загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 18. САМОЕ УТРЕННЕЕ ИЗ ЧУВСТВ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию роли любви в жизни человека.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Учебное оборудование: карточки-задания с отрывками из художественных произведений по данной теме.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятие любовь, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Бесценный дружеский союз»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 24 и № 25.

КАРТОЧКА № 24

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Какие отношения между людьми можно считать дружбой?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое дружба, чем она отличается от групповой солидарности?

• Что объединяет друзей, каковы предпосылки их дружбы?

• Приведи пример мотивов дружбы.

• Кого человек выбирает себе в друзья?

в) Сделай вывод.

 

КАРТОЧКА № 25

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Почем умы дорожи м дружбой?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Кто может стать другом?

• Какие особенности в дружбе старших с младшими, мужской и девичьей?

• Какие черты характера неприемлимы для дружбы?

• Почему друг — это серьезно?

• Что мы ждем от дружеских отношений, друга?

• Какие пословицы и поговорки, посвященные дружбе, ты знаешь?

в) Сделай вывод.

 

2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Подбери пары слов, объясни свой выбор: деятельность, группа, цель, воля, коллектив, характер.

Ответ: деятельность — цель; группа — коллектив; воля — характер.

в) Объясни термины и понятия: мораль, конформизм, биосоциальный, гениальность, дружба.

г) Фронтальный опрос:

1. Что такое общение?

2. Почему друзей не бывает много?

3. Что такое групповые нормы?

4. К кому применяются групповые санкции?

5. Почему дружеский союз бесценен?

д) Приведи примеры пословиц, посвященных дружбе.

 

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 24 и № 25, отзывы одноклассников.

 

III. Изучение новой темы

План:

• Загадка любви.

• «Любви все возрасты покорны».

• Счастье любить.

Задача для учащихся. Выяснить, почему нельзя прожить без любви и как получить от нее радость?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 84—88. Задание для учащихся. Выяснить, кого и что любит человек? Что значит любить и быть любимым? Для ответа используйте текст из дополнительного материала по произведениям.

Дополнительный материал

1.

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке

Сердце запрыгает;

 

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

 

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

1838 (?)

Лермонтов М. Ю. // Русская лирика XIX века. С. 211.

 

2.

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные предания

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

Но я люблю - за что, не знаю сам, -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез,

С отрадой, многой незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытою соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

Лермонтов М. Ю.

Русская лирика XIX века. С. 228.

 

3.

Ночь была темная, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

- Благодарю вас,- сказал он ей тихим и печальным голосом,- что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если б вы на то не согласились.

Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:

- Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Он молчал и, казалося, собирался с духом.

- Обстоятельства требуют... я должен вас оставить,- сказал он наконец...- Вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...

Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.

- Я не то, что вы предполагаете, - продолжал он, потупя голову, - я не француз Дефорж, я Дубровский,

Мария Кириловна вскрикнула,

- Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться - ни за себя, ни за него. Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня... сей же час... Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском, знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда...

Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился.

- Простите,- сказал Дубровский,- меня зовут, минута может погубить меня - Он отошел, Марья Кириловна стояла неподвижно. Дубровский воротился и снова взял ее руку.

- Если когда-нибудь,- сказал он ей нежным и трогательным голосом,- если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности? Марья Кириловна плакала молча. Свист раздался в третий раз.

- Вы меня губите! - закричал Дубровский,- Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа. Обещаетесь ли вы или нет?

- Обещаюсь,- прошептала бедная красавица.

Пушкин А. С. Дубровский. С. 170—171.

 

2. Беседа по прочитанному тексту.

Дать возможность учащимся свободно высказать свое мнение.

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Что такое любовь?

2. Можно ли любить и ненавидеть одновременно?

3. В каких произведениях У. Шекспира воспевается любовь?

4. Что такое ностальгия?

 

V. Подведение итогов урока

1. Какую роль играет любовь в жизни человека?

2. Легко ли любить и быть любимым?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 15 учебника 1.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Любви все возрасты покорны?

— Почему нельзя прожить без любви?

 

Дополнительный материал для учителя

Тоска по родине

Ностальгия (от греч. «ностос» - «возвращение» и «альгос» - «страдание», «боль»), или тоска по родине, знакома людям с давних времен. Немецкий философ и психиатр Карл Ясперс писал, что ею «мучается Одиссей и, несмотря на внешнее благополучие, гоним по свету в поисках Итаки. В Греции, в особенности в Афинах, ссылка считалась самым большим наказанием. Овидий нашел позднее много слов для жалоб на свою тоску по Риму... Изгнанные евреи плакали у вод Бабилона, вспоминая Сион». Но симптомы ностальгии: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, понижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенение» - исследователи выделили лишь в XVII столетии. Тогда и появился сам термин «ностальгия». Его ввел швейцарский психиатр И. Хофер.

Ностальгия - тоска по чему-то необъяснимо родному, что вошло в твою плоть и кровь, срослось с душой. Отрезать это невозможно, не поранив души.

Владимир Набоков, совсем молодым человеком покинувший Россию в 1919 г., писал: «Тоска по родине... Она впиталась, эта тоска, в один небольшой уголок земли, и оторвать ее можно только с жизнью». Набоков замечал, что, воображая Урал или Арал, он остается «холоден в патриотическом или ностальгическом смысле», как если бы воспринимал красоты экзотических стран. «Но дайте мне, - восклицал писатель, - на любом материке лес, поле и воздух, напоминающие Петербургскую губернию, и тогда душа вся перевертывается». Видимо, общение с природой в самые ранние годы жизни запечатлевается в глубинных эмоциональных структурах личности, и эта связь с природой родной земли осознается нами лишь тогда, когда меняется привычный пейзаж.

Однако ностальгия не только тоска по знакомому ландшафту; это комплекс разнообразных чувств по утраченному дорогому: родной речи, национальному укладу жизни, собеседникам, друзьям, возможности быть понятым. Даже Федор Шаляпин, выступления которого в эмиграции проходили с неизменным успехом, признавался: «Как бы тонок француз ни был, он до конца меня никогда не поймет. Да и там, в России, понимала и ценила меня по-настоящему одна галерка. Там была моя настоящая публика. Для нее я пел. А здесь галерки нет». Композитор Сергей Прокофьев, живший за границей в 1918-1933 годах, писал: «В моих ушах должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни». Ему вторил Сергей Рахманинов, уехавший из России после Октябрьской революции: «Как же сочинять, если нет мелодии. Если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы». По свидетельству друзей, разлуку с родиной композитор переживал мучительно.

Тема ностальгии часто встречается в эмигрантской поэзии и прозе, в песнях. До сих пор актуален рассказ русской писательницы Надежды Тэффи «Ностальгия», появившийся в 1920 году. «Приезжают наши беженцы, изможденные, почерневшие от голода и страха, отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы наладить новую жизнь, и вдруг ГАСНУТ. Тускнеют глаза, опускаются вялые руки, и вянет душа, душа, обращенная на Восток. Ни во что не верим, ничего не ждем, ничего не хотим. Умерли. Боялись смерти большевистской - умерли смертью здесь. Вот мы - смертию смерть поправшие! Думаем только о том, что теперь ТАМ. Интересуемся только тем, что происходит ОТТУДА». Об этом состоянии хорошо написал поэт Иван Елагин, эмигрировавший в США после Второй мировой войны:

И черт бы нам в Алабаме?

Что нам чужая трава?

Мы и в могильной яме

Мертвыми, злыми губами

Произнесем «Москва».

А знакома ли ностальгия эмигрантам четвертой волны - людям, выехавшим из СССР в начале 90-х годов? По данным социологического обследования, на вопрос «Мучает ли вас ностальгия?» в США дали положительный ответ 72% опрошенных, в Израиле - 87%, в Канаде - 69%, в Германии - 19%. По мнению российского этнопсихолога Нелли Фрейкман-Хрусталевой, русские эмигранты в Германии меньше болеют ностальгией благодаря географической и культурной близости (общий европейский дом), простоте и дешевизне поездок на родину и общения с близкими по телефону, климатическому и природному сходству...

Лебедева Н. Тоска по Родине // Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 414.





загрузка...
загрузка...