загрузка...


Обществознание 11 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Уроки 36-38. Молодежь в современном обществе

 

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; 2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; 3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-проблема.

Ход уроков

I. Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3. Молодежная субкультура.

 

II. Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

• совокупности возрастных характеристик;

• особенности социального положения;

• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.

- Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125 учебника. (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. Рассмотрим схему:

 

Социальная структура молодежи

 

 

- Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь. (Примерный ответ. 1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. 2. Происходит осознание своего Я. 3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума. 4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. 5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность. 6. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

 

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13).

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

8. Легко ли быть молодыми?

9. Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме? Позицию аргументируйте.

10. Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

 

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

 

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым?

 

3. Молодежная субкультура

Итак, не так уж легко быть молодыми.. .Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:

• несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

• несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

• противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

Молодежная субкультура обладает:

• своим языком;

• особой модой;

• искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

- Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры.

 

 

В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

• рок-движение (антибюрократизм, пацифизм, антитоталитаризм);

• сфера досуга (музыка, спорт и т. д.);

• экологические движения;

• молодежные политические партии;

• молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению (фанаты в футболе и хоккее);

• радикальные националистические движения - скинхеды.

Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

 

Эмо-киды

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяснение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли часть новых вашингтонских групп, которые начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

1. Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба. Таким же образом волосы срезают высоко над ушами... Фактически любые сальные, выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

2. Бакенбарды.

3. Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

4. Тяжелые слаксы (широкие брюки), обычно очень плотные и короткие.

5. «Стариковские» штаны из полиэстера.

6. Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верхним рядом пуговиц и воротником. Также майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

7. Узкие майки с хеви-метал-дизайном («Iron Maiden», «Metallica», «Motoriiead»). Желательно немного заношенные.

8. Теннисная обувь.

9. Шарфы.

10. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

11. Заколки для ребят.

12. Тесные жакеты и свитера с v-образным вырезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

13. Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

14. Эмо-куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки.

15. Бумажники с цепью, Но еще круче - большое кольцо для ключей (стиль швейцара).

16. «Кенгурушки» с металлической застежкой-«молнией».

17. Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

18. Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность.

- Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

- Что собой представляют молодежные криминальные группировки?

- Предлагаю обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы - «за» и «против» Мнение аргументируйте.

 

III. Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

• «Яйца курицу не учат» («Родители»);

• «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

• «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

• «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

• изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

• подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

• нельзя однозначно судить о современной молодежи;

• молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

• проблема молодежи была актуальна во все времена;

• в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

 

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь - какая она?».






загрузка...
загрузка...