загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 1. ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?

 

Цели:

1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса обществознания в седьмом классе и курса истории древнего мира и истории средних веков.

2. Подвести учащихся к пониманию того, что такое гуманное общество.

3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы, работать с учебником.

Учебное оборудование: учебники: Введение в обществознание: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеева и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. — 11-е изд. — М.: Просвещение, 2006., далее — учебник 1. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. Ч. I. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2005., далее учебник 2.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (гуманизм, гуманное общество, истинный гуманизм, принцип поведения), домашнее задание.

Рекомендации. Практически на каждом уроке учащиеся будут знакомиться с новыми словами. Учителю целесообразно написать их на доске, поставить ударение, правильно произнести вместе с учениками, объяснить правописание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу седьмого класса

1. Выполнение задания.

Разбей на группы. По какому признаку образованы группы?

A) Пирамиды Египта    

Б) Сады Семирамиды  

B) Колизей            

Г) Давид

Д) Помпеи

Е) Джоконда

Ж) Александрийский маяк

3) Собор св. Петра

И) Колонна Траяна

Ответ:

1. А, Б, Ж - чудеса света.

2. В, Д, И — древнеримские памятники.

3. Г, Е, 3 — памятники эпохи Возрождения.

2. Беседа по поставленным вопросам.

1. Какое место занимал человек в природе в представлении древних греков?

2. Назовите выдающихся исторических деятелей - греков и римлян.

3. Почему в Древней Греции и Риме было очень много скульптурных изображений человека?

4. Почему в начале средних веков исчез интерес общества к человеку?

Примерные выводы по беседе:

— Человек, часть природы, занимавший место между миром богов и подземным миром мертвых.

— История Греции и Рима оставила имена великих полководцев (Александр Македонский, Цезарь и др.), реформаторов (Солон, Перикл), философов (Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон), скульпторов (Мирон, Фидий), поэтов и писателей.

— В Древней Греции и Риме большое внимание уделялось физическому воспитанию, красоте человека.

— В период Великого переселения народов варвары уничтожили Римскую империю и ее культуру.

— Распространение христианства в Европе привело к упадку античной культуры, но не искоренило ее бесследно.

— С началом эпохи Возрождения возвращается интерес к месту человека в окружающем мире. Это было время, которое дало миру великих ученых, писателей, художников, идеи которых были проникнуты гуманизмом.

 

III. Изучение новой темы

План:

• Происхождение понятия «гуманизм».

• Гуманное общество.

• Легко ли быть гуманным.

Задача для учащихся. Выяснить главные особенности гуманного общества и что заключает в себе истинный гуманизм.

1. Работа по дополнительному материалу к уроку. Задание для учащихся. Как изменился мир в XIV—XVI вв.? Какие идеи получили развитие в трудах гуманистов? Почему возродился интерес к человеку?

 

Дополнительный материал

Возрождение

В XIV-XVI веках в странах Западной Европы произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую очередь к исследованию природы. Их работы положили начало современным наукам. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий мир и человека такими, какими они видели их в действительности.

Ученые, поэты, архитекторы и скульпторы искали опору не в трудах церковников, а в науке, в правдивом и жизнерадостном искусстве древних народов, особенно древних греков. Поэтому XIV-XVI века в истории Европы получили название эпохи Возрождения.

В средние века, предшествующие Возрождению, религия и Церковь мешали развитию человеческой мысли и культуры. Богословие-учение о боге - считалось всеобъемлющей наукой. Настоящая наука почти не развивалась, а искусство служило главным образом религии. Самыми красивыми и величественными зданиями были церкви и соборы. Живописцы и скульпторы изображали обычно то, что связано с религией.

Почему же в XIV-XVI веках взгляды на жизнь и представление о мире, существовавшие в Средние века, перестали удовлетворять людей?

С каждым десятилетием все большее значение в Европе приобретали города, торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия - мануфактуры. Города богатели и разрастались. Они уже не могли жить без постоянного общения со многими странами.

Горожане обменивались не только товарами, но также и познаниями деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями.

Мореплаватели открывали новые земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, новых книг, замечательных произведений искусства.

Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума. В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие новые идеи, называли себя гуманистами, то есть мыслителями, которые в центре своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» - «человек», «гуманус» - «человеческий»). Многие из гуманистов считали богословие лженаукой.

Гуманисты не только изучали природу, они стремились к правдивому, то есть реалистическому, изображению в искусстве природы и человека.

Они подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица. Например, итальянские художники Рафаэль и Леонардо да Винчи, изображая Мадонн, прославляли не легендарную Богородицу, а величие и радость материнства, красоту обычных женщин - своих современниц. Такие произведения перестали быть иконами, хотя и выполнялись для церкви.

Атлетические фигуры героев, изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения Микеланджело Буонарроти, отразили могучий, закаленный в жизненных испытаниях дух самого художника. Талантливые архитекторы стали строить преимущественно дома и дворцы для богатых и знатных людей.

Поэт эпохи Возрождения итальянец Данте Алигьери написал величественную поэму «Божественная комедия». Он прославил в ней лучших представителей человечества. Стихи поэтов Возрождения Петрарки, Ронсара, Камоэнса - читаются до сих пор. До сих пор волнуют читателей странствия Дон Кихота - героя романа Сервантеса. Величайшее достижение литературы эпохи Возрождения трагедии и комедии Шекспира.

Фридрих Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености...»

Что такое. Кто такой. С. 192—193.

 

2. Беседа по прочитанному материалу.

— Почему в средние века возродился интерес к истории и человеку?

— Где и почему начинается эпоха Возрождения?

— Почему великих ученых, писателей, художников этого времени называют гуманистами?

— Какие из произведений гуманистов эпохи Возрождения вам наиболее запомнились, почему именно они?

— В каких еще странах получили распространение идеи гуманистов?

— Какова судьба первых гуманистов? Почему мы говорим об их жизни как о подвиге?

— Почему изменилось мнение о взглядах на окружающий мир и роли и месте человека в нем?

Вывод: развитие техники, торговли, рост научных знаний потребовали от человека стать более деятельным, активно осваивать новые территории. Вместе с тем все чаще вставал вопрос о более справедливом обществе. Такое общество стали называть гуманным обществом.

 

Вариант для учебника 1.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 или рассказ учителя по дополнительному материалу (см. ниже).

Учебник 1, с. 6—7 ответить на вопрос 3 на с. 7.

Примерный ответ на вопрос 3:

Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо.

Основной принцип поведения — принцип гуманизма. Чем большему числу людей общество может обеспечить все необходимое для достойного существования, тем более гуманным оно будет. В таком обществе человек несет ответственность за свои дела и поступки.

4. Выполнение задания 1 на с. 7 и ответ на вопрос 4.

Возможный ответ:

— «Моряки не погибли. Они воротились на пароход».

— Гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течение всей их жизни.

— Смысл истории, рассказанной В.В. Вересаевым, в ответственности человека за то, что он совершает в своей жизни.

 

Вариант для учебника 2.

3. Рассказ учителя по дополнительному материалу (см. ниже).

Задание для учащихся: Какое общество можно назвать гуманным?

4. Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника 2 с. 4—8. Задание для учащихся: Какие стороны жизни общества изучает обществознание?

Вариант ответа:

Из курса обществознания можно выделить изучение экономических, политических, правовых, социологических и духовных сторон жизни общества. Ответить на вопросы, связанные с проблемами современного общества, научиться использовать различные формы и методы исследовательской работы.

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Ответьте на вопросы 1 и 2 на с. 7 учебника 1.

2. Почему идеи гуманизма распространяются именно в Европе?

3. Кто из ученых эпохи Возрождения может послужить образцом гуманиста?

4. Сравните: ученый, препарирующий лягушку, ставящий опыты на животных в поисках новых способов лечения болезни и человек, раздавивший лягушку, потому что ее кваканье мешает отдыхать его семье, кто из них гуманист? Почему?

5. Что изучает обществознание?

 

V. Подведение итогов урока

— Что такое гуманизм?

— Какое общество называется гуманным?

— Что изучает обществознание?

 

Домашнее задание

1. Прочитать с. 6—7 учебника 1 и с. 4—8 учебника 2.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Что значит быть гуманным человеком?

3. Выполнить задание 2 на с. 7 учебника 1.

4. Вспомни произведения художественной литературы, написанные писателями-гуманистами, чему они были посвящены?

5. Дополнительно: подготовить сообщение «Происхождение человека».

 

Дополнительный материал для учителя

Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - принцип мировоззрения, основанный на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью, на уверенности в способности человека к неограниченному развитию и самореализации всех его сил, способностей и талантов. Идея Гуманизма - одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации. Гуманизм ведет начало еще со II века до н.э. Понятие «Гуманизм» Цицерон трактует как основную идею «избавления» и «обогащения» человека. Концепция Гуманизма набирает заметное развитие в эпоху Ренессанса. Выдающиеся итальянцы - Данте, Петрарка, Боккаччо - углубили понимание гуманизма, представили его как выражение «целостности человеческого духа», свидетельство «полноты и неделимости природы человека». С эпохи Возрождения термин «Гуманизм» начал употребляться в двух основных значениях: философское учение, которое теоретично-мировоззренчески объединяет положение о приоритете в общественной жизни человеческих ценностей: благополучие, счастье; и Гуманизм как литературно-художественное, этично определенное направление, которое утверждает идеал человека как высоконравственной и просвещенной личности. На протяжении исторической эволюции Гуманизм набирает различные формы и оттенки. Ответственное, осознанное отношение к природе, социуму, миру человека - главная идея современной гуманистики. Ее цветистая палитра, впрочем, содержит также и другие краски. Единая, действительно человеческая форма общения, - это «внеязыковая коммуникация». Не сдают своих позиций и приверженцы абстрактного Гуманизма, которые считают, что «очеловечение» общества возможно лишь благодаря внесению гуманистического идеала в массовое сознание. Особый и довольно выразительный пласт современного Гуманизма образовывают религиозные концепции человека, их влияние усиливается по мере обострения кризисов его атеистических, рационалистических, социальных версий.

Кондратов В. А. и др. С. 167—168.





загрузка...
загрузка...