загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 100-101. Конфликт в межличностных отношениях (§ 39)

 

Ключевые понятия

Инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.

Конфликтная ситуация - потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта.

Соперничество - ориентация на свои интересы, получение результата только для себя.

Сотрудничество - одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных.

Компромисс - частичный отказ от собственных интересов.

Избегание - стратегия поведения, которая демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет участнику удовлетворить свои интересы.

Приспособление - отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека.

 

Тестовый контроль

1. Приспособлением называется:

а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон;

б) взаимные уступки;

в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее;

г) сглаживание противоречий за счет своих интересов;

д) все ответы верны.

2. Медиатор - это:

а) посредник;

б) психолог-консультант;

в) ведущий;

г) специалист-конфлитолог;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Результатом конфликта может быть:

а) полное или частичное подчинение другого;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

Практикум

1. Оцените уровень конфликтности.

1) В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2) Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3) Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры - моя стихия.

4) Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6) Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

7) Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8) Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое «а» - 4 очка, «б» - 2, «в» - 0 очков.

От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

2. Определите свой способ реагирования в конфликте.

С помощью адаптированной Н. В. Гришиной методики К. Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько вы склонны к соперничеству и сотрудничеству в группе, в спортивной команде, стремитесь к компромиссам, избегаете конфликтов или, наоборот, стараетесь обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.

Ниже предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре вы должны выбрать один из вариантов, наиболее характерный для вас («А» или «Б»), Свой выбор зафиксируйте знаком «+» (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

1) А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2) А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3) А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4) А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5) А. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6) А. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7) А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8) А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9) А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10) А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11) А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12) А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13) А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14) А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15) А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16) А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17) А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18) А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19) А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20) А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21) А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22) А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

Б. Я отстаиваю свою позицию.

23) А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24) А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б. Я стараюсь убедить другого в необходимости компромисса.

25) А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26) А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27) А. Зачастую стремлюсь избежать споров.

Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28) А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29) А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30) А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ опросника Томаса:

Соперничество: 3-А, 6-Б, 8-А, 9-Б, 10-А, 13—Б, 14-Б, 16—Б, 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А.

Сотрудничество: 2-Б, 5-А, 8-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 21—Б, 23-А, 26-Б, 28-Б, 30-Б.

Компромисс: 2-А, 4-А, 7-Б, 10-Б, 12-Б, 13-А, 18-Б, 20-Б, 22-А, 24—Б, 26-А, 29-А.

Избегание: 1-А, 5-Б, 7-А, 9-А, 12-А, 15-Б, 17-Б, 19-Б, 21-А, 23-Б, 27-А, 29-Б.

Приспособление: 1-Б, 3-Б, 4—Б, 6-А, 11-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 24—А, 25-Б, 27-Б, 30-А.

3. Меня не проведешь.

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме. Затем сам «запутывает» разговор и передает слово кому-то другому и т. д.

4. Нахал.

Ведущий напоминает, что каждый попадал в ситуацию, когда все стоят в очереди и вдруг впереди кто-то «влезает». Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.

Предлагается разбиться на пары и разобрать такую ситуацию. Один участник - «нахал» - заходит справа, другой должен отреагировать экспромтом, да так, чтобы было не повадно.

Затем участники меняются ролями. Теперь «нахал» заходит слева, а правые игроки каждой пары должны отреагировать. В заключение проводится конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Ведущий оценивает самого находчивого игрока этого соревнования.

5. Наши недостатки.

Упражнение начинается со слов ведущего: «У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, мешающие нам в жизни, которые мы хотели бы изменить.

Один из участников сейчас выйдет из комнаты на некоторое время. Все остальные члены группы должны будут сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно (или нужно) «отвергнуть». Например, часто бывает груб с окружающими, слишком заносчив, крайне необщителен, очень обидчив и т. д.».

Выбирается «секретарь», основная задача которого - записать все причины, перечисленные членами группы, на отдельный лист. Причем в список причин включаются только те, которые приняты большинством голосов.

Выходивший участник после составления списка причин, по которым его можно «отвергнуть», приглашается ведущим. Он должен сначала сам назвать возможные причины «отвержения», которые, по его мнению, могла написать группа. После этого ему вручается список, который составила группа. Участник может задать любой вопрос, если есть такая необходимость.

6. Неожиданный ответ.

Ведущий напоминает участникам, что залогом эффективного общения является улыбка: «Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но нас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?

В некоторых случаях надо уметь и отказать, сказав «нет». Чтобы стать более свободным человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

Участники разбиваются на небольшие группы, где по очереди делают одному из членов группы заманчивые и несерьезные предложения (отправиться на самолете на Аляску за мороженым). Задача игроков не улыбаться и ответить отказом. Необходимо научиться говорить «нет» спокойно и решительно. Первоначально говорить «нет» будет трудно - вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Надо помнить, что, во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «нет» воспринимается нормально.

Затем, чтобы быть менее зависимыми от мнений окружающих людей и не бояться выйти за рамки стандартного («как все») поведения, следует усложнить упражнение и попробовать кроме отказа вести себя необычно, нестандартно. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок? Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как на вашу ошибку отреагирует этот человек.

 

Домашнее задание

1. Хочу удержаться.

В течение недели сдерживайтесь, прячьте свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Как бы ни развязался язык у скандалиста, стерпите. Отвернитесь и разглядывайте пейзаж в окне. Через минуту всем свидетелям этой сцены будет ясно, чье поведение достойнее. Вашего обидчика урезонят и без вас (если сам не угомонится). Вы выйдете из трамвая с чувством победы над собой.

Разумеется, это только упражнение, а не рекомендуемый для всех случаев жизни стиль поведения в конфликте. Вас не призывают стать «овечкой». Вы просто отрабатываете выдержку и чувство собственного достоинства (которого больше в молчании, чем в брани). Этот навык очень пригодится вам, когда конфликт окажется принципиальным, а не мелочным.

Учитесь не ругаться. Всем все прощайте, принимайте с пониманием, не критикуйте и не делайте замечания, не осуждайте, не ругайтесь. Ну, а с развитым чувством собственного достоинства, с известной «закалкой к хамству» вам станет намного легче обращаться с просьбами к неприятным людям.

2. Философ.

В течение 10 дней называйте себя философом, учитесь и проявляйте мудрость, созерцательный взгляд на жизнь, умейте проигрывать и не огорчаться. Рассматривайте свой проигрыш как новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: «А как бы к этому отнесся мудрый человек?»

3. Легкая агрессия.

Постарайтесь в обычной беседе не оправдываться, а немедленно перейти в атаку и встречно обвинить другого. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.





загрузка...
загрузка...