загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Урок 16. Обобщение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия»; повторить и обобщить материал о сущности и особенностях социально-гуманитарных знаний, исследовать особенности профессиональной деятельности гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок проверки знаний.

Ход урока

I. Проверка изученного материала

1. Тестовый контроль

1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

а) М. Вебером;

б) К. Марксом;

в) О. Контом.

2. Что означает понятие «социология»?

а) учение об обществе как целостной системе;

б) науку, изучающую человека;

в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.

3. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека.

4. Что такое «гносеология»?

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

5. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?

а) Сенека;

б) Сократ;

в) Периандр.

6. Кому принадлежит высказывание о том, что «многознание уму не научает»?

а) Гераклиту;

б) Демокриту;

в) Левкиппу.

7. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «мыслю, следовательно, существую»?

а) Г. Лейбниц;

б) Р. Декарт;

в) М. Монтень.

8. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию;

б) олигархию;

в) крайнюю демократию;

г) все указанные выше.

9. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

10. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

а) Китай;

б) Индия;

в) Вавилон.

11. В чем «секрет» феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему «античность» несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности» (А. Лосев)?

а) благодаря особым природно-климатическим условиям;

б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;

в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.

12. Концепция даосизма заключается:

а) в ненасилии;

б) недеянии;

в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;

г) безмолвии;

д) спонтанности;

е) стремлении к старине как социальному идеалу.

13. Определите два неверных ответа. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:

а) к следованию пути предков;

б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;

в) послушанию старшим;

г) подчинению социальной иерархии.

14. Определите неверный ответ. Легисты во главу угла ставят:

а) мораль;

б) любовь;

в) следование заветам предков;

г) закон.

15. Монеты убеждают следовать:

а) любви;

б) выгоде;

в) закону;

г) морали;

д) предкам.

16. Определите два правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:

а) Махабхарата;

б) Книга песен;

в) Веды;

г) Книга перемен;

д) Упанишады;

е) эпос о Гильгамеше.

17. Определите три правильных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:

а) веданта;

б) йога;

в) буддизм;

г) джайнизм;

д) даосизм;

е) легизм.

18. Определите два неверных ответа. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:

а) дао;

б) логос;

в) брахман;

г) небо.

19. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

г) Древнем Египте.

20. Конфуцианство - это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

г) сборник мифов.

21. Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения.

Б. Древние мифы основаны на идее развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба высказывания неверны.

22. Какой голландский ученый первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею «общественного договора»?

а) Б. Спиноза;

б) Г. Гроций;

в) Т. Гоббс

23. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация.

24. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

а) отношения собственности;

б) отношения распределения;

в) отношения обмена.

25. Назовите европейского философа первой половины XIX в., которого считают родоначальником философии экзистенциализма:

а) С. Кьеркегор;

б) Г. Гегель;

в) Л. Фейербах.

26. Что такое «стоимость»?

а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя;

б) цена товара, возникающая на рынке;

в) общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.

27. Кто является основоположником социологической концепции «технократизма»?

а) О. Конт;

б) Г. Кржижановский;

в) Т. Веблен.

28. Что такое «общественный договор»?

а) юридическое понятие заключения международных соглашений;

б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;

в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.

29. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а) Т. Мор;

б) Аристотель;

в) Платон.

30. Что марксизм понимает под социализмом?

а) первую (низшую) фазу коммунистической формации;

б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;

в) разновидность империализма.

31. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»?

а) «О государстве»;

б) «Левиафан»;

в) «О праве войны и мира».

32. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

а) идея установления диктатуры пролетариата;

б) идея социалистической революции;

в) идея равенства

33. Что является источником прибавочной стоимости?

а) неоплаченный труд наемных рабочих;

б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;

в) неэквивалентный обмен на рынке.

34. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства:

а) «Государь»;

б) «История Флоренции»;

в) «О гражданине».

35. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?

а) «Утопия»;

б) «Кодекс природы»;

в) «Город солнца».

36. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

а) экзистенциализм;

б) неокантианство;

в) неогегельянство.

37. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества:

А. Военное, с принудительным сотрудничеством.

Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) оба неверны;

г) верно только Б.

38. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

A. После рождения, т. е. его природа заранее задана.

Б. Человек делает себя сам.

B. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится.

а) верно А;

б) верно Б;

в) верно В;

г) все неверны.

39. В Средние века получила развитие:

а) философия;

б) античная культура;

в) схоластика;

г) расцвет искусства;

д) литература.

40. Основы средневекового мировоззрения заложил:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Фома Аквинский;

г) Аврелий Августин;

д) Данте Алигьери;

е) Франциск Ассизский.

 

2. Выполнение заданий

1. Является ли философия наукой? Ведь наука связана с установлением истинности или ложности суждений о фактах, а в философии используются суждения о долге, ценности, отвлеченной идее и сверхчувственной реальности.

2. Как вы думаете, философские знания объективны или субъективны? Ответ обоснуйте.

3. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что она изучает.

 

1) Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни

2) Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

3) Экономика

В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека

4) Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

5) Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.

6) Антропология

Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления

7) История

Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

8) Политология

3. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

 

4. Перед вами таблица с суждениями. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие - психологии. В колонках таблицы обозначьте крестиком суждения, относящиеся к первой и второй дисциплинам.

 

Суждение

Социология

Психология

Элита - высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества

 

 

Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя - инновационное

 

 

Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные

 

 

Кадровым рабочим человек становится к 30 годам

 

 

В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений

 

 

Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение

 

 

 

5. Вставьте слова вместо пропусков:

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т. д. изучают человека как ____________ организм.

Человек как ____________, как субъект ____________ жизни ____________ предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и других наук.

6. Кому принадлежат высказывания?

• Чтобы избежать «войны всех против всех» в условиях абсолютной свободы, люди заключили между собой «общественный договор».

• Любой правитель - это не ставленник Бога, а лишь народный избранник, которого можно в любой момент заменить.

• Объем прав, отошедших к государству после заключения «общественного договора», очень велик. Государь в общественных интересах может далее приносить в жертву жизнь своих подданных.

• Главные источники общественного богатства - это труд и стремление каждого к благополучию. Для процветания государства необходимы три условия: господство частной собственности; отсутствие препятствий для личной инициативы; невмешательство государства в экономику.

• Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.

• В справедливом обществе существует социальная гармония и общность интересов всех граждан. Свободный творческий труд - обязанность каждого, а распределение благ осуществляется по труду. Эксплуатация человека человеком исключена.

• В обществе существуют классы, различаемые по источникам дохода: наемные рабочие (зарплата); капиталисты (прибыль); земельные собственники (доходы с земли).

• Общественное бытие определяет общественное сознание.

• Основная задача общества - развитие производства; а реальная власть должна распределяться между менеджерами.

• Существуют два типа общества: военный тип (основанный на страхе и насилии) и промышленный (основанный на экономическом интересе).

• Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

• Человек внутренне свободен, его удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.

• Социалистическая революция не может победить одновременно во всех капиталистических странах. Социализм победит первоначально в одной отдельно взятой стране, которая является «узлом противоречий».

• История человечества - это переход от одной общественно-экономической формации к другой, высшей из которых является коммунизм.

 

3. Анализ текстов

Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего - выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться «здесь и теперь». Но «эстетическая жизнь» распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения; предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота... Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска, ужас...

Другой, более высокий вариант жизненного пути, - этический, в основе которого лежит служение долгу. В «этической жизни» человек может быть удовлетворен даже в том случае, если в результате исполнения долга он не получает наслаждения. Для него смысл собственного существования заключается в том, чтобы жить согласно некоему высшему закону, принимая жизнь такой, какая она есть...

Но и «этическое», и «эстетическое» существование суть варианты «земной» жизни, «ярмарка житейской суеты». Человеку кажется, что они-то и есть жизнь. Однако нередко оказывается, что понимание смысла жизни сопряжено с осознанием факта смерти и смертности, однократности нашего пребывания в этом мире. Что же удерживает человека «на плаву», перед лицом небытия, в состоянии тревоги и страха, помогая ему выжить, сохранить себя и смысл своего существования, даже если жизнь невыносима и, кажется, нет сил превозмочь все страдания? Роль спасителя выполняет вера - особое состояние, в котором человек непосредственно «прозревает» самоочевидность и духовную бесспорность открывшихся истин. Однако может ли «религиозная жизнь» (этот «третий жизненный путь», «третья жизненная стратегия») помочь человеку найти смысл жизни? Ведь вера «абсурдна», она не может быть подкреплена или опровергнута доводами разума.

Вопросы и задания к тексту

- Оцените варианты выбора жизненной стратегии, предложенные С. Кьеркегором.

- Возможны ли другие варианты выбора?

- Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни?

- Можно ли прожить без этих поисков?

 

Н. Макиавелли «Государь»

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...

Вопросы и задания к тексту

- Каково отношение автора к людям?

- Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.

- Какой правитель признается мудрым?

- О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?





загрузка...
загрузка...