ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ - Человек среди людей

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ - Человек среди людей

Задачи уроков

1. Познакомить учащихся на конкретных примерах с различными социальными группами, местом человека в них, групповыми нормами и санкциями.

2. Способствовать осознанию значимости социальных норм и санкций, важности взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе.

3. Стимулировать проявление у учащихся инициативы, лидерских качеств.

4. Использовать возможности темы для осознания учащимися ответственности за свои решения и поступки, выбор товарищей и занятий, оценки собственного отношения к людям из других групп.

Оборудование уроков

Плакаты или рисунки на тему «Такие разные группы», выставка ученических работ «Интерес — дело серьёзное», маркеры, фломастеры, бумага.

План изучения нового материала

1. Какие бывают группы.

2. Группы, которые мы выбираем.

3. Лидеры.

4. Групповые нормы.

5. Поощрения и наказания.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника и выполнение познавательных заданий; урок работы в группах.

Комбинированный урок. Изучение пункта параграфа «Какие бывают группы» включает в себя три взаимосвязанных вопроса:

— В какие группы входят сейчас и войдут в дальнейшем шестиклассники?

— Чем одна группа отличается от другой или что объединяет людей в каждой группе?

— Можно ли самому подобрать для себя группу?

Рассмотрение перечисленных вопросов можно провести путём комментированного чтения текста учебника с последующей беседой по вопросам к параграфу. Как вариант можно разделить класс на три группы (использовать имеющиеся ряды), дать каждой из них по одному вопросу и предложить найти ответ в тексте первого пункта. Заслушав ответы учеников, учитель в случае необходимости может дополнить их.

Изучение раздела параграфа «Группы, которые мы выбираем» целесообразно построить на основе рассказа учителя, а затем предложить учащимся выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Приведите примеры групп подростков, которые объединены общими интересными и полезными делами.

2. Приходилось ли вам в каком-то деле стать организатором группы сверстников? Расскажите об этом.

3. Что даёт человеку группа? Какие качества в нём развивает?

Важно в ходе урока использовать адресное, личное обращение к учащимся. Этому помогут вопросы, содержащие местоимения «я», «ты», «меня», «тебя»: «Чему меня научили ребята в классе или другой группе?», «Чему я могу их научить сам?». Такое обращение стимулирует внимание, интерес, а ответы дают возможность услышать учащихся, может быть, особо не отличающихся учебными достижениями, и поднять их авторитет.

Уместно здесь поговорить и об увлечениях ребят, их занятиях в часы досуга, времени, которое они проводят в группах общения по интересам. Предметным воплощением увлечений учащихся класса может стать заранее оформленная выставка «Интерес — дело серьёзное».

Осветить вопрос «Что даёт человеку группа?» поможет обращение к стихотворению В. В. Маяковского:

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин —

каждый дюжий

ему господин,

и даже слабые,

если двое...

Единица — вздор,

единица — ноль,

один —

даже если

очень важный —

не подымет простое

пятивершковое бревно,

тем более

дом пятиэтажный.

После чтения вслух фрагмента полезно выяснить основную идею стихотворения и в каких именно словах текста она выражена.

Переходя к изучению следующего пункта плана, полезно предложить учащимся поразмышлять над вопросом: «Кто может быть лидером?» Выслушав ответы, важно обратить внимание на то, что в разных делах и разных группах лидерами могут быть разные ребята. В одной группе может быть несколько разных лидеров, которые не соперничают, не борются друг с другом, а играют свою собственную роль в группе. При этом лидерами справедливо считают не только организаторов, но и того человека, который доводит до конца начатое группой ребят дело, даже тогда, когда остальные «остыли» и переключились на что-то другое, этот человек — лидер по достижению цели. О том, кто создаёт в группе хорошее настроение, говорят: эмоциональный лидер.

Полезно заострить внимание шестиклассников на описанных в учебнике проблемных ситуациях: о парне, который отличался силой и часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось; об ученике, который стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Целесообразно задать вопрос о том, можно ли считать таких ребят лидерами. При ответах следует побуждать подростков приводить собственные доводы, объясняющие их мнение.

Знакомя учащихся с групповыми нормами, можно попросить их найти в тексте учебника значение слова «нормы», а также ответ на вопрос: «Для чего нужны групповые нормы?» Важно сделать акцент на том, что человек, который не выполняет групповые нормы, противопоставляет себя группе. Завершает работу с этим разделом обсуждение последнего абзаца текста. Такая беседа одновременно послужит переходом к изучению пункта о социальных санкциях (поощрениях и наказаниях).

Целесообразно помочь шестиклассникам найти в тексте значение этого термина и попросить прочитать вслух его определение. Усвоению этого понятия способствует текстуальное обращение к первому абзацу пункта «О поощрениях и наказаниях», где приведены конкретные примеры групповых санкций, следует также предложить учащимся дополнить этот перечень собственными примерами.

Содержание раздела «С какой группой тебе по пути» опирается на уже сформированное представление о групповых нормах. При освещении данного фрагмента уместен эмоциональный рассказ учителя, опирающийся на текст учебника. Возможен также вариант комментированного чтения данного раздела. Важно акцентировать внимание учащихся на идее: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся только за ним.

Наряду с познавательной функцией данный материал имеет важное воспитательное значение: учит осознанно выбирать группу людей со здоровыми интересами, а с той группой, где неуютно, неинтересно, с действиями которой не согласен, расставаться.

Конкретный, яркий, образный материал о группе ребят, совершающих добрые дела, уважающих игру, шутку и тайну, содержит рубрика «Жил на свете человек». Она посвящена А. П. Гайдару и героям его книги «Тимур и его команда».

Дополнительный материал для учителя

А. П. Гайдар (настоящая фамилия — Голиков), считаясь одним из основоположников советской детской литературы, стал ключевой фигурой идеологической пропаганды. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были обязательными для изучения всеми школьниками. Их тиражи составили десятки миллионов экземпляров. После начала перестройки отдельные факты жизни А. П. Гайдара стали пересматриваться. Например, стали писать о том, что детская психика А. П. Гайдара не выдержала жестокостей Гражданской войны, что его мучили кошмары и он был подвержен депрессии. В то же время достоянием читателя стали сведения о том, что Гайдар писал в условиях жесточайшей цензуры — не политической, а педагогической. Например, за «Голубую чашку» в журнале «Детская литература» Гайдару была устроена настоящая проработка и состоялась дискуссия по поводу того, что непозволительно в литературе, предназначенной для детей, показывать конфликт между родителями. Стало очевидным, что советский миф о Гайдаре совершенно сознательно был создан в 1960—1970-е гг.

Сотрудники Российской государственной детской библиотеки провели среди своих читателей опрос о книгах А. П. Гайдара. Первый вопрос звучал так: «Какая это книга?» Читателям предлагалось несколько вариантов ответа. Характеристику «скучная» не выбрал никто. Больше всего было ответов «интересная», чуть меньше — «весёлая», ещё чуть меньше — «добрая». Были и другие — «красивая», «радостная», «забавная», «волнующая», «задумчивая» (это о «Чуке и Геке»), «честная». Второй вопрос: «О чём прочитанная книга?» Ответы не менее любопытны. «Тимур и его команда» — «о помогательстве другим людям», «как дети, в общем-то, занимались взрослыми делами». «Чук и Гек» — «о добром отношении между людьми», «о любви к папе и маме». «Р. В. С.» — «как дети спасали и развлекали красных, белых, зелёных, гвардейцев». Эти ответы не нуждаются в комментариях. Для современных детей идеология не существует. Это видно из ответа про красных, белых и зелёных. Их занимает совсем другое — отношения с родителями, дружба, доброта. И пищу для подобных размышлений Гайдар даёт богатую. Не идеология, как оказалось, в его прозе главное. Идеология лишь своеобразная маска, но под ней Гайдар необыкновенно близок нашим детям.

Отдельный акцент при изучении данного раздела целесообразно сделать на идее бескорыстной помощи людям, которая объединила команду Тимура. Её помощь была не показной, не для благодарности или награды, — ребята помогали людям по зову добрых сердец. По просьбе учителя учащиеся могут задуматься о том, кто из их ближайшего окружения нуждается в помощи и заботе, подобной той, которую проявляли герои Гайдара.

Групповая работа. Организация групповой работы на уроке подразумевает реализацию следующей цели: создание позитивного эмоционального единства класса как группы.

Учитель сообщает учащимся о том, что урок будет проходить в форме командной работы и включает в себя несколько общих упражнений, соревнований, игр.

Класс делится на три команды (можно — по рядам), каждой из которых необходимо предположить, в состав каких групп могут входить учащиеся класса, их родные и близкие. Все названия учитель записывает на доске.

Далее учитель просит внимательно прочитать их и высказать свои соображения о том, чем они отличаются друг от друга.

Более глубокому знакомству с разными видами групп поможет ролевая игра «Подготовка праздника». Каждая команда делится на две группы. Получается шесть рабочих групп, представители которых по очереди срывают лепесток бумажной ромашки. В центре ромашки написано задание: «Разыграйте сценку. Как распределяются обязанности при подготовке праздника...?» На обратной стороне каждого лепестка даётся продолжение задания для каждой группы:

— в семье;

— в спортивном обществе;

— в компании друзей-мальчиков;

— в компании друзей-девочек;

— в смешанной компании;

— в школьном классе как формальной группе.

После выступлений команд важно провести обсуждение по вопросам:

1. Какие особенности каждой группы проявились в выступлениях ребят?

2. Чем все группы похожи?

3. Кто проявил себя как лидер?

Завершающее задание для групповой работы — «Наши правила». Учащимся предлагается записать правила, по которым живёт их класс. Если такая работа проводилась в 5 классе, могут быть использованы и дополнены уже выработанные правила. Далее каждая группа зачитывает свой свод правил. Все они вывешиваются на доске.

После выполнения задания учителю следует провести рефлексию:

1. Какие правила вы хотели бы изменить?

2. Что бы вы хотели сделать правилом своей дальнейшей классной жизни?

Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради и рубрик «Проверим себя», «В классе и дома» (по заданию № 6 может быть объявлено соревнование на личное первенство).