Человек родился - Человек

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Человек родился - Человек

Этот урок неординарный, он является первым уроком нового предмета — «Обществознание». Разумеется, целесообразно его начать с вводной части, посвятив ее знакомству учащихся с основными темами и задачами предмета, а затем и с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) для эффективной работы на уроках и дома. Можно обратить внимание школьников на статью «Как работать с учебником».

Задача урока: подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?».


План изучения нового материала

1. Зачем человек рождается.

2. Что такое наследственность.

3. Можно ли влиять на наследственность.

Приступая к изучению темы, необходимо спросить учащихся, что они знают о человеке как биологическом существе (этот материал они изучали в 4 классе начальной школы) и как члене общества. В этом случае целесообразнее попросить их ответить на следующие вопросы: «Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека другими людьми?» и «Достаточно ли человеку того, чтобы удовлетворялись его физические потребности (в пище, воде, уходе), или необходимы другие условия?»

Рекомендуем начать изучение основной содержательной части урока с обсуждения следующего выражения и высказываний: «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек — творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья», «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками». Или предложить обсудить значение высказываний М. М. Пришвина и Антуана де Сент-Экзюпери, приведенных в учебнике.

При обсуждении всем классом проблемы «Чем человек отличается от животного?» учитель предлагает учащимся прочитать следующий текст о детях, выросших среди зверей (их называют маугли).


Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как медведь, медвежонок), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

После прочтения текста учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы:

1. Почему дети-маугли не стали людьми?

2. Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек?

Для закрепления материала рекомендуется попросить учащихся выполнить задание 1 в рабочей тетради.

В качестве творческого домашнего задания предлагается попросить учащихся составить и проиллюстрировать рисунками небольшой рассказ на тему «Чем человек отличается от животного?». Рисунки и текст учебника позволят выполнить это задание всем ученикам, независимо от уровня их подготовки.

Знакомясь с текстом учебника «Что такое наследственность», учащиеся впервые узнают о понятии «наследственность». Им должны быть знакомы понятия: «гены», «врожденные качества». В ходе обсуждения они должны осознать, что есть характеристики, которые свойственны только что родившемуся человеку, а есть качества, которые появляются в процессе роста и развития личности. Закреплению материала поможет обсуждение с учащимися фразы из учебника: «...человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком». Рекомендуется предложить учащимся привести собственные примеры, поясняющие значение этой фразы.

Раздел параграфа «Можно ли влиять на наследственность» дает возможность познакомить шестиклассников с примерами, когда подлинно человеческие качества людей формируются не только под влиянием наследственности, но и в определенных условиях воспитания и самовоспитания.

Рассказ о школе слепоглухонемых детей и рубрика «Жил на свете человек» позволяют обсудить проблему, заявленную в названии раздела.

Ребятам можно предложить задание к рубрике «Поэтическое слово», где помещены стихи О. И. Скороходовой. При обсуждении разных вариантов ответа на поставленный вопрос очень важно, чтобы учитель не спешил оценивать суждения детей, позволил учащимся высказать свои мнения. Это важно не только потому, что в «споре рождается истина», но и для поддержания инициативы, творчества, самостоятельности школьников, их желания участвовать в диалоге. Дети этого возраста достаточно легко поддаются воздействию и под влиянием доказательств откажутся от собственной неправильной (или неточной) идеи, но это будет их выбор, а не результат авторитарного давления учителя. Поэтому очень важно заменять слова «не думаешь», «неправильно» словами «это твое мнение», «давай послушаем мнение других». Необходимость такого подхода к оцениванию высказываний шестиклассников раскрыта выше — в главе «Шестиклассник — какой он?».

Вопрос о том, как на Земле появился человек, как он развивался и становился похожим на современного, — один из наиболее интересных для учащихся, изучающих в начале учебного года в курсе истории первобытное общество. В качестве домашнего или дополнительного задания учащимся предлагается, разделившись на пары или группы, подготовить материал на следующие темы: «Как развивалась жизнь на Земле» и «Каким был человек в разные исторические эпохи».

Приведем пример того, как можно школьников задействовать в работе «детских издательств». С помощью старшеклассников, владеющих компьютером, учащиеся готовят интересные журналы для дополнительного чтения. Один из номеров такого журнала посвящается, например, изучаемой теме и состоит из небольших рассказов учащихся о происхождении человека, его развитии, особенностях внешнего вида, трудовой деятельности, быта и культуры людей разных исторических времен. Такая работа не только расширяет кругозор детей, формирует общую культуру и эрудицию, но и пробуждает интерес к изучению истории общества, поскольку предполагает работу с историческими источниками, справочниками, энциклопедиями.