ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— понимание значимости происходящих в современной России демографических изменений;

— осознание личной ответственности за собственное будущее и будущее страны в условиях сохранения негативных тенденций в развитии демографической ситуации;

— формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

— умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения;

— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных демографических процессов; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— умение использовать информацию о демографической ситуации, политике государства в области демографии, представленную в различных видах (схемах, таблицах и т. д.);

— умение соотносить общее и частное на примерах анализа демографической ситуации в разных регионах России;

— умение устанавливать причинно-следственные связи, отражающие изменения демографической ситуации под влиянием политики государства;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

— умение выполнять познавательные проблемные задания на материале, отражающем изменение актуальной демографической ситуации;

предметных:

— знание базовых понятий «демографическая ситуация», «рождаемость», «смертность», «депопуляция», «иммиграция»;

— понимание взаимосвязи демографических процессов и социальной политики;

— целостное представление о демографических процессах;

— понимание влияния демографических процессов на роль России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире.

Задачи занятия:

1) актуализировать и углубить знания о демографии как науке о народонаселении и её основных методах, основанных на статистике;

2) опираясь на данные последней переписи населения, охарактеризовать изменения демографической ситуации в современной России;

3) раскрыть особенности современных миграционных процессов, влияния этих процессов на региональную социальную ситуацию;

4) довести до понимания учащихся значимость поиска оптимальных путей нейтрализации негативных демографических процессов.

II. Место темы в системе учебных занятий

Уроки, посвящённые данной теме, расширяют проблематику изучения социальной сферы жизни общества. Вместе с тем это единственная в курсе тема, непосредственно посвящённая проблемам демографии. Межпредметные связи данной темы с курсом экономической географии предполагают обращение к имеющимся у учащихся знаниям о проблемах народонаселения, базовым для данной темы понятиям. Осмысление демографических аспектов развития общества в курсе обществознания позволяет углубить понимание целостности общества как системы и взаимосвязь проблем демографии и социальной политики государства. При этом важно, чтобы у учащихся формировалось личностное отношение и осознание опасности социальных последствий негативной демографической ситуации.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Антонов А. И. Демографические процессы в России XXI века / под ред. А. И. Антонова. — М., 2002.

Медков В. М. Демография: учеб, для вузов. — М., 2003.

Интернет-ресурсы

http://www.gks.ru — официальный сайт Госкомстата РФ.

Оборудование

Таблицы «Возрастно-половая структура населения», «Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет», «Брачная структура населения России», диаграмма «Национальный состав мигрантов в России», статистические материалы, отражающие особенности демографической ситуации в данном регионе, вопросы для закрепления в электронном виде.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с последовательным изучением на них вопросов темы и текущим закреплением.

2-й вариант. Можно изучить весь материал на первом из отведённых часов, а затем провести: а) работу с текстом источника, помещённого в учебнике; б) проектную работу по группам. Возможно также проведение семинарского занятия.

Ход занятия

Мотивационный этап

В начале занятия можно обратиться к вопросам, предваряющим изложение нового материала в учебнике. Короткое обсуждение ответов учащихся позволит показать актуальность изучения процессов демографии для понимания современной социально-политической ситуации и перспектив развития России. Учитель может намеренно заострить проблемную ситуацию: «В последние годы во многих регионах России возникают острые ситуации, связанные с возрастанием потока мигрантов. Как связаны эти конфликты с актуальной демографической ситуацией?»

Другим вариантом мотивации может служить блиц анкетирование учащихся. Оно может быть проведено до урока, возможен также короткий устный опрос на самом занятии. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: какие проблемы чаще всего обсуждаются в вашем окружении? Скорее всего, демографические проблемы не войдут в круг проблем, непосредственно волнующих молодых людей. В то же время ситуация с мигрантами непременно попадёт в этот список. Вывод о взаимосвязи этих проблем с демографической ситуацией не очевиден, но тем не менее такая связь существует.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Изменение численности населения России.

2. Возрастной состав населения России.

3. Уровень образования населения в России.

4. Семья и брак в зеркале демографии.

5. Естественная убыль и сокращение трудоспособного населения.

6. Возможные варианты решения демографических проблем.

1. При изучении первого пункта плана возможно обращение к статистическим данным об изменении численности населения за период между переписью населения 2002 и 2010 гг., приведённым в параграфе или выведенным на доску с помощью проектора. Внимание учащихся при анализе статистических данных может быть обращено на такие тенденции, как сокращение общей численности населения и медленные темпы воспроизводства населения. (Из курса географии учащиеся знакомы с понятиями «расширенное воспроизводство населения» и «суженное воспроизводство населения».)

2. Второй пункт плана может быть изучен учащимися самостоятельно по тексту учебника. Помощь при этом окажет графический профиль «Возрастно-половая структура населения». Учащиеся отвечают на вопросы: в каких возрастных группах населения за период между 2002 и 2010 гг. произошли существенные изменения? Каковы возможные последствия таких изменений?

Учащиеся могут сделать выводы об изменениях в структуре населения России за счёт увеличения численности более возрастных групп (численность населения в возрасте от 0 до 10 лет сократилась, тогда как в возрасте от 10 до 20 и от 35 до 45 лет выросла). Кроме того, сохранились и усилились гендерные диспропорции. (Общая продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин, такая же тенденция характерна для возрастной группы пожилого населения от 60 до 75 лет.)

В качестве прогноза учащиеся могут наметить такие последствия, как возрастание нагрузки на пенсионную систему; увеличение численности нуждающихся в уходе пожилых людей при сокращении числа трудоспособных, обеспечивающих эту категорию населения. Такая ситуация может обусловить повышение пенсионного возраста.

Учитель дополняет ответы учащихся, отметив, что старение населения ведёт также к усилению проблемы одиночества и депривации (утраты связей с семьёй и близкими) пожилых людей, а также к нарастанию отчуждённости между поколениями.

3. Третий пункт плана урока также может быть изучен на основе анализа статистических данных, приведённых в таблице (она заблаговременно готовится в электронном виде).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более

Состав населения

Количество населения, млн человек

На 1000 человек, указавших уровень образования

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Всё население в возрасте 15 лет и более

121,3

121,1



Население в возрасте 15 лет и более, указавшее уровень образования:

119,9

117,6

1000

1000

профессиональное образование:





высшее

19,4

27,5

162

234

из него послевузовское

0,4

0,7

3

6

неполное высшее

3,7

5,4

31

46

среднее

32,9

36,7

275

312

начальное

15,4

6,6

128

56

общее образование:





среднее (полное)

21,3

21,5

177

182

основное

16,7

12,9

139

110

начальное

9,3

6,3

78

54

Не имеют начального общего образования

1,2

0,7

10

6

Не указавшие уровень образования и лица, по которым сведения получены из административных источников

1,4

3,5



Учащимся могут быть предложены вопросы: какие изменения в уровне образования произошли за последние годы (в период между двумя переписями населения)? Чем можно объяснить такие изменения? Как вы оцениваете значение подобных изменений? Какие выводы лично для себя вы можете сделать?

Учащиеся без труда смогут определить, что в целом уровень образования россиян вырос. При этом выросло число лиц со средним и высшим образованием. Такая тенденция объясняется обязательностью среднего образования и ставшим уже традицией стремлением к получению высшего образования и его доступностью в связи с развитием негосударственных высших учебных заведений и сокращением численности населения соответствующих возрастных групп.

Для себя учащиеся могут сделать вывод о недостаточности высшего образования, поскольку возрастает конкуренция среди выпускников вузов в стремлении занять лучшие рабочие места. В этой конкуренции преимущества связаны с качественным образованием.

4. Четвёртый пункт плана непосредственно связан с содержанием урока «Семья и быт». Данные статистики подтверждают выводы социологов и демографов о кризисе института семьи. За последние годы растёт численность незарегистрированных браков, увеличивается доля разводов. Обращает на себя внимание факт, что мужчины и женщины по-разному отвечают на вопрос о своём семейном положении (замужних женщин больше, чем женатых мужчин).

Дополнительно учитель может сообщить, что растут показатели внебрачной рождаемости. Распределение внебрачной рождаемости имеет два пика: первый в возрасте до 20 лет и второй в возрасте 30—35 лет. У этих пиков различная природа. В первом случае пик рождаемости отражает снижение возраста материнства как следствие размывания социальных норм, осуждающих добрачные беременности. Второй пик указывает на то, что в старших возрастных группах внебрачные рождения — результат сознательного отказа от регистрации брака не только мужчин, но и женщин. Это ещё одно указание на кризис традиционной семьи и разрушение социальных связей.

5—6. Вопрос о сокращении численности населения (пункты пятый и шестой плана урока) может быть изучен на основе объяснения учителя с использованием данных статистики и беседы по следующим вопросам: что в демографии принято понимать под естественной убылью населения? Какова динамика естественной убыли населения России? Какая разница в убыли населения в разных категориях по полу и возрасту? Каковы основные причины смертности населения?

Важно, чтобы учащиеся осознали вывод о зависимости высоких темпов естественного убывания населения от образа жизни и социального развития общества.

Заключительный пункт плана урока может быть изучен на уроке-дискуссии. Учащимся предлагается предварительно продумать свою позицию в обсуждении путей решения демографических проблем. Для обоснования своей позиции они могут привлекать материал учебника, в том числе документа, помещённого после основного текста параграфа.

Позиции могут быть следующими:

1. Современная демографическая ситуация в России грозит серьёзными проблемами в недалёком будущем. Если не принять меры немедленно, положение только ухудшится, а сама ситуация станет для России необратимой.

2. Современная демографическая ситуация в России отражает общие тенденции и не отличается от ситуации в других индустриально развитых странах. Никакого драматизма в этом нет. Проблемы решаются постепенно по мере их возникновения.

Учащиеся могут предложить и иную формулировку своей позиции.

Дискуссия на уроке может вывести учащихся на обсуждение ситуации с ростом числа мигрантов из различных регионов России (особенно Северного Кавказа) и соседних с Россией стран. Не секрет, что именно в связи с сокращением численности трудоспособного населения и изменением трудовых предпочтений россиян дефицит трудовых ресурсов восполняется именно мигрантами. При этом нередко мигранты не стремятся интегрироваться в российское общество, не всегда принимают и разделяют принятые в том или ином регионе нормы поведения. Эта ситуация порождает напряжённость в отношениях между коренным населением и приезжими. Требуется согласование интересов разных групп населения, неукоснительное соблюдение законов, проведение разумной политики властей в сочетании с воспитанием терпимости, уважительного отношения к приезжим. Учащимся можно предложить самостоятельно сформулировать принципы или правила совместного проживания коренного населения и мигрантов. Эта работа может быть организована в группах.

Этап закрепления

В качестве закрепления можно предложить учащимся ответить на вопросы для самопроверки и выполнить познавательные задания к параграфу.

Возможно использование заданий в формате ЕГЭ.

1. Систематическое уменьшение численности населения — это:

1) депопуляция

2) репатриация

3) иммиграция

4) деноминация

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, представляют собой тенденции, характерные для динамики населения России.

Старение населения, гендерные диспропорции, рост номинальных доходов, повышение уровня образования, миграционный прирост.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому явлению.

Ответ ________ .

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы воспроизводства населения

Тип воспроизводства

Характеристика

Суженное

Превышение смертности над рождаемостью


Превышение рождаемости над смертностью

4. В приведённой ниже диаграмме представлены данные о численности мигрантов в РФ из стран дальнего зарубежья и бывших республик СССР.

Число мигрантов, тыс. человек

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Рост числа мигрантов из стран дальнего зарубежья происходит более быстрыми темпами, чем рост мигрантов из бывших республик СССР.

2) Поток мигрантов из бывших республик СССР в период с 2006 по 2009 г. замедлился по сравнению с периодом с 2000 по 2005 г.

3) Поток мигрантов из стран дальнего зарубежья в период с 2006 по 2009 г. увеличился по сравнению с периодом с 2000 по 2005 г.

4) Наибольший приток мигрантов из стран дальнего зарубежья приходится на вторую половину 2000-х гг.

При выборе второго варианта занятия проводится работа с источником по вопросам, данным в учебнике. Вопросы к источнику позволяют учителю организовать обсуждение основных направлений демографической политики, призванной повлиять на изменение демографической ситуации в позитивном направлении.

Групповая проектная работа может быть организована на основе заданий четырём группам — подготовить компьютерные презентации по темам: «Население России в зеркале статистики» («Количественные изменения населения России за период между двумя последними переписями населения»); «Основные демографические проблемы и вызовы» (на примере России и своего региона); «Пути решения проблемы депопуляции»; «Демографическая ситуация и кризис семьи».

При выборе варианта семинарского занятия вопросы и список литературы сообщаются учащимся заблаговременно.

План семинара

1. Изменения численности и состава населения России.

2. Молодёжь, семья и брак в зеркале демографии.

3. Естественная убыль и сокращение трудоспособного населения.

4. Есть ли выход из демографического тупика.

Литература к семинару

Учебник, § 15, документ к нему.

Обществознание. 11 кл.: учеб, для общеобразоват. организаций: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М., 2013. — § 10.

Обществознание. Практикум. 11 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2010. — С. 42—45.

Домашнее задание

Учебник, § 19. Документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.

Хорошо подготовленным учащимся: 1) на основе материалов СМИ и Интернета подобрать материал, отражающий особенности демографической ситуации в регионе; 2) подготовить к обсуждению в классе эссе по высказыванию, данному в рубрике «Мысли мудрых»; 3) подготовить развёрнутый ответ по теме «Народонаселение России в зеркале демографии», составить план, в соответствии с которым можно осветить эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.