загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 95-99. Семья как малая группа (§ 37-38)

 

Ключевые понятия

Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.

Многопоколенная семья - семья, которая объединяет под одной крышей два-три поколения.

Нуклеарная семья - пары с одним или двумя детьми.

Традиционная семья - семья, где глава мужчина.

Эгалитарная семья - семья, для которой характерны справедливое распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов.

Гендер - пол.

Гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному» мужскому и женскому поведению.

Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

 

Практикум

1. Люди культурные, выдержанные, тактичные терпимы к слабостям других, стремятся найти смягчающие обстоятельства для недостатков. Проанализируйте с этой точки зрения последнюю размолвку с родителями. Какие выводы, сделанные вами, помогут вам в дальнейшей жизни?

2. Как вы понимаете смысл высказанного М. Ионасом предложения о том, что в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого, применительно к своим отношениям с родителями?

3. Социологи подсчитали, что сегодня рост затрат на детей в значительном числе семей превышает рост их доходов. Чем, по-вашему, можно объяснить это явление?

4. Разъясните мысль Л.Н. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

A. Дети.

Б. Брак.

B. Социализация.

Г. Коллектив.

Д. Обязанности.

Е. Институт.

Ж. Отношения.

3. Группа.

И. Любовь.

К. Уважение.

Семья - это основанная на _____ (1) и (или) кровном родстве малая _____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____  (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный _____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная _____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к _____ (6) и лицам пожилого возраста.

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

A. Потребности.

Б. Психика.

B. Личность.

Г. Культура.

Д. Общение.

Е. Семья.

Ж. Контакты.

3. Группа.

И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет»  _____ (4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка, его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

7. Известно, что в древней Греции было множество богов любви. В свете Афродиты находились Эрот, Гимэрот, Анэрот, Поф, Пейто, Гименей, Илифия. Как вы думаете, о чем свидетельствует этот факт?

8.   Русский философ В. Соловьев различал три типа любви:

1) любовь нисходящая, которая более дает, нежели получает; 2) любовь восходящая, которая более получает, нежели дает; 3) любовь, в которой, и то и другое уравновешено. Этим трем типам любви соответствуют три вида любви: супружеская любовь, родительская любовь, любовь детей к родителям. Как, по-вашему, какому типу любви соответствует каждый из этих видов (супружеская, родительская и т. д.).

9. Как вы понимаете слова ученого А. Ф. Лосева: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего...». Согласны ли вы с этим суждением?

10. Может ли любовь быть источником зла? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

11. Какую главную мысль выражают следующие строки о единственной и вечной возлюбленной:

Как твой лик высок и светел!

Как я долго ждал тебя!

Прежде чем тебя я встретил,

Я предчувствовал тебя.

12. В одной газете была помещена заметка о счастливой многодетной семье Рыжовых. Семья дружная, хотя есть и проблемы с материальным обеспечением. Ниже приводятся два отклика на эту заметку. Выскажитесь, кто, по-вашему, прав.

1. Я против многодетных семей. Разве в количестве детей выражается любовь супругов друг к другу? Жаль мне таких детей. Ведь все в доме делается их руками. Они и варят, и убирают, и еще за хозяйством смотрят. Младшим еще ничего, а старшим? Ведь у них своя взрослая жизнь впереди, столько забот. Так нужно ли их уже в детстве так запрягать в домашние дела?

2. Я никогда не сомневалась, что истинное счастье семьи - в детях. Но сколько приходится в последнее время слышать «убедительных» аргументов против большого количества детей: женщина хочет многого добиться в жизни, в своей профессии. Хочет как можно больше дать ребенку, считая, что одному больше достанется. Хочет наконец, и себя не забыть - хорошо выглядеть, красиво одеться... И все-таки все эти доводы, по-моему, оказываются несостоятельными перед «аргументами» Рыжовых. Что потеряли они в жизни, позволив себе десять ребятишек? Работают прекрасно. Оба молоды и красивы. А дети, оказывается, не осложняют их жизнь, а, наоборот, облегчают.

13. Кому не известна, увы, нередкая ситуация, когда та или иная женщина признается, что живет с мужем-пьяницей, вернее, не живет, а мучается только ради детей: «Живу с мужем, потому что не хочу детям калечить судьбу. Хочу, чтобы у них был родной отец». Каким может быть психологический климат в такой семье?

 

Анализ текста

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу

Вопросы и задания к тексту

- В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

- Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

- Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

- Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.





загрузка...
загрузка...