загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 22. ОТ ХОЗЯЙСТВА РОБИНЗОНА К ЭКОНОМИКЕ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию основ экономики, влияния НТР на общество и значения развития техники и технологий.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экономика, техника, технология, научно-техническая революция, рабочая сила человека, предметы труда и средства, «ноу-хау», научно-технический прогресс), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28 и № 29.

КАРТОЧКА № 28

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое общество?

• Что включают в себя общественные отношения?

• Что входит в экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества?

• Как взаимодействуют различные сферы жизнедеятельности общества?

• Каким образом регулируются отношения людей внутри общества?

в) Сделай вывод.

 

КАРТОЧКА № 29

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Охарактеризуй ступени развития общества.

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие черты характеризуют аграрное общество?

• Каковы признаки индустриального общества?

• Какие страны достигли постиндустриального уровня развития? Что отличает эти государства?

• На какой ступени развития находится современная Россия?

• Как изменение общества влияет на изменение жизни людей?

в) Сделай вывод.

 

2. Работа с классом (на выбор учителя),

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Продолжите: Общество — это...

в) Опираясь на знания по истории, определи, на какой ступени развития общества могли находиться государства мира в X веке; XIX веке; XXI веке.

г) Что такое глобализация современного мира?

д) На какой ступени развития находится общество? Выполнение задания по дополнительному материалу:

«Династия Тан поровну дала народу землю и владела Поднебесной 300 лет... — писал Чо Джун. — Нужно начать все сначала, чтобы у государства были достаточные доходы и жизнь народа была зажиточной...” Новая власть уничтожила помещичью собственность, отнятые у помещиков земельные грамоты несколько дней горели в кострах на улицах столицы. Рабы получили свободу, а крестьяне — землю; чиновники- »янбаны» набирались путем экзаменов, делились на ранги и получали в кормление “ранговые земли” — несколько крестьянских дворов. Основанная Ли Сонге династия Ли проводила “политику поощрения земледелия”: “Начальники уездов должны побуждать к тому, чтобы повсеместно обрабатывали и пропалывали землю, — говорит земельный кодекс тех времен. — Следует оказывать помощь крестьянам, не возлагать тяжелых повинностей, не устраивать поборов. Губернаторы должны выявлять разницу в успехах тех, кто усердно трудится и кто ленится...” По древнему обычаю сам ван начинал пахоту, проводя борозду на церемониальном поле. Время от времени он объезжал районы вокруг столицы, наблюдая за работой крестьян и выясняя виды на урожай; в дальние провинции с этой целью высылались чиновники. Новоизобретенным печатным способом издавались книги по агротехнике; в 1429 году было указано расспросить старых крестьян о земледельческих приемах в различных провинциях и была создана обширная энциклопедия “Нонса чикколь” (“Все о земледелии”). Местные чиновники учили крестьян высаживать рисовую рассаду, выращивать хлопок, устанавливать водоподъемные колеса. Во всех провинциях прокладывались ирригационные каналы, крестьяне расширяли пашню, деревни стали многочисленными и многолюдными; в течение XV века население возросло в четыре раза...

Нефедов С. А. История нового времени. С. 374.

 

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 28 и № 29, отзывы одноклассников.

 

III. Изучение новой темы

План:

• Как рождается экономика?

• Техника и технология.

• НТР и ее социальные последствия.

Задача для учащихся. Что такое экономика? Какое влияние на развитие общества оказывает НТП?

1. Рассказ учителя об основных принципах экономики (в объеме учебника). Задание для учащихся. Что такое экономика? Что лежит в основе экономики? Чем отличается техника от технологии? Составление схемы (см. ниже).

2. Проверка записей в тетрадях. Должно быть отражено следующее:

Вариант ответа:

Экономика (от греч. oikonomike) — искусство управления домашним хозяйством.

Схема.

 

 

Экономика

 

Производство

Потребление

Распределение

Обмен

Фирмы, организации

Люди, организации

Органы государственной власти, банки

Рынок

 

Основа экономики — рабочая сила человека, предметы труда, средства труда.

Рабочая сила человека — это сам человек с его умениями и навыками.

Предметы труда — то, на что направлена трудовая деятельность человека (земля, природные ресурсы и т.д.).

Средства труда — то, что использует человек в своей трудовой деятельности (орудия труда).

Техника — это умение, мастерство (техника росписи, техника обработки металла и т.д.) в производстве предметов или непосредственно сами приспособления (машины), используемые человеком в процессе производства.

Технология («ноу-хау») — «знаю как». Знание того, как произвести необходимый человеку продукт.

 

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала. Задание для учащихся. Что позволило Генри Форду добиться успеха в производстве автомобилей?

 

Генри Форд

Этому знаменитому американскому промышленнику больше, чем любому другому человеку, принадлежит заслуга внедрения массового производства в современную промышленность. Сделав это, он значительно повысил уровень жизни своего народа, а потом и во всем мире.

Форд, родившийся неподалеку от города Дирборн, штат Мичиган, никогда не учился в высшей школе. Закончив грамматическую школу, он работал помощником машиниста в Детройте, потом ремонтником и инженером. Форд был еще очень молод, когда в 1885 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер (работая автономно друг от друга) изобрели свои автомобили и начали продавать их.

Форда очень скоро заинтересовали эти «повозки без лошадей», и к 1896 году он сконструировал автомобиль по своему проекту. Несмотря на его таланты, первые два предприятия развалились, и если бы Форд умер в сорок лет, о нем никто сейчас не знал бы.

Но его было трудно разочаровать. В 1903 году он предпринял еще одну попытку, и третье предприятие, «Форд Мотор Компани», принесло ему богатство, славу и продолжительное влияние на весь мир. Быстрого успеха компания добилась главным образом благодаря основной концепции Форда, которая так выражалась в первых рекламах: «...сконструировать и продавать автомобили, созданные специально для каждодневной езды — для бизнеса, профессиональной деятельности и семейного пользования; ...машину, которой будут восхищаться мужчины, женщины и дети, а именно ее компактностью, простотой, безопасностью, удобством и — наконец, но не в последнюю очередь — исключительно разумной ценой, которая доступна тысячам людей, которые и подумать не могут о том, чтобы заплатить огромную сумму, запрашиваемую за другие автомобили».

Его первые модели, хотя и довольно неплохие, не совсем отвечали этим высоким целям. Но знаменитая «Модель Т», представленная в 1908 году, приблизилась к ним максимально. Это была самая замечательная из всех произведенных к тому времени машин, и в конце концов было продано более 15 миллионов таких автомобилей.

Форд сразу понял, что для того, чтобы дешево продавать свои автомобили, он должен снизить их себестоимость с целью достигнуть этого, он ввел на своих заводах ряд очень эффективных технологий. Они включали в себя: а) полностью заменимые части; б) большую степень разделения труда; в) сборочную линию. Все это было направлено на го, чтобы повысить эффективность каждого отдельного рабочего.

Главный момент, считал Форд, заключался в том, чтобы рабочий не тратил время на переносы необходимых ему материалов и инструментов или даже на то, чтобы поднимать их с пола перед началом работы. Вместо этого Форд организовал доставку необходимых материалов к рабочему с помощью конвейерных лент, скользящих дорожек или прикрепленным к потолку цеха рельсам. Предметы располагались на уровне пояса, где рабочий мог выполнить свою операцию гораздо быстрее. Методы производства требовалось тщательно анализировать и постоянно пытаться найти способы усовершенствования, более эффективные технологии. Сложную задачу следовало разделить на несколько простых, чтобы с ними могли справиться неквалифицированные рабочие (многие из них могли быть малограмотными, иметь низкий интеллект) без долгих периодов подготовки.

Ни одна из этих идей не принадлежала лично Форду. Энди Уитни применил взаимозаменимые части примерно на век раньше; хорошо известный специалист Фредерик Уинслоу Тейлор защищал все эти идеи в своих трудах, а несколько маленьких фирм уже использовали сборочные линии для своего производства. Но Форд был первым масштабным промышленником, который применил все это целиком.

Результаты были потрясающими: в 1908 году самая дешевая “Модель Т”, продававшаяся за 825 долларов, упала в цене до 500 долларов. В 1916 году цена снизилась до 360 долларов. Наконец в 1926 году розничная цена достигла рекордно низкой отметки 290 долларов. Поскольку стоимость упала, спрос увеличился. США стали “страной на колесах”, а Форд — самым богатым гражданином в мире.

Благодаря тому, что рабочие стали действовать более продуктивно, он смог позволить себе повысить им заработную плату. В 1914 году Форд потряс промышленный мир, подняв минимальное жалованье до пяти долларов в день — огромная сумма для того времени, почти в два раза больше средней заработной платы, которая существовала раньше. Когда новое, более высокое жалованье распространилось по стране, общим результатом стало превращение промышленных рабочих из бедняков в средний класс.

Но новаторство Форда оказало более широкий эффект. Он не делал секрета из своей технологии массового производства, а, наоборот, страстно пропагандировал ее. Другие производители, видя его успех, переняли прогрессивные методы. Результатом стало огромное повышение объемов производства во всей стране, а потом и в мире.

Достигнув финансового успеха, Форд занялся политикой. Результаты этой деятельности, однако, разочаровали его. Яростные призывы к миру в начале первой мировой войны не имели никакого воздействия. В 20-х годах он вступил в кампанию антисемитской пропаганды, но это лишь дискредитировало его. В конце концов Форд публично вышел из этой кампании. В 30-х годах он яростно боролся с организацией профсоюзов, но это восстановило против него рабочих и не принесло компании пользы. Поэтому Форд вышел из этой борьбы тоже.

Однако последние действия хоть и нанесли вред репутации Форда, но оказали сравнительно небольшое воздействие на мир. Они не принизили важности его роли в революции в области промышленного производства, сильно увеличившей выработку и достаток рабочих.

Харт Майкл X. 100 великих людей. С. 463—467.

Вариант ответа:

— Форд применил в массовом производстве новую, для своего времени, технологию сборки автомобиля, конвейер. Стремление повысить производительность труда привело его к идее сделать труд рабочих более оплачиваемым и более легким. Он разделил производственный процесс на отдельные операции.

— Внедрение новых технологий было бы невозможно без высокого уровня развития техники и накопленных человечеством знаний.

 

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 105—107. Задание для учащихся. К каким социальным последствиям в обществе приводит НТР?

Вариант ответа:

— Технические новинки облегчали труд человека, меняли облик самого труда и отношения между людьми.

— В середине XX века начинается процесс автоматизации производства, прорыв в мир микрочастиц и нанотехнологий.

— Возрастание роли научных знаний и образования в обществе.

— Овладение высокими скоростями, способностью безопасно работать в труднодоступных местах или вредных условиях.

— Применять новые виды энергии, искусственные материалы, по-новому использовать природные ресурсы.

— Зависимость человека от техники. Техногенные катастрофы, угрожающие природе и человеку. Приведи примеры из ранее пройденного материала.

— Усложнение производства требует от человека большей мобильности, обновления знаний, ускоряет темп жизни, с которым не каждый в состоянии справиться.

— Происходит расслоение общества на бедные и богатые страны, разрыв между ними не сокращается, а постоянно растет.

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Что изучает экономика?

2. Что такое производство?

3. Почему «труд — отец богатства»?

4. Что такое «ноу-хау»?

5. Приведи примеры быстрого развития современной техники?

 

V. Подведение итогов урока

1. Что такое экономика?

2. Какое влияние на развитие общества оказывает НТР?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 18 учебника 1 или § 9 учебника 2.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Какую роль играет совершенствование техники и технологий в развитии общества?

— Каковы социальные последствия НТР?

3. Выполнить задания на с. 107 учебника 1 или практикум на с. 69 учебника 2.

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о профессиях, появившихся в XX веке в связи с НТР.

 

Дополнительный материал для учителя

Из авторов XVIII века книга «Богатство народов» оказалась самой значительной и влиятельной в грядущих веках и десятилетиях. Все помнят, что Евгений Онегин «...читал Адама Смита и был глубокий эконом...». Полное же название этого великого экономического труда может произнести один из двадцати, имеющих высшее образование; а фактов из биографии автора не знает практически никто. А между тем в его не очень яркой биографии много удивительного и поучительного.

Шотландец, родился через три месяца после смерти отца - Адама Смита - Старшего, достаточно богатого и уважаемого человека - в 1723 году в городе Керколди (Шотландия). Адам рос хилым, болезненным, но необычайно любознательным, понятливым мальчиком. Запоем поглощал книги. В 15 лет принят на учебу в университет города Глазго - отделение нравственной философии, через 3 года получил степень магистра искусств и стипендию в Баллиопольский колледж Оксфорда. В трудных материальных и политических условиях (восстание шотландцев) за 6 лет обучения в Оксфорде студент накопил поистине энциклопедические знания: латынь, греческий, французский языки, философия, этика, античная и современная литература, математика, физика, логика, право, экономия, астрономия, история, география, ремесла и торговля и еще бог весть что. По каждому из этих предметов он мог читать целый кур лекций. После двух лет мучительных раздумий о том, что сделать со своим жизненным поприщем, А. Смит принимает приглашение читать публично лекции по литературе и естественному праву в Эдинбургском университете (1748). Но постепенно, под влиянием вопросов слушателей, Смит от художественной литературы перемещался к более актуальным темам: справедливость, бедность, богатство, бесправие и т.п. Публика ходила на лекции, как на спектакли; особенно хорош был языковой стиль... без конспектов, без каких-либо записей непрерывный экспромт.

Любовь к девушке, про которую известно только, что ее звали Джин, еще более вдохновила молодого ученого. В 1751 году А. Смит занимает в Глазговском университете кафедру логики, а на следующий год - кафедру нравственной философии. Тогда же он познакомился со знаменитым философом Давидом Юмом. Весной 1759 года в Лондоне вышла книга А. Смита «Теория нравственных чувств» - она принесла ему известность. Два с половиной года (1764-1766) А. Смит в качестве воспитателя живет на континенте (Франция, Швейцария), общается с Вольтером, Кене, Тюрго, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, Д’Аламбером, Морелли. Здесь, во Франции, после длительных бесед с экономистами-«физиократами» Смит начал писать свою главную книгу «Богатство народов».

Вернувшись в Англию, еще год занимался государственными делами. Но мечтою было уединиться и закончить свой труд. Это удалось - шесть лет одиночества в родном Керколди, но только в 1776 великая книга была напечатана, наконец, в Лондоне. Последние годы жизни прошли в Эдинбурге. Умер он в 1790 году.

«Богатство народов» состоит из пяти частей (книг).

Принципиальные основы системы экономической теории Смита изложены по существу в первых двух книгах. Вот главнейшие идеи, открытые классиком политической экономии.

1. Законы экономики действуют объективно, подобно законам природы (прекрасным образцом которых служат законы Ньютона).

2. Разделение труда увеличивает производительные силы, создает необходимость введения обмена результатами труда.

3. Стоимость создается только трудом.

4. Стоимость товара раскладывается на естественную заработную плату, естественную прибыль и естественную ренту.

5. Фактическая рыночная цена может быть выше или ниже.

6. А где же стоимость материалов, потраченных на изготовление товара? А она, если рассуждать последовательно, в конечном итоге сведется к заработной плате работников, которые эти материалы изготовили.

7. Тезис, оказавшийся в последующие два века наиболее содержательным, острым, дискуссионным. Это о так называемой «невидимой руке» рынка. В условиях рыночного обмена каждый человек, руководствуясь своими эгоистическими побуждениями о выгоде и преследуя свой интерес, на самом деле участвует в великом разделении труда и увеличивает не только свое, но и общее благосостояние. Двухвековое обсуждение этой идеи породило целые направления в экономической науке: либерализм и фритредерство, дирижизм, монетаризм и т.д.

Значение труда А. Смита в развитии экономической науки неоценимо. Его считают своим предшественником практически все школы и направления (даже начисто отрицающие друг друга). Происходит это в силу того, что «Богатство народов» было первым систематическим изложением науки о хозяйстве за три предшествующих века. И как у всех первопроходцев, терминология у Смита не отработана, многое противоречиво, что-то совсем неправильно. Многое можно понять по-разному. Но подкупает искренность ученого, блестящий стиль, несмотря на длинные фразы, глубокое проникновение в суть явлений (этому у него учились и Д. Рикардо, и К. Маркс).

«Богатство народов» стоит в веках как утес, о который дробятся бушующие волны любых экономических идей.

Абрамов Ю. А. Демин В. Н. 100 великих книг. С. 137—139.





загрузка...
загрузка...