НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание личностной значимости образования;

— представление о возможностях получения образования в РФ;

— понимание ценности научного знания и необходимости развития науки в нашей стране и мире в целом;

метапредметных:

— умение работать с различными источниками социальной информации;

— информационно-коммуникативные умения учащихся;

предметных:

— умение применять обществоведческие знания для рефлексии личного социального опыта, осмысления и оценки событий и процессов реальной жизни.

Задачи занятия:

1) углубить представления учащихся о науке и образовании как социальных институтах, раскрыть их функции;

2) показать особенности современного этапа развития науки и образования;

3) обсудить проблемы современного образования.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема продолжает системное рассмотрение социальных институтов, обеспечивающих социализацию новых поколений и развитие общества. Её содержание имеет значительный практический потенциал, поэтому целесообразно организовать познавательную деятельность учащихся с позиции применимости полученных знаний для рефлексии личного социального опыта и сознательного определения учащимися дальнейшей образовательной траектории, а также для анализа событий, явлений, процессов социальной реальности.

Следует учитывать, что к проблемам образования и науки учащиеся неоднократно обращались в курсе основной школы. Так, в курсе 8 класса рассматривалась личностная и общественная значимость образования (§ 10) и роль науки в жизни общества (§ 11). Кроме того, и в курсе основной школы, и в курсе 10 класса рассматривались особенности научного познания. Эти знания целесообразно актуализировать при организации данного учебного занятия.

III. Литература и оборудование

Цитата А. Эйнштейна для демонстрации на экране; тексты с заданиями и статистические данные в качестве раздаточного материала или для демонстрации на экране.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: рассмотрение вопросов, связанных с наукой. 2-й час: рассмотрение вопросов, связанных с образованием. Могут использоваться формы традиционного урока, практического или лабораторного занятия.

2-й вариант. 1-й час: рассмотрение основных содержательных вопросов. 2-й час: лабораторное или практическое занятие. Также может быть проведён урок-конференция с обсуждением, например, проблем биоэтики или проектированием школы будущего.

Ход занятия

Мотивационный этап

На начальном этапе урока целесообразно актуализировать знания учащихся о признаках научного познания, областях науки и её роли в развитии общества, мировоззрения людей, а также о сущности и значении образования для развития личности и общества.

Далее рекомендуем обратиться к вводной части параграфа и предложить учащимся объяснить связь науки и образования.

При выборе варианта изучения всего нового материала на одном уроке можно в качестве вводной части обсудить вопросы, приведённые в начале параграфа.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Наука и её функции в обществе.

2. Современная наука.

3. Этика науки.

4. Образование в современном обществе.

5. Образование как система.

1. Работа по первому пункту плана призвана углубить знания учащихся о сущности и функциях науки. Целесообразно обратиться к тексту учебника и предложить учащимся найти в тексте и выписать различные значения понятия «наука», а наиболее подготовленным учащимся конкретизировать примерами каждое из значений.

После этого переходим к рассмотрению функций науки. Рекомендуем поработать с приведённой в учебнике схемой и текстом параграфа, объясняя сущность каждой из функций науки. Важно обратить внимание не только на объяснение сущности, но и на конкретизацию этих функций примерами из социальной жизни. Результаты работы по данному пункту плана могут быть оформлены в виде таблицы.

Функции науки

Функция

Сущность

Примеры

Познавательно-прогностическая



Культурно-мировоззренческая



Социально-производственная



Далее можно перейти к дискуссионному вопросу об отношениях науки и религии. Целесообразно предложить учащимся порассуждать о том, правомерно ли противопоставлять науку и религию, являются ли научная и религиозная картина мира взаимоисключающими. В качестве мотивации в этом рассуждении можно использовать, например, следующие слова А. Эйнштейна: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, — это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». (При наличии соответствующих технических средств рекомендуем вывести данный текст на доску/экран.)

2. Целесообразно организовать выполнение задания 4 (с. 141), а затем объяснить практический вывод 1 (с. 139). Это позволит раскрыть важный аспект связи науки и техники, современного этапа развития науки.

Рекомендуем обратиться к соответствующему фрагменту параграфа и предложить учащимся найти характеристики современной науки и выполнить задания, предложенные непосредственно в тексте.

Фрагмент об интеграции и дифференциации научного знания нуждается в специальном пояснении. Для выстраивания определённого контекста целесообразно обсудить первый вопрос в начале параграфа, а также выполнить задание 1. После этого можно обратиться к тексту учебника, конкретизируя отдельные его положения примерами.

Ещё один интересный и важный в мировоззренческом плане сюжет — соотношение науки и паранауки. Его рассмотрение может быть организовано с привлечением дополнительного материала:

Социологическая служба «Левада-центр» на протяжении ряда лет изучала верования россиян. Результаты некоторых опросов приведены ниже (см.: http://www.levada.ru/18-03-2013/rossivane-stali-menshe-verit-v-potustoronnee).

Ответы на вопрос «Верите ли вы...?»

(в процентах от общего числа опрошенных — 1600 чел.)


в приметы

в вещие сны

в предсказания астрологов

в то, что на Земле появляются инопланетяне

в вечную жизнь

2000 г.

57

51

33

31

21

2006 г.

54

42

29

22

16

2013 г.

52

43

28

26

17

Задания: 1) Сделайте выводы об отношении россиян к паранауке. Изменилось ли их отношение в 2013 г. в сравнении с 2000 и 2006 гг.?

3. Проблемы научной этики в зависимости от познавательных интересов учащихся, возможностей учителя можно рассматривать как в общем аспекте, так и, например, в контексте биоэтики, Пагуошского движения учёных и т. п.

Для рассмотрения в общем аспекте можно в формате фронтальной, групповой или индивидуальной работы использовать такое задание: проанализируйте некоторые требования научной этики. Заполните следующую таблицу:

Требование

Чем объясняется это требование? Почему важно его соблюдать?

Учёный должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем с обычных людей


Нацеленность на поиск нового знания и его честного, полного обоснования без подлогов, погони за дешёвой сенсацией, плагиата


Высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в ещё большей степени за их практическое использование


4. В начале работы по данному пункту плана можно предложить учащимся назвать функции образования в современном обществе, записать их ответы на доске, а затем предложить прочитать соответствующий фрагмент параграфа, сравнить рассмотренные в нём функции и при необходимости дополнить список на доске.

Далее целесообразно выявить отличительные черты современного образования и конкретизировать их примерами из школьной жизни и деятельности известных учащимся организаций профессионального и дополнительного образования. В ситуации, когда учащимся интересно подробнее проанализировать школьную жизнь, поговорить о тенденциях развития школы, можно использовать задание 3 (с. 141).

Важную воспитательную функцию выполняет беседа на тему непрерывного образования на протяжении жизни человека. Почему в современном обществе необходимо непрерывное образование? Какие возможности для этого предоставляет система образования? Как связаны обучение на протяжении всей жизни и самообразование? При обсуждении этих вопросов может быть использована следующая информация:

В развитых странах реализуется принцип обучения на протяжении всей жизни (longlifelearning). Выделены следующие направления такого обучения:

ü обучение для того, чтобы знать (академические знания и развивающие программы);

ü обучение для того, чтобы делать (профессиональные знания в самых разных сферах, а также знание компьютера, управленческая подготовка и т. п.);

ü обучение для того, чтобы жить вместе (приобретение социальных навыков, изучение иностранных языков и культуры);

ü обучение для того, чтобы быть (развитие творческих способностей, занятия спортом и т. п.).

5. Данный этап занятия может быть организован как «мозговой штурм» или дискуссия о том, какой должна быть современная школа или, например, какова оптимальная для России система образования. Для организации этой работы целесообразно разделить учащихся на группы, предложив им выбрать спикеров, и выработать позицию по поставленному вопросу. Затем спикер каждой группы представляет эту позицию, а учитель и другие участники могут задавать уточняющие вопросы.

Домашнее задание

Учебник, § 13. Всем учащимся могут быть предложены вопросы для самопроверки и работа с документом. Наиболее подготовленные из них могут составить развёрнутый комментарий к цитате А. Маслоу, приведённой в рубрике «Мысли мудрых». Также целесообразно предложить ученикам подобрать в Интернете советы по выбору будущей профессии и соотнести их с практическим выводом 3.