ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вкладу в достижение результатов

личностных:

— осознание необходимости развития пространства духовной жизни личности как условия её становления и проявления неповторимой самобытности и индивидуальности;

— формирование осознанно-уважительного, толерантного отношения к другому человеку, его духовному миру и системе ценностей;

— понимание духовного многообразия и особенностей развития современного мира;

метапредметных:

— умение устанавливать причинно-следственные связи при построении логических рассуждений о специфике духовного мира человека и протекании его духовной жизни;

— умение самостоятельно определять цели и параметры своего исследования при индивидуальной и групповой работе;

— способность оперировать межпредметными интеграционными знаниями и навыками для подтверждения значимости своей аргументации по вопросам, касающимся особенностей духовного мира человека;

предметных:

— знание базовых понятий «духовный мир личности», «духовные ценности», «духовные потребности», «идеал», «мораль», «мировоззрение»;

— целостное представление о специфике духовного мира человека;

— умение применять полученные знания в ситуациях повседневной социальной жизни.

Задачи занятия:

1) дать более глубокие (по сравнению с основной школой) знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни;

2) выявить особенности таких важнейших элементов духовного мира человека, как идеалы, ценности и мораль;

3) показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение данной темы целесообразно построить с опорой на знания, полученные в ходе изучения специфики социальной сущности человека (§ 4), а также особенностей организации и протекания духовной жизни общества (§ 10).

Новые знания, полученные при изучении данной темы, наиболее тесно взаимосвязаны с материалами таких параграфов, как «Мораль» (§ 12), «Религия и религиозные организации» (§ 14), «Искусство» (§ 15), в которых понятие «духовный мир человека» рассматривается с точек зрения влияния данных сфер духовного производства на его специфику и организацию.

Материал, иллюстрирующий различные аспекты духовного мира человека (идеалы, ценности, мораль, мировоззрение), можно почерпнуть из школьных курсов истории и литературы. Данные интеграционные связи важны в целях установления аналогий, создания обобщений, построения логических заключений и рассуждений, позволяющих сделать выводы об индивидуальной неповторимости духовной жизни человека.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Бессонов Б. Н., Дубицкий В. В. Гражданское общество и духовное развитие личности. — Омск, 2002.

Ботвинова А. В. Духовная деятельность и формирование личности. — М., 2003.

Ильин И. А. Сущность и своеобразие культуры. — М., 2007.

Лихачёв Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. — М., 2006.

Оборудование

Презентация, содержащая высказывания великих людей о духовном мире человека, специфике протекания его духовной жизни; раздаточные карточки с текстом, вопросами для закрепления в электронном виде (они включают все вопросы по подтемам в данном тексте, кроме рубрики «Домашнее задание»).

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с последовательным изучением на них вопросов темы.

2-й вариант. 1-й час: изучение всех пунктов плана. 2-й час: закрепление изученного и работа над вопросами в рамках практического или лабораторного занятия. Также может быть проведён урок-конференция с обсуждением подходов к пониманию проблем духовного мира человека, особенностей протекания его духовной жизни в различные эпохи развития человеческой цивилизации (древние цивилизации, античный период, период Средневековья и Нового времени и пр.).

В рамках изучения данной темы возможно проведение диспута по теме «Толерантность или борьба мировоззрений? Выбор современного человека». Цель диспута: рассмотреть примеры противоположных подходов и их допустимость при различных жизненных обстоятельствах (примеры: столкновение религиозного, обыденного и научного мировоззрения, взглядов на современную моду, различных систем ценностей и идеалов; догхантеры и добровольцы- волонтёры в нашей современной жизни и пр.).

Ход занятия

Мотивационный этап

Является ли духовный мир человека неким ключом к пониманию его индивидуальности и личностной неповторимости? Познаваем ли духовный мир человека и как мы можем судить об особенностях протекания его духовной жизни? После обсуждения этих вопросов с учащимися на начальном этапе урока целесообразно актуализировать их знания о духовной жизни человека. Выслушав мнения и суждения учащихся, можно предложить им изучить раздел параграфа «Человек как духовное существо».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Особенности духовного мира человека.

2. Мораль, идеалы и ценности как духовные ориентиры личности.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1. Работа по первому пункту плана призвана познакомить учащихся с многоаспектностью этой темы, а также подвести их к осознанию того факта, что духовный мир личности — это сложный и многомерный феномен.

После прочтения учащимися вводной части учебного материала § 11 учитель может познакомить их с трактовкой понятий «духовность», «духовный мир человека» в различные исторические эпохи.

Сущность этих понятий пытались определить и античные философы, и христианские теологи, и представители немецкой классической философии, и современные исследователи различных наук (психологии, биологии, философии, педагогики и т. д.).

Так, например, античные философы называли духовный мир личности «микрокосм», он был связан в их представлении с системой отражения личностью всех внешних идей, присущих большому космосу (богам, природным сущностям, например стихиям и пр.).

В рамках религиозного миропонимания понятие «духовный мир личности» связано с верой в Бога. Сущность этого мировосприятия чётко выразил митрополит Вениамин (И. А. Федченков, 1880-1961): «...всему есть причина и начало, нужна она и для мира, сам он из ничего не мог явиться, следовательно, нужно было творческое действие иной первопричины, т. е. Бога. Следовательно, Бог есть».

Немецкая классическая философия (XVII—XVIII вв.) поставила вопрос о сущности человека, о смысле его жизни на новый научный уровень. Одной из отличительных особенностей духовности человека, с точки зрения Г. Гегеля, является свобода. «Сущностью духа является свобода», — писал он в одном из своих философских трактатов {Гегель Г. Соч. — М.; Л., 1975. — Т. 8. — С. 17). С этой точки зрения духовный мир человека представляет собой свободный выбор в координатах добра и зла, а также поиск смысла жизни человеком, обретение им идеалов и ценностных ориентиров личного развития.

С точки зрения современной психологии понятие «духовный мир личности» связано с субъективным миром человека. Он не исчерпывается терминами «ум» и «душа». Духовность можно рассматривать как некий психический феномен, помогающий человеку познавать и преобразовывать самого себя и окружающий мир. Потребности, идеалы, мировоззрение, верования и интересы человека являются при таком подходе формами существования и проявления его духовного мира. Современные исследователи всё чаще склонны определять духовный мир человека как «...смысловую космогонию, соединение образа мира с нравственным законом личности» (Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 21—29).

В рамках изучения данной темы важно обратить внимание учащихся на понимание таких терминов, как «человек», «индивидуальность» и «личность».

«Личность» как понятие не является тождественным слову «человек» или «индивидуальность». Человек как представитель рода Homo sapiens обладает индивидуальными особенностями и характеристиками (характер, темперамент, внешние данные и др.), что выделяет его из ряда иных представителей этого вида. Личностными характеристиками человек начинает обладать лишь во взаимодействии с другими членами сообщества, группами и институтами, проявляя свои личностные характеристики на всех уровнях этого взаимодействия (социального, культурного, духовного и пр.). И именно на социальном уровне духовная жизнь личности приобретает особый смысл, так как помогает человеку выразить себя, вычленить из ряда иных людей и активно содействовать общественному благу (через свою деятельность, творчество, труд и социальную активность).

Далее школьникам предлагаются вопросы и задания:

1) Можно ли религиозного фанатика назвать духовным человеком? Приведите примеры религиозного фанатизма в прошлом и в наши дни.

2) Приведите примеры духовности и бездуховности в современном мире, оценив поступки людей с точки зрения общественного благополучия и нравственности. Почему философ Н. А. Бердяев всегда связывал духовность с преодолением эгоцентризма в человеке?

3) Что вы думаете о высказывании философа Л. П. Карсавина: «Личность ни духовна, ни телесна, но духовно-телесна»? Как вы понимаете духовную природу человека?

4) И. А. Ильин высказал как-то суждение о том, что изощрённая мысль без сердечности и совести порождает опасность и заблуждения (см.: Ильин И. А. О национальном призвании России// Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. —

М., 1998). С этой точки зрения оцените действия догхан- теров. Что можно сказать о духовном мире этих людей?

В заключение этой части урока учащимся можно предложить прочесть фрагмент работы С. Н. Булгакова (с. 119) и сделать вывод о важности самосозидательной деятельности человека. Затем следует обратиться к рубрике «Вопросы и задания к документу».

2. Учащимся рекомендуется работа с учебником (раздел «Духовные ориентиры личности», с. 111 —114), в ходе которой они обращаются к понятиям «мораль», «категорический императив», «идеал», «ценности», «патриотизм», «гражданственность», «самовоспитание».

Далее рекомендуем предложить учащимся составить свою шкалу жизненных ценностей, проранжировав их индивидуально по степени значимости. Ранжирование осуществляется из следующей выборки (её рекомендуем написать на доске):

— ценности жизни (сама жизнь, здоровье, мир);

— материальные ценности (комфорт, деньги и пр.);

— социальные ценности (карьера, признание и пр.);

— духовные ценности (творчество, искусство, вера, любовь).

По окончании заполнения индивидуальной таблицы обсуждаются следующие вопросы:

1) Что является для вас приоритетным в шкале личностных ценностей и почему?

2) К какому разделу ценностей можно отнести патриотизм и гражданственность? Есть ли эти ценности в вашей индивидуальной таблице? Объясните фактор их присутствия или отсутствия.

3) Является ли самовоспитание и самосовершенствование личности для вас значимыми личностными ценностями и какое место они заняли в вашей шкале ценностей? Если они в ней не упомянуты, то с чем это связано?

4) Формируются ли ценности у личности самостоятельно, или на их формирование можно повлиять?

5) Как связаны ценности и идеалы личности? Кто является для вас идеалом и нужен ли идеал современному человеку? Влияет ли идеал на формирование вашей личности и системы жизненных ценностей?

6) Какие из приведённых ниже суждений представляются вам наиболее точными и почему? (Рекомендуем при изучении этой части задания организовать раздачу карточек с упомянутыми ниже высказываниями.)

«Мечты — это краеугольные камни нашего характера» (Г. Д. Торо, американский мыслитель и писатель XIX в.).

«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит» (св. Марк).

«Лучшая реформа в мире та, которая начинается с себя самого» (законы Ману — сборник древнеиндийских предписаний и правил брахманизма, приписывается мифическому прародителю людей Ману).

«А нравственность, влеченья, знанья

Зависят лишь от воспитанья»

(Себастьян Брант, немецкий писатель-гуманист XV в.).

«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова» (Т. Джефферсон, 3-й президент США, автор проекта Декларации независимости США).

В заключение этой части урока учащимся рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки (1 — 5) и выполнить задания 1, 2.

3. В ходе организации данной части урока рекомендуем предложить учащимся самостоятельное чтение раздела параграфа «Мировоззрение и его роль в жизни человека».

Далее проводится работа с документом: следует определить типы мировоззрения людей, ставших участниками событий, описываемых в следующем тексте:

«В 1929 г. на о. Соловки, в страшном Соловецком концлагере, с приближением Пасхи началось усиление репрессий... и антирелигиозная пропаганда. В антирелигиозный музей, помещавшийся в бывшем игуменском флигеле, ежедневно стали устраиваться «экскурсии»... Заключённым показывали «вскрытые» мощи преп. Зосимы и Савватия... Чекисты давали «объяснения», в шапках, с цигарками во рту, всячески подчёркивали своё богохульство.

А по ночам, в великой тишине и тайне, рискуя быть пойманными и запытанными до смерти, пробирались в этот «музей» заключённые священники, монахи и верующие миряне и, обливая кровавыми слезами оклеветанные раки преподобных, благоговейно молились и за себя, и за всю Россию» (Основы нравственности: учеб, пособие для школьников и студентов / авт.-сост. Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. — М., 2000. — С. 490).

Вопросы и задания к тексту: 1. Что делает мировоззрение человека столь важным основанием его духовности, что он готов его отстаивать даже иногда ценой собственной жизни? Проанализируйте иные примеры подобного противостояния в истории цивилизаций. 2. Есть ли для вас столь важные аспекты вашего мировоззрения, которые вы готовы отстаивать при любых обстоятельствах? 3. Согласны ли вы с тем, что «сквозь поступки проступают души, как сквозь бинты сочащаяся кровь...» (из современной песни)? Всегда ли духовный мир личности можно «раскодировать» через поступки? Приведите доводы за и против в зависимости от вашей точки зрения.

Далее целесообразно выявить отличительные черты современного мировоззрения старшеклассников. Для сильных учеников, наиболее заинтересованных в изучении данного предмета, предлагается самостоятельно провести исследование, а именно анонимное анкетирование старшеклассников, и проанализировать полученные данные (возможна подготовка доклада по результатам анализа полученных данных на конференции как одном из вариантов проведения урока).

Вариант анонимной анкеты для старшеклассников:

1. Класс, пол.

2. Есть ли у Вас идеал? Если есть, то кто им является?

3. Влияет ли идеал на формирование ваших жизненных целей и ориентиров и каким образом?

4. Что в большей степени характерно для системы Вашего мировоззрения: научная или религиозная составляющая? Если они существуют на паритетных началах, то укажите это.

5. Важен ли для Вас посыл о необходимости самовоспитания в сфере нравственности? Если да, то почему?

6. Кто в большей степени повлиял на формирование Вашего обыденного (житейского) мировоззрения? Перечислите наиболее важные его составляющие.

7. Что наиболее важно для Вас в системе Вашего мировоззрения в целом и что Вы готовы отстаивать, идя на любые трудности, лишения и даже потери?

Благодарим Вас за участие в нашем анкетировании.

Этап закрепления

В целях закрепления изученного материала учащимся предлагается ознакомиться с рубрикой «Практические выводы» (с. 118) и ответить на вопросы 6, 7, 8 рубрики «Вопросы для самопроверки».

Этап закрепления полученных знаний реализуется в формате подготовки домашнего задания, а также проведения конференции или диспута (по выбору учащихся или рекомендации учителя).

Домашнее задание

1-й вариант. Выполнить задания 3, 4 и 5 (с. 120). Написать эссе на тему, обозначенную в рубрике «Мысли мудрых» (с. 120).

2-й вариант (для организации конференции). Изучить особенности мировоззрения старшеклассников (анонимная анкета, см. выше). Полученные данные представить в виде доклада, проанализировав их и обобщив (групповой проект).

Подготовить сообщения по одной из следующих тем:

1) Роль обыденного мировоззрения в нашей жизни: примеры, анализ, выводы.

2) Влияние научного мировоззрения на формирование нашего духовного мира.

3) Религиозное и научное мировоззрение: логика взаимодействия или противостояния в современном мире?

Тема сообщения выбирается самостоятельно учащимися, также самостоятельно формируются ими и исследовательские группы.