загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

УРОК 11. У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать свою точку зрения на проблемные вопросы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к природе.

Учебное оборудование: карточки-задания по дополнительному материалу.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экологический кризис, Красная книга, безотходные технологии, экологическое равновесие, деградация биосферы, экологический порядок), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Природа, общество, человек»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 14 и № 15.

КАРТОЧКА № 14

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Какие связи существуют между человеком и природой?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое природа? Что она дает человеку?

• Можно ли считать природу неисчерпаемой кладовой ресурсов?

• На какую связь человека с природой обратил внимание Р. Брэдбери в рассказе «Все лето в один день»?

• Что такое ноосфера?

• Может ли человек вмешиваться в естественное развитие природных процессов?

• Почему необходимо соблюдать гармонию в отношениях с природой?

в) Сделай вывод.

 

КАРТОЧКА № 15

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Человек — венец природы или звено цепи?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие признаки возвышают человека над остальной частью природы? (используй знания биологии)

• Как нормы морали способствуют выделению людей из мира животных?

• Охарактеризуй признаки экологического кризиса на нашей планете.

• Дай характеристику экологических проблем в нашей стране

• Докажи, что решение экологических проблем жизненно необходимо для человечества.

в) Сделай вывод.

 

2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания из тетради.

б) Проверь себя: Ответы могут быть или ДА или НЕТ.

1. С экологическими проблемами человек столкнулся еще в древности;

2. В.И. Вернадский — автор теории о ноосфере;

3. Потепление климата — результат деятельности человека;

4. Человек подчинил себе законы развития природы;

5. Экология — наука о развитии живых существ;

6. Ноосфера — сфера разумной деятельности человека;

7. Чем богаче страна, тем меньше у нее экологических проблем;

8. Газ и нефть решат все экологические проблемы;

9. Мусор — одна из экологических проблем современного мира;

10. Самая страшная экологическая катастрофа современности — авария на Чернобыльской АЭС.

Ответы: ДА - 1, 2, 3, 6, 9, 10; НЕТ - 4, 5, 7, 8.

в) К каким последствиям могут привести следующие действия человека:

— строительство животноводческого комплекса на берегу реки;

— разведение костров в жаркую погоду;

— посадка деревьев;

— строительство скворечников и кормушек для птиц.

д) О какой организации идет речь? Что является главной целью этой организации? Нужны ли подобные организации в нашей стране?

Международная общественная организация защитников окружающей природной среды в Западной Европе и Америке; основана в 1971 году в Канаде, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве). Эта организация борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения окружающей природной среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и т.п.

Вариант ответа:

Гринпис, одна из немногих организаций по охране природы, действующая по всему миру, готовая защищать природу в любом районе земного шара. Организация существует на частные пожертвования, ее рядовые члены выступают за защиту окружающей среды, не считаясь с правительственным мнением. Такие организации позволяют, открыто обсуждать проблемы охраны природы, не позволяя скрывать их от общества.

 

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 14 и № 15, отзывы одноклассников.

 

III. Изучение новой темы

План:

• Печальные результаты.

• Кризис или катастрофа.

• Цена прогресса.

• Хватит ли на наш век.

Задача для учащихся. Подумай, сможет ли человек предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 52—53 или учебник 2 § 2 и дополнительным материалом.

Задание для учащихся. Как происходит загрязнение окружающей среды? Какие примеры можешь привести ты?

 

Экология и новые условия

В XX веке появился новый вид воздействия на экосистемы — современная промышленность. И стало ясно: она может разрушить природу.

В течение XX века как-то незаметно исчезли тысячи видов животных и растений, населявших Землю.

Что же нежелательное принес XX век?

Уничтожение растительности. Леса вырубают, не сажая новые деревья. Гибнут леса Амазонии. А они дают кислород, которым дышит все живое на Земле. Вырубают хвойные леса Сибири. Кроме того, они то и дело горят. Неумелая пахота разрушает почву, и возникают «черные бури»: ветер поднимает и уносит тучи земли.

А ведь разрушение мест обитания — первая причина вымирания животных. Когда им негде жить, негде пастись или охотиться, негде устраивать логово и выводить детей, когда не хватает пищи, — то численность вида падает. Это хорошо видно на примере тигра, орангутанга, панды, слона.

Хищническая охота — самый простой способ погубить биологический вид. Так были уничтожены тур, странствующий голубь (неисчислимые стаи которого походили на облака!), морская корова и зебра квагга. Так едва не погиб бизон.

Парниковый эффект приводит к постепенному повышению температуры на Земле. В результате, вроде бы незаметно, изменяется климат, повышается уровень океанов, тают ледники, злее становятся засухи. И чем все кончится — предсказать сложно. Температура повышается вот почему. Земля не только нагревается лучами солнца — она еще и отдает часть этого тепла в космос. Сегодня в атмосфере увеличивается количество молекул углекислого газа. Больше стало других газов, которых раньше почти не было. Они «не выпускают» тепловые лучи обратно в космос, и тепло удерживается в атмосфере. Так в парниках удерживает тепло пленка. Эти газы образуются во многом в результате работы промышленных предприятий.

Загрязнение атмосферы. Выхлопные трубы автомобилей, трубы заводов и электростанций выбрасывают в воздух миллионы тонн угарного газа и других токсичных веществ. Эти вещества вызывают болезни органов дыхания, проникают через легкие в кровь. Когда такие вещества растворяются в каплях дождя, они образуют разные кислоты.

Кислотные дожди губят растительность, водных животных. Вредны они и для волос — в городе не следует оставаться под дождем с непокрытой головой.

Смог — смесь дыма, тумана и пыли (сажи, пепла). Образуется над крупными городами.

Загрязнение воды и почвы. Лишь некоторые вещества, попавшие в почву и воду, разлагаются бактериями и грибками на безопасные составные части. Большинство вредных веществ почти не разлагаются.

Тяжелые металлы вызывают медленное отравление. Таков свинец, попадающий из выхлопных газов автомобилей в воздух, затем в почву и, наконец, в растения и грибы. Поэтому ничего, что растет вдоль шоссе, есть не следует. Ни ягоды, ни картофель, и особенно опасны грибы.

Сточные воды промышленных предприятий, минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей, опасны.

Пестициды — это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми (инсектициды), сорными растениями (гербициды), для удаления листвы (дефолианты). В дефолиантах может присутствовать очень сильный яд диоксин, который разрушает организм, вызывает рождение людей-уродов. Диоксин выделяется еще и при горении многих пластмасс.

Радиоактивные вещества в воде и почве крайне опасны: попадая в организм, они незаметно разрушают его.

Мусор — любой — вреден и опасен: пластмасса, стекло, лом металлов, строительные отходы... В мусоре может оказаться любое вредное вещество. И еще — мусор обезображивает нашу землю.

Земля. С. 34—35.

 

2. Беседа по прочитанному тексту.

— В документе приведен перечень последствий промышленного воздействия на природу, таких, как: уничтожение растительности и хищническая охота, химическое и радиоактивное загрязнение почвы, воды и атмосферы, сточные воды и бытовой мусор, пестициды и парниковый эффект. Любое из этих последствий может погубить тысячи человеческих жизней.

— Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами: стекло, пластик, строительный мусор и т.д. приводит к нарушению экологического равновесия, гибели животных и растений, росту числа заболеваний среди людей;

— Приведи пример экологических проблем в вашей местности.

 

3. Рассказ учителя о возможностях развития человечества в современных условиях (в пределах учебника) или работа с дополнительным материалом, приведенным ниже. Задание для учащихся. Зная, что природные ресурсы ограничены, подумай, хватит ли на наш век?

 

Дополнительный материал

«...в начале 70-х гг. XX в. группа исследователей из Массачусетского технологического института представила доклад «Пределы роста» международной организации Римский клуб.

Ученые пришли к выводу, что «физические пределы использования человеком материальных и энергетических ресурсов будут достигнуты через несколько десятилетий». Сигнал тревоги, казалось, был услышан. Защита природной среды вышла на одно из первых мест среди проблем, которые обсуждались в обществе. Все политические силы включили в свои программы и предвыборные платформы экологические задачи. Повсюду появились «зеленые» партии и организации. Были приняты новые законы об охране природы. Однако разрушение естественных богатств продолжалось. «Мы видели исчезающие леса, глубокие овраги на полях, реки, коричневые от ила. Мы знали химию озонового слоя и парникового эффекта. Средства массовой информации регулярно сообщали статистические данные о снижении уровня грунтовых вод и исчезновении биологических видов», - подытожили бывшие авторы доклада Римскому клубу 20 лет спустя.

К списку экологических бедствий можно добавить и многие другие явления. Окружающая среда загрязняется отходами промышленности и энергетики (особенно ядерной). Вредные вещества в ходе промышленной деятельности человека попадают в воздух, воду и почву. Опасные для здоровья химические примеси содержатся в продуктах питания. Меняется климат в различных частях планеты, что влечет катастрофические наводнения или засухи. Истощаются запасы полезных ископаемых, отмечается нехватка чистой воды... Проблемы накладываются одна на другую и тем самым усугубляются, угрожая выживанию человечества. Когда составители доклада попытались проанализировать, что же изменилось за прошедшие годы, они обнаружили следующее. Процесс разрушения не только не остановлен, но все больше делается необратимым, несмотря на совершенствование технологий, расширение знаний и более строгую природоохранную политику. «...Человечество и экономика истощают ресурсы Земли, загрязняют и разрушают окружающую среду - утверждают ученые в новом докладе «За пределами роста». - Многие из этих процессов развиваются с огромной скоростью. Окружающая среда не может выстоять. Мы также считаем, что, если коррекция не будет сделана, коллапс в той или иной форме не только возможен, но и неизбежен...»

Возможности экологических и природных систем планеты Земля, обеспечивающих существование человека, имеют свои пределы. Между тем современная экономика стремится к максимальному росту производства товаров, что увеличивает негативное влияние на окружающую среду.

В этом сказывается общий принцип отношения человека к окружающему миру, который утвердился в общественном сознании по меньшей мере за последние 400 лет.

Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. С. 625.

 

4. Беседа по прочитанному материалу.

1. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым?

2. Почему рост населения может стать причиной для глобальных конфликтов на Земле?

3. Какие потребности человека, по твоему мнению, можно ограничить, а какие нет?

4. Почему люди продолжают загрязнять окружающую среду?

 

IV. Закрепление изученного на уроке

1. Какие проблемы человечества называются экологическими? Какие еще проблемы стоят перед людьми?

2. Как на бытовом уровне можно способствовать решению экологических проблем?

3. Какие источники энергии практически неисчерпаемы на нашей планете?

4. Какие международные организации ведут борьбу за защиту окружающей среды?

 

V. Подведение итогов урока

1. Почему необходимо защищать природу?

2. Как можно предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу?

 

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника 1 или § 2 учебника 2.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопросы:

— Каковы результаты деятельности человека?

— Как человеку предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу?

3. Выполнить в тетради задание 4 с. 55 учебника 1 или практикум на с. 25 учебник 2.

4. Подготовить сообщение о редких животных или растениях, попавших в Красную книгу нашей страны.

 

Дополнительный материал для учителя

Они должны жить

С начала XX века учеными было открыто около 50 видов ранее неизвестных зверей и птиц. Подсчитано, что с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов, причем более половины - только за последние 50 лет и, за малым исключением, по вине человека. Люди, не задумываясь о своем будущем, будущем фауны и всей живой природы, хищнически уничтожают животных.

С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. До сих пор огромным злом остается браконьерство.

Но животные исчезают не только из-за охоты человека на них. Дело еще и в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев естественные места обитания, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушение болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы.

Сейчас важно сохранить любой вид животных, которых природа создавала в течение долгих миллионов лет. А зачем нужно сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются, считая, что если животных какого- то вида мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский писатель и ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в том, что фауна нашей планеты - это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система, и выпадение любого, самого незначительного, на первый взгляд, звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

Учет редких и исчезающих видов животных в нашей стране, как и во многих других странах, осуществляется в форме особых списков, называемых Красными книгами. Учет редких видов животных в мире ведется в Международной Красной книге.

Приступая к охране исчезающего вида, в первую очередь необходимо обстоятельно выяснить его биологию. Одна из наиболее эффективных форм охраны животных - создание заповедников и заказников. На территории бывшего СССР насчитывается более 150 заповедников (общей площадью в 13 млн. га), более 1000 заказников и несколько национальных парков. В 1978 году в нашей стране был впервые организован морской заповедник - в заливе Петра Великого в Японском море, предназначенный для сохранения морской фауны и флоры. Практически только на территории наших заповедников удалось сохранить такие виды животных, как амурский тигр, горал, кулан, сайгак, бухарский и пятнистый олени.

И все-таки даже такие радикальные охранные меры, как запрет добычи и охрана мест обитания, могут помочь не во всех случаях. Численность многих видов падает с такой угрожающей быстротой, что без экстренных спасательных мер не обойтись. Для их разработки и проведения в жизнь при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов созданы рабочие группы, объединяющие специалистов со всех континентов. Функционируют такие группы по сиренам, китам, белому медведю, тигру, орангутангу, выдрам, ламе-викунье, африканскому слону, дикой лошади, носорогам, антилопам и другим животным. Благодаря деятельности этих групп удалось предотвратить исчезновение с нашей планеты ряда видов.

Все чаще в наше время участь вида зависит от того, был ли в свое время создан в неволе резерв этих животных и насколько хорошо удалось наладить их размножение. Так было, к примеру, с антилопой белый орикс. Она была очень близка к полному исчезновению и, вероятно, так бы и вымерла, если бы в неволе не был создан запас достаточного для восстановления вида количества животных: только в США в 1977 году содержалось 120 белых ориксов. Часть их уже отправлена обратно на Аравийский полуостров в специально организованные парки.

Но самая, наверное, удивительная история случилась с оленем Давида, когда-то многочисленным на равнинах Северо-Восточного Китая. К началу нашего столетия у себя на родине он был почти полностью истреблен, лишь 16 представителей этого вида уцелело в европейских зоопарках. Усилиями энтузиастов все они были собраны в одном месте и дали начало племенному стаду, выросшему к 50-м годам до 400 голов. В 1964 году четыре оленя были переданы из Лондонского зоопарка обратно на родину, где вид отсутствовал половину столетия.

В нашей стране накоплен большой опыт в деле восстановления исчезающих видов животных. Один из самых ярких примеров такого рода - спасение от вымирания зубра. Вторую мировую войну пережил в СССР единственный чистокровный зубр. Сразу после войны из Польши завезли еще 5 быков. Совместно с польскими зоологами была разработана обширная программа восстановления вида. В настоящее время число зубров в нашей стране приближается к 1000, что составляет около половины мирового их числа, причем часть зверей живет у нас на вольном выпасе.

Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, что многие виды не удастся сохранить без создания размножающихся в неволе групп животных, откуда их при достижении определенной численности можно вновь вернуть в те места, где они некогда водились. При этом особое значение приобретает современный зоопарк, ничего общего не имеющий со зверинцем, в тесных клетках которого томятся звери и птицы. Животным в современном зоопарке должны быть созданы все условия для нормальной жизни, а показателем этого служит в первую очередь их способность к размножению.

В зоопарках мира, а их насчитывается более 800, содержатся многие из занесенных в Красную книгу зверей, и не только содержатся, но и успешно размножаются. Это индийский, черный и белый носороги, карликовый бегемот, орангутанг, горилла, тигр, снежный барс и другие. Численность некоторых видов в неволе даже выше, чем в природе. Амурские тигры, к примеру, живут в 90 зоопарках мира, и от них ежегодно рождается около 300 тигрят.

Нельзя только забывать, что разведение диких животных в неволе, если нет притока свежей крови от диких сородичей, в природе не сохранившихся, приводит в конце концов к вырождению. Таким образом, это лишь хорошее вспомогательное средство, которому приходится прибегать при крайней необходимости. А главным все же остается сохранение вида в состоянии естественной свободы.

Что же каждый из нас может сделать для сохранения родной природы?

Прежде всего к объектам живой природы нужно относиться бережно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь!

Гуфельд И. М. Зоология. С. 262—266.





загрузка...
загрузка...