загрузка...

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Уроки 33-35. Быт и бытовые отношения

 

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход уроков

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями. «Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту - все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

1. Социально-бытовые интересы.

2. Материально-вещественная среда обитания человека.

3. Культура бытовых отношений.

4. Урбанизация и быт.

 

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

• в пище;

• жилище;

• поддержании здоровья;

• уходе за детьми;

• освоении духовных благ, культуры;

• общении;

• отдыхе;

• физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта.

Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека?

Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально- бытовые интересы».

 

Социально-бытовые интересы

 

Критерий

Виды интересов

Сущность

Качество потребностей

Интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей

Интересы, ориентированные:

• на обеспечение человека: продуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта;

• оплату жилья, коммунальных и транспортных услуг;

• заботу о сохранении и поддержании здоровья;

• жилищные интересы человека;

• интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и т. д.)

 

Интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем развития человека и его самосознания

• Досуговые интересы человека: посещение театров, концертов и т. п.

• Интересы, позволяющие создать оптимальные условия для повышения уровня образования

Типы социального объединения

Бытовые интересы

Интересы:

• семьи;

• соседей;

• товарищеских компаний;

• молодежных групп

Территориальный признак

Социально-бытовые интересы

Интересы:

• городских жителей;

• сельских жителей;

• жителей мегаполисов;

• крупных, средних, небольших городов

Демографический признак

Интересы:

• детей;

• молодежи;

• представителей среднего возраста;

• представителей старшего возраста

 

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым.

Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

 

Образ жизни - совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее определяющими

 

Уровень жизни - выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в обеспечении потребительскими благами

 

Качество жизни – это категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфортность жилья и др.)

 

 

 

Понятие «образ жизни» используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни

 

Понятие «Уровень жизни» характеризуется количественными показателями

 

Понятие «качество жизни» характеризуется качественными показателями

 

 

 

Индивидуальные особенности образа жизни зависят:

• от знаний;

• опыта;

• способностей;

• убеждений;

• ценностных ориентаций

 

Уровень жизни свидетельствует о материальном и духовном потреблении личности

 

Качество жизни раскрывает

сущностно-содержательные стороны способа деятельности, т. е.

• характер и содержание труда;

• качество окружающей среды и т. д.

 

- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

 

2. Материально-вещественная среда обитания человека

- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

Разбившись на три творческие группы, определите свою собственную материально-вещественную среду обитания. Будьте готовы объяснить целесообразность и возможности вашего выбора основных ее составляющих во время презентации проекта. Подумайте, чем они будут определяться.

- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

 

3. Культура бытовых отношений

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру бытовых отношений. Рассмотрим схему:

 

 

Работая с текстом пункта 3 § 12 и дополнительным материалом, создайте проекты рационально организованной культуры бытовых отношений:

• первая группа - культуры рационального питания;

• вторая группа - культуры обустройства и организации жилища;

• третья группа - культуры ведения домашнего хозяйства;

• четвертая группа - культуры организации досуга.

 

Дополнительный материал для первой группы

Культура рационального питания

Диетологи разных стран разрабатывают научно обоснованные варианты полноценного питания, в котором количество и качество продуктов соотносятся так, чтобы соблюдался энергетический баланс, восполнялась энергия, затраченная организмом в процессе его жизнедеятельности. Затраты энергии зависят от климата, возраста человека, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха.

Полноценное питание обусловливается разнообразной пищей, в которой имеются в нужном количестве белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Питание может поддерживать здоровье, лечить болезни, но может и вызывать их.

В печати появляются самые разнообразные системы питания - от усложненных по набору продуктов до полного голодания. Институт питания Академии медицинских наук России рекомендует для большинства ежедневное четырехразовое питание в определенное время.

Если семья питается дома, желательно составлять меню на несколько дней, чтобы избежать однообразия, готовить еду так, чтобы максимально сохранить полезные свойства продуктов, подавать пищу на стол с учетом ее эстетического вида. Есть основания полагать, что со временем мы ежедневно будем пользоваться услугами предприятий общественного питания. Но пока еще оно по своему качеству, а порой и по цене не всегда способно соперничать с домашним. И поскольку от полноценного питания во многом зависит здоровье, в семье ему приходится уделять серьезное внимание. Экономить на питании, чтобы за его счет сделать покупки, сбережения неблагоразумно. Экономить нужно за счет рациональной покупки, сбережения, приготовления продуктов. Этому необходимо учиться у родителей, по книгам, у более опытных хозяек.

Многие специалисты по семье отмечают, что нормально налаженное питание - одна из основ стабильности семейных отношений: голодный мужчина (впечатление такое, что и женщина тоже) становится раздражительнее. С этим можно не согласиться, но кормить семью надо заботливо. Причем раньше эту обязанность делили: мужчина давал средства, женщина, оставаясь дома, заботилась о приготовлении пищи. Сейчас средства в основном приносят оба, а с обедами управляются в каждой семье по-разному. Кто-то - всерьез, понимая, что это важно для здоровья, кто-то - превращая и эту первейшую потребность в удовольствие, а кто-то - беспечно питаясь как, когда и чем придется - оба не умеют или не хотят заниматься кухней.

Хоть время уплотнено сейчас у всех предельно, экономить его за счет еды легкомысленно. Если из-за учебы, работы не удается наладить совместные завтраки, обеды или ужины в будни, неплохо в те выходные дни, когда семья не отправляется за город, собираться вместе за обеденным столом в положенное время, сделав его временем и отдыха, и приятного общения.

 

Дополнительный материал для второй группы

Квартира

Можно отметить три распространенных в настоящее время у нас типа отношения к жилищу.

Дом - храм, в который проникают лишь избранные, где каждая вещь полна священного для хозяев смысла, где старательно оберегаются принятый стиль жизни, традиции. Такие дома более характерны для людей старшего поколения, у которых эти традиции уже сформировались и круг близких сузился. Такое отношение можно не принимать молодым для себя, но его нельзя нарушать, травмируя старших.

Дом - обитель для хозяев, пространство, где более или менее радостно протекает их жизнь и где главное - это сама жизнь, все в доме приспособлено для нее. Такого типа дом, судя по книге В. Пришвиной «Наш дом», был у М. Пришвина.

Третий тип: дом-гостиница, более свойственный для молодежи. Такой дом, по воспоминаниям очевидцев, был у М. Светлова. Здесь всегда много народу. А стены и крыша нужны для того, чтобы сюда можно было привести друзей. Большинство пожилых людей утомляются от такой обстановки, и требуется немало взаимного уважения и такта, чтобы, живя под одной крышей, пожилые не лишали молодых радости общения, а молодые не злоупотребляли терпимостью старших. Иначе возможны взрывы.

В убранстве же домов заметна общая тенденция: редко кто сохраняет мебель, с которой начал самостоятельную жизнь, большинство стремятся обзавестись модной.

И если американец хорошо приспособился к своему стерильно-автоматизированному жилищу, англичанин приспособил малокомфортабельное к себе, японец растворился в обстановке «эстетической наготы», то во многих современных наших домах зачастую чувствуешь себя как в гостиничных номерах, которые слегка отличаются расцветкой ковров и датой выпуска мебели: у одного полированная, у другого уже нет, а третий свозит из комиссионных то, что уничтожить не успели. Тема эта достаточно обыграна юмористами и в литературе, и в кино.

 

Дополнительный материал для третьей группы

Культура ведения домашнего хозяйства

Количество свободного времени у взрослых людей в значительной степени зависит от искусства организации домашнего хозяйства, навыков самообслуживания и обслуживания семьи: уборки дома, приготовления пищи, стирок, покупок и т. д. Культура семьи сказывается и в умении организовать свой быт так, чтобы оставалось как можно больше досуга и каждый мог отдыхать в семье душой и телом. Доказывая, что «интеллигентность проявляется и в умении организовать семейную жизнь», М. Плзак пишет: «Смею утверждать, что в супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь». Даже если это утверждение вызывает протест, все-таки нельзя не согласиться, что правильная организация быта очень способствует укреплению семейных отношений.

Разделение труда на женский и мужской существовало уже в первобытном обществе: мужчина брал на себя более тяжелую работу, оставляя женщине определенную ей природой тяжесть вынашивания, рождения и воспитания детей и те дела, которые можно было выполнять, не отходя далеко от дома. У Него - охота, у Нее - одомашнивание животных, у Него - сражения, у Нее - поддержание огня в очаге. Во время перехода племени на новое место Она несла и детей, и поклажу. Он - одно копье и груз ответственности за их жизнь, которую, если нападали враги, защищал ценою собственной. Она шла спокойно, Он - в максимальном напряжении.

Правда, иногда наблюдалась и иная картина. В «Повести временных лет» летописец поведал о законах гилий: «Жены у них пашут, и строят дома, и мужские подвиги совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями и повелевают ими».

Не только у гилий, но и у других народов, если женщина несла большую тяжесть ответственности и забот, она пользовалась большими правами, почтением и независимостью.

А. Райт свидетельствует, что горе тому злополучному мужу, ирокезу племени ориа, «который был слишком ленив или неловок... Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление: дом превращался для него в ад...»

Инка Гарсиласо де ла Вега рассказывает, что в государстве инков искусству управлять своими домами учили девочек и мальчиков в школе. А потом, когда девушки в возрасте 18-20 лет, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы наблюдать, достаточно ли внимательно и заботливо относились к своим семейным обязанностям как мужчины, так и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесчестием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье.

В наши дни, по подсчетам социологов, в среднем получается, что на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю (30-35 ч в городе и 40-45 - в деревне) - время, приблизительно равное труду на производстве, что дает основание специалистам говорить о ее «совокупном» рабочем дне.

Затраты же времени у мужчин на домашний труд в 2-3 раза меньше, в среднем это 15-20 ч в неделю, а общая трудовая нагрузка составляет 80-85% общей нагрузки женщин. Это при условии, что физически женщина - существо менее сильное: у нее слабее и мышечная, и костная, да и нервная система, а силы составляют 60-65% сил мужчины. Это в период расцвета, а в остальные периоды и того меньше. Поэтому его спортивные нормы всегда выше, чем ее. Поэтому в армии в мирное время у нас служит Он, а не Она, хотя научно доказано уже, что целый ряд операций Она проделывает быстрее и тщательнее.

Пока же немалая часть мужей взваливают на Нее, любимую, всю тяжесть труда, желая, чтобы Она при этом сохраняла прежнюю легкость и очарование, радуя Его уступчивостью, мягкостью и нежностью.

Нередко после свадьбы Она из приветливого, улыбчивого создания превращается в раздражительную вспыльчивую особу. И чаще всего не по своей вине. Она просто устает. По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, Она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракторе. Час утюжки равняется часу работы (активной!) каменщика. Л. Великанова приводит данные польских социологов, из расчетов которых вытекает, что потребности в калориях на выполнение домашних работ равны потребностям в калориях работающего металлурга. В среднем тяжелый труд мужчины требует 3-4 калории в минуту, а в быту на глаженье, жаренье, стряпанье тратится 2-3 калории, стирку белья вручную, мытье окон, натирку полов - 4-5 калорий, полоскание белья, его отжим вручную - 5-6 калорий и т. д.

По подсчетам социологов, у 20-25% семей, живущих в больших городах, распределение нагрузок между супругами приблизительно равное, в маленьких городах таких семей несколько меньше. Чем моложе семья и чем образованнее муж и жена, тем справедливее они делят домашний труд.

Распределение обязанностей во многом зависит от профессиональной занятости мужа. В семьях, где муж, например, военнослужащий, геолог, жена, естественно, не может ожидать от него систематической помощи по дому. На это приходится настраиваться с самого начала и не устраивать потом скандалов. В семьях, где жена, например, хирург или пианистка, закономерно стремление мужа избавить ее от тех работ, которые могут травмировать руки. Если у кого-то из супругов ответственный период на работе, в учебе, второй берет на себя часть его домашних дел, как и в периоды болезней, ожидания, рождения ребенка и т. д.

В распределении обязанностей многое зависит от индивидуальных установок, позиций членов семьи. Есть женщины, которые не терпят, когда муж появляется на кухне, считая, что его дело - обеспечить семью материально, и есть мужчины, которые любят готовить еду. Есть мужчины, которые с удовольствием шьют, вяжут, но их жены стесняются признаваться в этом знакомым. Есть женщины, которые любят заниматься домашним хозяйством и предпочли бы не работать, а посвятить себя семье всецело. Но, безусловно, большинство семейных женщин устроила бы работа на полставки, которая дала бы возможность и быть в коллективе, и спокойно управляться с домом, и присматривать за детьми. К сожалению, руководство предприятий еще редко способно удовлетворить это желание: в ближайшие годы будет ощущаться нехватка трудовых ресурсов из-за так называемой «второй демографической волны», когда в самостоятельную жизнь вступят дети тех, кто родился во время Второй мировой войны. Так что приходится рассчитывать на одинаковую производственную нагрузку. А значит, и семейную.

В каждой семье домашние работы распределяются по-своему. В одной - все предпочитают делать сообща: так супругам интереснее. В другой - обязанности четко распределены: Он, например, покупает продукты, Она готовит, Он делает работу, связанную с техникой (пылесос, полотер, стиральная машина), Она выполняет более кропотливую работу: шьет, гладит и т. д. Есть семьи, где работу делает тот, кто сейчас свободен (кто раньше пришел, начинает, например, готовить еду). Вариантов множество. И все они хороши, если удовлетворяют обоих. Это основное, к чему необходимо стремиться.

Идеальный вариант для обоих - воспринимать и эту работу с удовольствием, как «игру интеллектуальных и физических сил». А если это не удается, то организовать совместно ее так, чтобы она не давила на сознание постоянной тяжестью, и проделывать как можно легче и безболезненнее, оставляя время, силы и хорошее настроение для главного - общения, отдыха и интересных для обоих дел.

 

Дополнительный материал для третьей группы

Культура организация досуга

В большинстве высокоразвитых стран досуг - свободное от всех профессиональных, гражданских и семейных обязанностей, оставшееся от сна, еды, ухода за собой и других тому подобных потребностей время - организовывается самым различным образом; здесь заметны зависимость от идеалов общества, национальные традиции. Известно, например, как повсеместно распространено увлечение садоводством в Англии, спортом - в Германии, художественной самодеятельностью - в Болгарии. В Японии, культуру которой называют «цивилизацией пустяков», многие увлечения носят традиционно общесемейный характер. Японцы, у которых веками, наряду с другими свойствами и чертами, культивировалась способность видеть радость и красоту в обыденном, не столько заполняют, сколько украшают досуг. Неторопливые и изысканные чайные церемонии, сложное и многозначительное искусство составления букетов - икебана, выращивание хризантем, живопись, стихосложение, любование цветущей вишней, которое увлекает всех от мала до велика и воспринимается как особый праздник. Все эти фурю - изящные досуги - достояние не только избранных людей. Японца, который пренебрегает такими досугами, считают недостойным уважения. Потому-то, побывав в США, японцы удивляются, что там даже среди богатых людей мало кто уделяет свободное время художественным увлечениям. Так же как мы удивляемся безучастному отношению к книге.

Трудно выделить наиболее распространенное увлечение в нашей стране (даже для определенной социологической группы - для молодых семей).

Стадионы, парки, турбазы, клубы, дворцы культуры, библиотеки, музеи, театры, дискотеки - все это, как и до создания семьи, продолжает привлекать молодых супругов. По данным академика С. Струмилина, время пассивного отдыха все сокращается, а активного - увеличивается. Вероятно, причина тому меньшая физическая загруженность, возросшая культура, большая оторванность от природы, к которой люди испытывают тяготение, лучшая организация службы досуга и т. д. Особенно тянутся к активному отдыху молодые.

Возросший темп жизни, напряженность труда, увеличение требований к человеческой личности заставляют высоко ценить досуг, дающий полноценный отдых от производственных и домашних забот, расширяющий кругозор, повышающий физическую и нравственно-эстетическую культуру.

Тут безусловна взаимная связь: с одной стороны, уровень культуры влияет на времяпровождение, а с другой - досуг обогащает (или опустошает) человека. Большинству не хватает времени, хотя есть и такие, кто не знает, как его «убить». И вот два человека со своими, уже определившимися интересами, увлечениями, должны все это соединить в единое целое, устраивающее обоих.

Если интересы разные, по возможности надо учитывать увлечения обоих, стараясь понять их, а значит, и своего спутника.

Большую роль играют семейные традиции.

Досуг - это время отдыха, общение. Давно известно, что самый лучший отдых - это перемена занятий. Продумайте совместно, как проводить свободное время. Но где бы вы ни были, будьте внимательны друг к другу.

 

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

- Как следует рассматривать урбанизацию?

- Проанализируйте статистику городского населения.

- Как влияет процесс урбанизации на человека?

- Как изменяется психика человека?

- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

- Что можете предложить вы?

 

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет - уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

В 1972 г. на XII Международном семинаре по проблемам семьи группа социологов заявила, что современные тенденции развития семьи связаны не с равномерным распределением домашних обязанностей между членами семьи, а с полным уничтожением домашнего хозяйства как социального института. В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость домашнего очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться.

- Как вы думаете, почему не оправдались ожидания социологов?

 

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.






загрузка...
загрузка...