализует себя?

3. Выполните задания 1 и 2 на с. 13 учебника 1.

4. Обсудите проблему, поставленную в учебнике 2 с. 25.

 

Дополнительный материал для учителя

Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.

Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.

Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом Н. Н. Ладыгиной-Котс. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.

Не менее интересны наблюдения над шимпанзе в условиях тропического леса. Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал.

Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутангов, горилл и многих других обезьян.

В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически почти совсем не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий.





загрузка...
загрузка...