Культурные достижения народов России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Культурные достижения народов России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с культурными достижениями народов России; обсудить пути и методы сохранения и преумножения культурных богатств нашей страны; познакомить с терминами и понятиями: культура, реставрация, краеведение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать культурные достижения народов России; называть и характеризовать способы сохранения культурных памятников России; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: экскурсия.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Рабиндранат Тагор говорил: “Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног”.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого высказывания?

— Какое отношение он имеет к теме уроков?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: “Культурные достижения народов России”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Культурные достижения народов нашей страны.

2. Как сохранить культурные достижения?

3. Государственная поддержка культурных достижений России.

III. Введение в новый материал

Культурные достижения народов весьма велики и разнообразны. Предлагаю совершить экскурсию в виртуальный музей “Вклад России в мировую культуру”, используя современные компьютерные средства.

IV. Работа по теме уроков

1. Культурные достижения народов нашей страны

Представьте, что вы собираетесь отправиться в страну, где вы будете общаться со сверстниками, которые не имеют полного представления о России. Чтобы хорошо ориентироваться в данной теме, уметь рассказать о выдающихся культурных достижениях народов нашей страны, совершим экскурсию в мир культуры с помощью компьютерной презентации. Как и всякие путешественники, вы должны вести дневники, в которых будете фиксировать впечатления от увиденного.

Итак, в путь!

Слайд 1. Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Россия — многонациональная страна, которая объединила множество народностей, тесно связанных общностью исторических судеб.

Слайд 2. Софийский собор в Киеве — выдающийся памятник древнерусской архитектуры XI в. 13-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни. Храм был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. По своим размерам и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. В конце XVII — начале XVIII в. собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко. Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери Оранты в алтаре — фигуры с воздетыми вверх руками. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков.

Слайд 3. Золотые ворота — уникальный памятник древнерусской фортификации, построенный в XII в. мастерами Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Андрей Боголюбский сделал их главными крепостными воротами города Владимира — новой столицы княжества. В их архитектуре гармонично сочетаются триумфальная арка, боевая башня и надвратная церковь. Величественный облик Золотых ворот запечатлел время недолгого, но необычайно яркого и мощного расцвета Владимиро-Суздальской Руси.

Слайд 4. Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, построен в 1555—1561 гг. по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами Покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев — Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу “Большой Колпак”.

Слайд 5. Русский Север по праву называют сокровищницей деревянного зодчества. К числу самых выдающихся произведений относится Кижский погост. Нигде больше нельзя увидеть такого размаха строительной фантазии и такого богатства форм. Когда над серой гладью северных вод встает сказочный город-храм, то невольно вспоминается легендарный Китеж. Это и архитектура, и поэзия, и музыка, слитые воедино. В 1714 г. на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры — знаменитый на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм. И недаром само название “Кижи” стало символом красоты русской души. Ансамбль Кижского погоста состоит из трех зданий — Преображенской церкви (1714), Покровской церкви (1764) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 г. на месте более старого сооружения. Их окружает деревянная ограда. Несмотря на то что все здания построены в разное время и имеют разную архитектуру, они не выглядят нагромождением построек, а образуют художественное целое.

Слайд 6. Самым ранним датированным памятником древнерусской письменности является пергаменное “Остромирово Евангелие”. Оно было переписано дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. “Остромирово Евангелие”, объемом в 294 листа, переписывалось около 7 месяцев — по 1,5 листа в день. Замечательной особенностью “Остромирова Евангелия” являются его заглавные буквы — инициалы. На страницах встречаются причудливые орнаментальные переплетения, хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища — фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других — крокодилов. Но ни один инициал не повторяется дважды. Они безукоризненно сочетаются с текстом, такой точности можно было добиться двумя путями: или художник сидел рядом с переписчиком Григорием, и они работали попеременно, или сам Григорий был блестящим графиком. Традиция изображения животных, символизирующих христианские понятия, была привнесена на Русь из Византии и южнославянских стран. В книге есть три большие миниатюры с изображениями евангелистов — Луки, Марка и Иоанна с учеником Прохором.

Слайд 7. В “Троице” Андрей Рублев явил себя выдающимся мыслителем, “всех превосходящих в мудрости”, человеком высочайшей культуры. Икона, которую он создал, поняли и приняли его современники, а затем и многие поколения людей. Три ангела парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. Не случайно и сам Рублев писал свою “Троицу”, “неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости”.

Слайд 8. Яркая праздничность и парадность произведений Дионисия, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону “Богоматерь Одигитрия”. Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия — вправо. Величественная осанка, красочные одежды с преобладающим белым цветом усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинах-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

Слайд 9. Глубокой жизненной правдой и остротой критической мысли характеризуется творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX в. Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, “маленького” человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить такие его картины, как “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста”, “Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Вдовушка”, чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по справедливости прозванный Гоголем русской живописи. Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры.

Слайд 10. Мир Врубеля — эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Художник оставил более 200 произведений. Среди них портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесов, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко как равный великим мастерам прошлого.

Слайд 11. Петр Ильич Чайковский по праву считается одним из самых великих композиторов. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты для фортепиано, симфонии, сюиты, балеты — все это занимает важное место в мировой музыкальной культуре. Чайковскому принадлежит создание особого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи. 1870-е гг. — взлет творчества композитора и время создания шедевров, покоривших весь мир: музыки к драме Островского “Снегурочка”, Второй и Третьей симфоний, балета “Лебединое озеро” и др.

Слайд 12. Родион Константинович Щедрин — один из ведущих современных композиторов, автор сочинений крупных форм, в том числе опер, балетов, симфонических и вокально-симфонический произведений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки, создал новый тип вокально-инструментального произведения (“Поэтория”), ввел приемы народной манеры пения в академические жанры (оратория “Ленин в сердце народном” и опера “Не только любовь”). Многие достижения Щедрина в области музыкального театра связаны с перенесением русской литературной классики на сцену (опера “Мертвые души”, балеты “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар.

Слайд 13. Обширная серия портретов (бюстов), поражающая глубиной содержания, силой сходства и профессиональным мастерством, была выполнена Ф. И. Шубиным. В 1773 г. Шубин выполнил бюст князя А. М. Голицына, мастерски запечатлев характер, внутренний мир вельможи, умного дипломата, тонкого ценителя искусств и вместе с тем типичного придворного. Артистически непринужденно переданы поворот головы Голицына, его чуть надменная и даже саркастическая улыбка. Затем им была создана целая галерея портретов (бюстов) современников. Одним из достижений скульптора является портрет П.А. Румянцева-За- дунайского.

Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры, достигнув большой высоты в воплощении характеров, выразив высокое представление своих современников о духовной ценности человеческой личности.

Слайд 14. Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2000 лет работали ученые всего мира. Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете.

Слайд 15. Большой вклад в развитие географической науки внесли русские путешественники. Первая русская кругосветная экспедиция (1803—1806) под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.

Слайд 16. Основоположник русского реализма — гениальный Александр Сергеевич Пушкин. Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества.

Слайд 17. Во второй половине XIX в. и в первой половине XX в. творил гений мысли и слова Лев Николаевич Толстой. Он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей — она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе.

Слайд 18. Хохломская роспись — это самобытный русский народный промысел, существующий более 300 лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье. Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом вызолачивания изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в золотые без использования драгоценного металла. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.

Слайд 19. Гжельская керамика — обобщенное название художественных изделий из полуфаянса, фаянса, фарфора, характерных для народных промыслов, развивавшихся с середины XVIII в. в селении Гжель и ближайших районах. Изготавливали тарелки, кружки, кувшины, но самые замечательные — самобытные квасники — сосуды кольцеобразной формы на ножках, с отверстием в середине. Основной объем делали из заранее заготовленных глиняных колец и ленты для торцевой поверхности, затем эти детали соединяли и склеивали жидкой глиной. Композиция дополнялась забавными лепными фигурками. Роспись производили зеленой, коричневой и желтой красками. К середине XIX в. стал вырабатываться стиль, по которому легко узнаются современные гжельские изделия, — роспись синим кобальтом по белому фону.

Слайд 20. С XVI в. Тула — кузница русского оружия. С тех самых пор тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. Большую роль в становлении Тулы как оружейной столицы сыграли две личности: Петр I и Никита Демидов. Туляки - известные мастера по изготовлению именно декоративного оружия, украшающего известнейшие коллекции мира.

Слайд 21. Тувинское горловое пение — уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно.

Слайд 22. Якутский народный героический эпос олонхо. В 2004 г. он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков — древних якутов. По их представлениям, cyшествуют три мира: верхний (небо — обитель богов), средний (земля — место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден — обиталище абаасы). Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников, но “певцом олонхо” справедливо считают Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли также олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа саха.

Слайд 23. Возникновение и развитие самобытного искусства народов Дагестана относится к глубокой древности. Многочисленные находки, обнаруженные во время археологических раскопок, говорят о существовании на территории Дагестана почти всех видов искусств, связанных обработкой камня, глины, дерева, металла.

В основе материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, мебель, ковры, но и орудия труда, оружие, каменные и деревянные детали архитектурного декора, могильные стелы, лежат все виды художественных ремесел — ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.

Слайд 24. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) — крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 г. Первоначально труппа его была единой (одновременно драматической, оперной и балетной) и состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. С 1784 г. в ведение театра перешла балетная школа Воспитательного дома. В современном Большом работает труппа из 900 актеров.

(Проверка выполнения задания.)

2. Как сохранить культурные достижения?

Ни одна культура ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее из поколения в поколение. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации.

Задание: изучите и прокомментируйте представленную схему.

(Проверка выполнения задания.)

— Работа по сохранению культурных достижений очень трудная. Предлагаю продолжить экскурсию в наш виртуальный музей и убедиться в этом.

Слайд 25. 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта “Даная” подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Наиболее сильно от кислоты пострадали самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря очень кропотливой и напряженной работе специалистов Эрмитажа “Даная” была возвращена к жизни.

Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г., и с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ живописи на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.

Слайд 26. На первом этапе работы археологи проводят разведку — поиск новых памятников культуры. Ученые проходят вдоль реки или берега озера, отыскивая места, пригодные для древних поселений, — это высокие ровные площадки у кромки воды. Часто вода размывает берега, и тогда можно найти артефакты. Археолог по их составу определяет время существования и границы памятника. Не всегда поиск происходит легко. В том случае, если берега хорошо задернованы, ученым приходится делать разведочные раскопы — шурфы и по содержимому почвы определять наличие памятника.

После разведки наступает время раскопок. Их проведение подчиняется жестким правилам, ведь при этом памятник уничтожается и не может быть исследован заново. Площадь будущего раскопа размечается: площадь делится на квадраты, как правило, размером 1 х 1 м. Каждый квадрат получает цифровое и буквенное обозначение, как в игре “Морской бой”.

После раскопок начинается работа в лаборатории (камеральный этап) — важный и трудоемкий процесс. Каждая находка должна быть очищена, зашифрована, в случае необходимости — подвергнута реставрации или консервации.

Слайд 27. Музей-усадьба “Пенаты” — удивительное, совершенно неповторимое по своей архитектуре и оформлению имение великого русского художника XIX в. Ильи Ефимовича Репина. Усадьба, в которой Репин прожил 30 лет, полностью воссоздана по документам и картинам художника. На ее территории можно найти необычные, замысловатые строения, спроектированные Репиным и его женой, среди которых изображения божков-пенатов на деревянных воротах, уникальная крыша, идеально освещающая рабочий кабинет художника, беседка Озириса и Изиды и беседка Шахерезады. В самом музее представлены личные вещи Репина и множество знаменитых картин.

Слайд 28. Государственный лермонтовский музей-заповедник “Тарханы” имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс — имение “милой тетеньки” М. А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. В музее собраны и хранятся издания произведений поэта как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубель, К. Коровин, И. Репин и другие). Тарханы — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII — начала XIX в.: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составлявших круг интересов М. Ю. Лермонтова. Одновременно музей-заповедник “Тарханы” — это высокий образец усадебного садово-паркового искусства: парки с аллеями, террасированные склоны, каскады живописных прудов, фруктовые сады, рощи.

Слайд 29. Национальный парк “Валдайский” создан 17 мая 1990 г. с целью сохранения озерно-лесного комплекса центральной части Валдайской возвышенности и создания условий для полноценного отдыха местного населения и гостей парка.

Привлекательные климатические условия, близость к крупным городам, транспортная доступность — все это в сочетании с уникальной природой парка создает благоприятные условия для массового посещения. Список археологических памятников Валдайского национального парка включает более 80 объектов — древние стоянки, городища, селища, сопки, курганы. Здесь находятся памятники садово-паркового искусства — старинные усадьбы с парками, ценнейшие памятники архитектуры и деревянного зодчества XVII—XIX вв. Ежегодно парк посещает до 60 тыс. человек.

3. Государственная поддержка культурных достижений России

Одним из главных направлений культурной политики как на международном, так и на национальном уровне является сохранение потенциала культурного наследия. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта и культурных достижений общества. Культурное наследие — это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший способ осознания национальной идентичности.

Задание: работая с текстом п. 3 § 24 учебника, выделите главные мысли и составьте простой план.

Вспомогательные вопросы

— На что направлена государственная поддержка в области культурных достижений?

— Какую роль играют национальные проекты для поддержки талантливых деятелей культуры?

— Какие проблемы еще не решены?

— Кто, кроме государства, оказывает помощь в решении проблемы сохранения культурного наследия?

— Почему будущее нашего культурного наследия во многом зависит от того, как в его охране участвует молодежь?

— Каким образом молодежь может принять участие в сохранении национального культурного богатства?

— Что такое краеведение?

— Какую роль играет краеведение в процессе сохранения культурного наследия?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков

— Назовите некоторые из культурных достижений народов России.

— Какие способы сохранения культурных памятников России можете назвать?

— Когда отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест?

— Отмечаете ли вы этот праздник у себя в регионе?

— Что вы можете сделать для сохранения природных и культурных памятников вашего края?

Домашнее задание

1. Прочитать § 24 учебника.

2. Выполнить задания раздела “Практикум”.

3. Подготовить сообщение о профессии реставратора, используя дополнительную литературу, энциклопедии и ресурсы Интернета.