загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 14. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения симпатии и антипатии.

2. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, учебником, устанавливать при- чинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

3. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, уважения к чужому мнению.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (межличностные отношения, симпатия, антипатия, отношения деловые и личные, знакомство, приятельство, товарищество), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

II. Изучение новой темы

План:

• Особенности межличностных отношений.

• Знакомство, приятельство, товарищество.

• Симпатии и антипатии.

Задача для учащихся. Почему возникают симпатии и антипатии? Какие чувства рождают их? Какую роль они играют в создании общества?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учебник 1 с. 64—65. Задание для учащихся. Работая в парах: приведите пример межличностных отношений, характеризующихся элементом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие. Работая с отрывками из романа «Волкодав» Марии Семеновой, определите, в каком из них отношения официальные, а в каком личные.

 

1.

«На всякий случай он обежал глазами лица бояр. Лучеза- ра-Левого не было видно, и на том спасибо. Зато присутствовал тот, кого Волкодав про себя называл Правым, — боярин Крут Милованыч, седой, немереной силы воитель с квадратным лицом и такими же плечами. Он и теперь стоял справа от кресла, пока еще пустого. Он взирал на Волкодава с хмурым недоумением, и тот, присмотревшись, именно по его лицу догадался: дружинные витязи не лучше его самого понимали, зачем кнесинке понадобилось в несусветную рань собирать их во дворе.

Юная правительница, впрочем, не заставила себя дожидаться. Как только Бравлин подвел Волкодава к краю ковра, дверь в покои кнесинки растворилась, и Елень Глуздовна вышла на крыльцо. Она держала в руках тщательно свернутый темно-серый замшевый плащ.

— Гой еси, государыня, — сейчас же поклонились все стоявшие во дворе.

— И вам поздорову, добрые люди, — отозвалась она.

Выпрямившись, Волкодав сразу встретился с ней глазами.

Потом перехватил сердитый и непонимающий взгляд Правого и насторожился еще больше. Между тем кнесинка села в свое кресло, оглядела недовольных бояр, покраснела и не без вызова вздернула подбородок. Она сказала:

— Подойди сюда, Волкодав!

Волкодав осторожно ступил на пушистый ковер и остановился в двух шагах от нее. Кнесинка Елень еще раз огляделась и тоже встала, оказавшись ему по плечо, хотя кресло было снабжено подножкой. На щеках молодой государыни пылали жаркие пятна, но голос не дрогнул ни разу. Она громко и звонко выговорила осененную временем формулу найма телохранителя;

— Я хочу, чтобы ты защищал меня вооруженной рукой. Заслони меня, когда на меня нападут!

Волкодав настолько не ожидал ничего подобного, что на мгновение попросту замер, растерявшись. Но потом опустился перед кнесинкой на колени и глухо ответил:

— Пока я буду жив, никто недобрый не прикоснется к тебе, госпожа.

Краем уха он услышал возмущенный ропот дружины, и окончательно понял, что добра ждать нечего».

Семенова М. Волкодав. С. 193.

 

2.

«Боярин ходил среди гибких юнцов медведь медведем и раздавал нескладехам отеческие затрещины. Он поспевал это делать без большого труда: годы его, седовласого, еще не скоро догонят. Он заметил наблюдавшего за ним Волкодава и не подал виду, только побагровел еще больше, но венн не уходил, и, наконец, Правый сам позвал его:

— Эй, ты там! Поди-ка сюда!

Волкодав осторожно опустил наземь пухлый сверток с плащом и одеждой и подошел.

— Почему я должен тебе доверять?.. — сверля его пристальным взглядом маленьких серых глаз, осведомился боярин. В его голосе Волкодаву послышалась неподдельная горечь. Он немного помолчал, обдумывая ответ, и спокойно проговорил:

— Потому, что госпожа мне доверяет.

— Тебе она госпожа! — прорычал Правый. — А мне — дочь родная! Почем мне знать, что ты, висельник, ее не обидишь?

Волкодав поневоле припомнил норовистых, тяжелых на руку молодцов, которые обхаживают друг друга, толкаясь крутыми плечами и обдумывал, стоит ли драться уже как следует. Драться определенно не стоило. Значит, кто-то должен был уступить.

— Скажи лучше, воевода, грозил ли кто Глуздовне? — негромко спросил Волкодав. — Были какие-нибудь письма подметные? Или разговор недобрый кто слышал?

— Не было ничего, чуть-чуть остывая, буркнул Крут. — И на что ты ей, обормот?

— Нужен, не нужен, то не нашего с тобой ума дело, — сказал Волкодав. - Велела, надо служить. Есть ли еще телохранители у госпожи?

— Нету! - по-прежнему нелюбезно, но уже без былой лютой враждебности ответил боярин. — Допрежь не было, и ты недолго пробудешь.

— Как госпожа велит, так и станется, — сказал Волкодав.

— Спасибо за науку, воевода».

Семенова М. Волкодав. С. 199.

 

2. Беседа по поставленным вопросам.

• В результате совместной работы ученики осуществляют взаимосвязь.

• Совместно читают отрывок из романа «Волкодав», осуществляя взаимодействие

• Приходят к единой точке зрения в процессе обсуждения — взаимопонимание

• Выслушивают мнение друг друга, общую оценку совместной работы — взаимовосприятие.

Отрывок 1. Деловые официальные отношения

Отрывок 2. Личные отношения.

 

3. Выполните практическое задание.

Работая с учебником 1 с. 65—66, запишите три группы своих знакомых по принципу: знакомые; приятели; товарищи.

Подумай, почему список приятелей меньше, чем знакомых, а список товарищей и друзей самый маленький?

Как бы ты отличил приятеля от друга, товарища?

 

4. Рассказ учителя о чувствах симпатии и антипатии (в пределах учебника) или самостоятельная работа с учебником 1 с. 66— 67 и текстом дополнительной литературы (на выбор учителя). Задание для учащихся. Что такое симпатия и антипатия? Вспомни содержание «Сказки о царе Салтане» и ответь на вопросы: Какие чувства вызывают у вас герои сказки? Почему? Как автор относится к своим героям? Чем закончилась эта встреча князя Гвидона со своим отцом?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана,

и желанная страна

Вот уж издали видна;

Вот на берег вышли гости;

царь Салтан зовет их в гости,

и за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Пушкин А. С.

Сказка о царе Салтане. С. 91—93.

Вариант ответа:

Царь Салтан и князь Гвидон — положительные герои, о них в сказке нет ничего отрицательного, а сестры царевны и баба Бабариха Пушкиным описываются как «злые жабы», вызывают чувства антипатии от начала и до конца сказки.

 

III. Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя)

1. Выполнение заданий 1—5 на с. 67 учебника 1.

2. Какие чувства сближают людей, а какие разъединяют?

3. Почему знакомых у тебя больше, чем приятелей?

4. Можно ли всех своих приятелей назвать товарищами?

 

IV. Подведение итогов урока

1. В чем заключается роль взаимопонимания в межличностных взаимоотношениях?

2. Почему возникают чувства симпатии и антипатии?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 11 учебника 1 или учебник 2 § 5.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Что такое межличностные отношения?

— Как возникают чувства симпатии и антипатии между людьми?

3. Подготовить кроссворд по терминам, пройденным на предыдущих уроках?

 

Дополнительный материал для учителя

Будьте взаимно вежливы

Откуда берутся силы, когда необходимо преодолеть личные невзгоды? Как правило, каждый из нас обладает внутренней энергией, правда, каждый в разной мере. До сих пор неясно, откуда она берется. Существуют различные источники, питающие ее. У кого-то это вера в Бога, у кого-то - чувство ответственности.

Ясно одно, что источники внутренней энергии небезграничны. Мы не можем постоянно черпать из них энергию, иначе они иссякнут. Мы должны бережно и экономно расходовать ее, не тратить попусту и не позволять другим «вытягивать» ее из нас.

Тот, кто пребывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Человек же с кипучей энергией особенно быстро истощает ее, так что у него не остается сил сконцентрироваться на главном.

Следовательно, нам нужно следить за тем, чтобы расслабление и концентрация находились в оптимальном отношении. Этого добиться не так просто в наше бурное время, насыщенное стрессовыми ситуациями, ставящими перед нами все новые и новые проблемы, загоняющие нас порой в патовые положения.

Одно из главных доступных нам средств борьбы со стрессами - это общение. Какими бы независимыми мы себя ни считали, наше состояние, прежде всего, зависит от качества взаимоотношений с другими людьми. Есть понятие «психологический комфорт». Если при общении с человеком вы не испытываете напряжения, если вам с ними легко и свободно - это и есть ощущение такого комфорта. В свободное время осознанно или неосознанно мы стараемся окружить себя именно такими людьми.

Эмоциональная приязнь к человеку во многом определяется чувством подобия себе. Например, страстные спорщики обычно группируются, дискуссии, которым они предаются, доставляют каждому из них максимум радости.

Замечено, что манера людей общаться с ближними является в значительной мере отражением того, как ближние сами делают это. Простой пример. Спросите о чем-нибудь человека шепотом, он ответит невольно вам на пониженных тонах. Прокричите ему вопрос - он ответит вам также. Иными словами, наша исходная благожелательность к людям является условием ответной благожелательности тех, кто нас окружает.

Самое важное в общении - уметь правильно пользоваться таким мощным и тонким инструментом, как слово. «Слово для человека, - писал Иван Павлов, - является сильнейшем условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в качественном отношении среди других раздражителей». Это значит, каждое слово, которое мы слышим и тем более произносим, оставляет глубокий след в нас самих. Злословя по отношению к другому человеку, мы наносим вред не только тому, о ком говорим, но и себе самим, своей психике. Вот почему так важно уметь избегать злословия. «Умейте в каждой вещи найти не худшее, а лучшее, - не уставал повторять Константин Станиславский. - Не худшее, а лучшее».

Об этом же, об умении видеть лучшее, писал известный русский художник Николай Рерих: «Учиться радости, видеть лишь доброе и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. И у нас жизнь разрастается, и нам недосуг будет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. И у нас откроется «глаз добрый».

«Глаз добрый», благожелательность к людям и есть то, что ведет к появлению положительных эмоций. Безусловно, умение создавать положительные эмоции сначала потребует усилий. Но только сначала, пока эти усилия не станут привычкой, чертой характера.

Резник С. Не позволяй душе лениться. № 9—10. С. 94.





загрузка...
загрузка...