Кто стоит на страже закона - Человек и закон

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

Кто стоит на страже закона - Человек и закон

Назначение данной темы состоит в формировании на доступном семиклассникам уровне представлений о деятельности правоохранительных органов. Знакомство с данным понятием носит пропедевтический характер.

Основные задачи темы: познакомить учащихся со структурой правоохранительных органов; способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям, активной позиции в социально-правовой сфере.

В конце изучения темы важно подвести учащихся к мысли о том, что все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан. Важно, чтобы учащиеся осознали, что не только уважение к закону, но и уважение к его защитникам должно определять поведение человека в наше время.

Перед учителем стоит непростая задача — доступно и наглядно представить учащимся 7 класса систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Поэтому вниманию учителя предлагается большой объём дополнительной информации, раскрывающей особенности деятельности различных правоохранительных органов.

Оборудование урока: текст Конституции РФ.

План изучения нового материала.

1. На страже закона.

2. Суд осуществляет правосудие.

3. «Моя милиция меня бережёт...»


Урок можно начать с опроса. Школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомни». Выслушивая ответы учащихся и корректируя их в случае необходимости, учитель предлагает поработать с рубрикой «Обсудим вместе»: учащиеся с помощью учителя составляют список профессий стражей порядка (можно записывать на доске), выясняя задачи каждой из них. Это позволит определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока опираться на данные представления, расширяя и углубляя их.

Рекомендуем начать объяснение нового материала с того, что статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. «Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан»1.

Также важно указать, что в статье 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создаёт специальные органы.

Затем учитель, используя предложенную схему, рассказывает о структуре правоохранительных органов.

Пояснения к схеме (с. 120) для учителя: в законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». К ним традиционно относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы обеспечения безопасности, таможенные органы.

Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура и нотариат, частные охранные и детективные службы (их оппоненты считают, что названные организации и службы играют значительную роль в защите и охране интересов граждан, но они не имеют права применять меры принуждения). Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Сторонники традиционного мнения считают, что суд входит в систему правоохранительных органов, и это не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти. Поэтому в предлагаемой схеме органы называются с указанием задач, решение которых на них возложено.

Учитель в логике изложения материала первого раздела параграфа раскрывает задачи названных правоохранительных органов, поясняя, что о деятельности суда и милиции будет рассказано более подробно.


Деятельность органов прокуратуры

В сознании обычных граждан, знакомых с деятельностью прокуратуры по книгам и фильмам, прокурор — это обвинитель по уголовному делу в судебном процессе. Человек, который поддерживает обвинение в суде, требует применить к обвиняемому определённую меру наказания. Прокурор всегда участвует в делах об убийствах, организованной преступности, о взяточничестве, контрабанде, а также может участвовать в судебном разбирательстве гражданских дел: о лишении родительских прав, о восстановлении на работе, о выселении граждан без предоставления жилья. Действительно, это одна из задач прокурора. Одна, но не самая главная.

Слово «прокурор» происходит от латинского ргосиге — «забочусь». О чём же заботится прокуратура? Прежде всего о соблюдении законности в государстве. Каким образом?

Прокуроры работают в структуре органов прокуратуры. Это единая централизованная система учреждений, предназначенная для осуществления надзора за исполнением законов на территории России. Работа в органах прокуратуры отличается жёсткой дисциплиной и соподчинённостью. Вышестоящие прокуроры могут давать нижестоящим указания, которые являются обязательными для исполнения. Вышестоящие прокуроры могут изменять, отменять решения нижестоящих.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов на территории России: наблюдают, чтобы все действия должностных лиц соответствовали закону. Это распространяется на деятельность всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.

Если прокурор обнаружит, что допущена ошибка, он добивается отмены такого решения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.

Рассмотрим пример: администрация небольшого городка по собственному усмотрению повысила плату за коммунальные услуги. Такое решение противоречило закону. Прокурор добился его отмены.

Прокуратура защищает права граждан: она рассматривает и проверяет заявления, жалобы о нарушении прав человека. Задача прокуратуры — разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав, принять меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.

Главная задача прокуратуры — следить за соблюдением прав человека и обеспечивать исполнение действующих законов.

Под надзором прокурора находится и порядок расследования преступлений. Он вправе отменить незаконные постановления следователей, указания о расследовании преступлений, о квалификации преступлений, о розыске лиц, которые их совершили.


Адвокатура

Слово «адвокат» имеет латинское происхождение (аdvoсаге — призывать на помощь; аdvocatus — призванный).

Адвокатами называют юристов, организованных в добровольные профессиональные объединения, которые создаются для оказания правовой помощи гражданам.

Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. Действия адвокатов не носят общеобязательного характера, но имеют большое значение для защиты прав граждан, интересов организаций.

В некоторых установленных законом случаях адвокаты обязаны оказывать юридическую помощь бесплатно. Наиболее часто — по юридическим делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника.

Также на бесплатную помощь адвоката может рассчитывать гражданин, подающий на взыскание алиментов, на возмещение вреда, причинённого увечьем, смертью кормильца, связанного с работой (в случае трудового спора); при составлении заявлений о назначении пенсий, пособий.


Нотариат

В переводе с латыни notarius означает «писец, секретарь». Нотариус — это юрист, на которого возложен ряд предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Какую же помощь может оказать нотариус? Он помогает составлять различные документы, проекты сделок и договоров; удостоверяет завещания и сделки с недвижимостью; свидетельствует верность подписей и копий документов, выписок из них; разъясняет людям сущность тех или иных нотариальных действий; принимает на хранение различные документы; обеспечивает доказательства.

Любой нотариус осуществляет свои действия от имени государства. Но не все нотариусы являются работниками государственных нотариальных контор. Многие занимаются частной практикой. Работники государственных нотариальных контор и частные нотариусы обладают равными правами, а те документы, которые они оформляют, имеют абсолютно одинаковую силу. Частные профессионалы могут совершать не все нотариальные действия. Так, только государственные нотариусы могут выдавать свидетельства о праве собственности в случае смерти супруга, свидетельство о праве на наследство, принимать меры к охране наследственного имущества. Однако допускается, что частный нотариус может совершать указанные действия, если в районе отсутствует государственный нотариус.

Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место её совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными.

Возможность выбора, личная имущественная ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой, гарантируют достоверность и законность нотариальных актов.

Для закрепления изученного материала можно предложить учащимся выполнить задание: вспомните известных литературных героев, героев детективных сериалов и определите, представителями каких правоохранительных органов они являются.

После изучения первого раздела может быть выполнено задание 1 и дан ответ на вопрос 2 рубрики «В классе и дома».

На дом, помимо раздела «На страже закона» и вопросов 1, 2 рубрики «Проверь себя», можно предложить учащимся поработать с текстом и заданиями рубрики «Жил на свете человек».

На втором уроке по данной теме ведётся обстоятельный разговор о деятельности суда и милиции.

Урок желательно начать с проверки домашнего задания, особое внимание уделяя ответам на вопросы по тексту рубрики «Жил на свете человек». Помимо ответов на вопросы, данные в учебнике, учитель может спросить школьников, как они интерпретируют следующие факты: это был не первый случай, когда собака бросалась на людей; солдат собирался разрешить проблему мирным путем; офицер знал о происшедшем со слов хозяйки собаки; отказ солдата от разговора с офицером; последовавшая реакция офицера; солдат и офицер не служили вместе.

Далее перед учащимися можно поставить проблему, почему вопрос о справедливой организации суда является актуальным для любого государства, и предложить решить её после изучения соответствующего материала.

Целесообразно организовать работу с текстом и рубрикой «Путешествие в прошлое». Если учащимся будет трудно оценить, насколько афиняне были застрахованы от ошибочных решений суда, то можно напомнить известные исторические факты: судебные процессы по делу Сократа (с. 83 учебника), Фемистокла, Аристида.

Фемистокл, афинский полководец, многократно спасал город от персов. В результате происков своих врагов был обвинён в дружбе с персами, в тайных связях со спартанцами. По решению суда он покинул родной город.

Аристид прославился своей справедливостью, участвовал в Марафонской битве как стратег. Он также был изгнан из Афин, но затем прощён.

Кроме того, можно сказать, что у афинской системы правосудия были свои изъяны: подкупить такой суд было трудно, но обмануть легко: ведь многое зависело от красноречия сторон. Тот, кто лучше говорил, имел больше шансов убедить суд в своей правоте; появились люди, специально обучавшие граждан города хорошо и убедительно говорить. Тем более что жребий судьи мог вытянуть не искушённый в подобных делах ремесленник, которого легко было запутать хитроумно построенными фразами.

Далее учитель называет основные принципы судопроизводства, кратко характеризуя их.

Предлагаем дополнительную информацию по этому вопросу.

Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Он означает, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплён в ст. 118 Конституции РФ.

Принцип независимости судей (особо рассматривается в тексте параграфа): исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных дел.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом — государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод — этот принцип упоминается в рубрике «Учимся защищать свои права».

Принцип презумпции невиновности раскрыт в тексте параграфа. Поясним, что слово «презумпция» означает «предположение, основанное на вероятности».

Принцип обеспечения подсудимому права на защиту — каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно (см. дополнительную информацию о деятельности адвоката).

Принцип состязательности и равноправия сторон означает, что функция суда по разрешению дела отделена как от функций обвинения, так и от функций защиты. При этом функции защиты и функции обвинения осуществляют разные участники судебного разбирательства, которые наделены равными процессуальными правами.

Принцип гласности судопроизводства означает, что разбирательство во всех судах проходит открыто (при слушании гражданских, уголовных и арбитражных дел доступ в зал разрешён для всех граждан — кроме не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса, а ход и результаты процесса могут освещаться в СМИ).

Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства означает, что 1) суд обязан делать все свои выводы только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании; 2) все доказательства должны быть восприняты судом и обсуждены участниками процесса устно.

Раскрывая содержание третьего пункта плана, учитель подчёркивает, что в обществе нет и не может быть однозначного отношения к милиции. Он может обозначить несколько вариантов:

— уважительное отношение, надежда на милицию тех, кто выступает за соблюдение закона и поддержание общественного порядка;

— недоброжелательное отношение тех, кто склонен нарушать закон;

— скептическое, недоверчивое отношение тех, кому пришлось столкнуться с недобросовестностью сотрудников милиции.

В то же время важно подчеркнуть, что человеку, соблюдающему принятые в обществе законы, незачем бояться милиции.

Далее учитель характеризует деятельность милиции, делая особый акцент на том, что милиция рассчитывает на помощь граждан.

Любой человек может сделать заявление в милицию об известном ему преступлении или о конкретном факте правонарушения. Такие сообщения обязательно должны приниматься и разрешаться в законном порядке. Устные заявления граждан заносятся в специальный протокол, который подписывается заявителем и тем, кто принял заявление. Письменные заявления составляются в произвольной форме. Тот, кто делает такое заявление, должен знать, что за ложные сведения, содержащиеся в нём, может наступить ответственность.

В более подготовленном классе можно предложить разобрать следующую ситуацию.

Работник милиции проходил мимо здания поликлиники. Его внимание привлёк мужчина, который нёс дорогую женскую сумочку. Милиционер подошёл и стал расспрашивать: «Чья сумка? Где хозяйка?» Мужчина пытался объяснить, что нашёл сумку на улице. В это время из поликлиники выбежала расстроенная девушка, владелица сумочки. На место преступления прибыл наряд милиции.

Итак, справедливость восторжествовала: преступник сдан в руки милиции, сумочка возвращена девушке.

Но история имела продолжение: владелице сумки предложили проехать в отделение для оформления протокола. Ведь вор совершил преступление, и он должен быть привлечён к ответственности. А для этого нужно определить размер похищенного, его стоимость, от чего зависит квалификация содеянного и объём вменения (вопрос о том, под какую статью УК РФ попадает совершённое правонарушение).

Девушка торопилась на свидание к молодому человеку. Ей хотелось, чтобы всё побыстрее завершилось. Поэтому она была готова утверждать, что содержимое её сумочки практически ничего не стоит, тем более вещи ей вернули.

Один из сотрудников милиции почувствовал такое настроение девушки и сказал ей следующие слова: «Мы, между прочим, поймали вора, который вас обокрал, а могли бы и не поймать. Вам хочется побыстрее отсюда уйти, у вас дела, вы торопитесь, а представьте себе на минутку, что вор ушёл с вашей сумочкой. Вам пришлось бы просиживать часами и сутками под дверьми разных кабинетов, восстанавливая свои украденные документы...

Мы, конечно, можем написать в протоколе всё что угодно, в том числе и то, что похищенное имущество ничего не стоит. И поскольку то, что у вас взяли, никакой цены не имеет, вора можно отпустить за малозначительностью содеянного. А он завтра снова выйдет на промысел. Следующей жертвой его может оказаться пенсионерка, у которой после кражи не останется ни гроша. Можно возразить, что этот вор не единственный, по городу их много бегает. В принципе, это правда, пенсионерку и без него есть кому обокрасть. Но если мы так будем относиться к преступникам, то на улицу выйти будет невозможно, в самом деле, какой смысл вообще ловить преступников, если всех всё равно не переловишь»2.

Учащимся предлагается оценить позицию девушки и сотрудника милиции.

Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно по тексту учебника познакомиться со структурой милиции.

Милиция не имеет права применять пытки и другие меры жестокого обращения, унижающие человеческое достоинство. Она не может разглашать сведения о личной жизни человека без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Для закрепления изученного материала можно предложить ответить на вопросы 4 и 5 рубрики «Проверь себя»; ответить на вопрос 3, выполнить задание 5 рубрики «В классе и дома».


1 Чувилёв А. А. Правоохранительные органы: Учебн. пособ. — М., 2000. — С. 3.

2 Слова сотрудника милиции представляют собой адаптированный фрагмент из произведения А. Б. Марининой «Реквием».