загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 88-94. Малые группы. Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство (§ 34-36)

 

Ключевые понятия

Малая группа - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.

Групповые нормы - определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Условные группы - группы, которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом.

Реальные группы - действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему.

Формальные группы - группы, созданные определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей.

Неформальные группы - добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий.

Референтные группы - значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды, поступки.

Официальные отношения- отношения, возникающие на должностной основе.

Неофициальные отношения - отношения, которые складываются на базе личного отношения человека к человеку в группе.

Отношения по вертикали - межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение.

Отношения по горизонтали - межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение.

Межличностные отношения в группе - сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.

Социометрия - измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения.

Групповая интеграция - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

Совместимость - возможность бесконфликтного общения и согласованности действий.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.

Неформальное лидерство - процесс влияния на людей с помощью своих способностей, умений и других ресурсов.

 

Практикум

1. Приведите примеры межличностных отношений: деловых, личных. К какой группе (по деловым или личным качествам) вы относите отношения подчинения, признания авторитета, приятельства, товарищества? По какому признаку вы их различаете?

2. Прокомментируйте строки А.С. Пушкина, посвященные двум приятелям, героям романа «Евгений Онегин»:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом.

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношениях?

3. Что такое «взаимопонимание»? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?

4. Какие признаки могут лежать в основе деления малых групп?

5. Какая точка зрения на численность малой группы кажется вам более убедительной и почему?

6. Какова роль лидера в малой группе? Как определить лидера?

7. Какова ваша точка зрения по вопросу о конформизме; как он влияет на существование группы?

8. Школьники одного класса дружно работали летом на уборочных работах и заработали некоторую сумму денег. Администрация школы предложила ребятам перечислить все деньги в фонд будущих экскурсий и походов, на оформление кабинетов. Класс, высказавшийся в целом против предложения администрации, раскололся на два лагеря. Одни считали, что деньги надо разделить на всех работавших в соответствии с усилиями каждого. Другие - что деньги нужно отложить до выпускного вечера, чтобы потом не просить у родителей. В школе сложилась конфликтная ситуация, росли отчужденность и непонимание между учителями и учащимися, ожесточенность между ребятами. Выскажите собственное понимание причины конфликта. Каков, с вашей точки зрения, выход из этой ситуации?

9. Какой вред коллективу приносят слабости и пороки, о которых К. С. Станиславский высказался так: «Всякое недоброе слово, сплетня, пущенная в коллективе, отравляет всех и того, кто пустил эту отраву... Всякую обиду мелкого самолюбия, сплетню, зависть надо уметь побороть в себе самом, а не выносить из себя».

10. Оцените разные точки зрения. Какой вид поведения вы считаете наиболее правильным, если одни из членов коллектива видят, что абсолютное большинство в коллективе придерживается неверного мнения:

• Надо добиваться, чтобы коллектив изменил свое мнение.

• Поступить так, как решило большинство, подчиниться его мнению.

• Поступить так, как правильно, а ложным мнением коллектива можно пренебречь, хотя тебя могут назвать предателем.

• Иное мнение (выскажите его).

11. Как вы относитесь к словам французского писателя А. Моруа «Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».

12. Подростки и взрослые (последние особенно часто) говорят о том, что у современной молодежи настоящей глубокой дружбы не бывает, что она все больше вытесняется поверхностными и краткосрочными приятельскими отношениями, основанными, главным образом, на совместном времяпрепровождении. Каково ваше мнение по этому поводу?

13. Как вы оцениваете тот факт, что жалобы на оскуднение дружбы, которая «раньше» якобы была прочнее, глубже, раздавались и в XIX в., и в Средние века, и в Древней Греции, и в Египте XXIII-XXII вв. до н. э.? Что же получается - дружба во все времена была дефицитной?

14. Как вы думаете, права ли писательница Н. Долинина: «Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошел в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И все-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».

15.     Спросите у своих родителей о друзьях их юности: в каком возрасте (классе) они подружились? Продолжается ли их дружба сейчас? Если продолжается, то сколько лет? Что изменилось в ней за прошедшие годы? Чем дороги вашим родителям друзья юности? Подумайте, какие выводы вы можете сделать для себя, для своей жизни.

16. Что общего в приведенных ниже примерах из литературных произведений? Чем приведенные примеры существенно отличаются? Какое явление они иллюстрируют?

1. Он уселся с Дюймовочкой на самый большой лист, угостил ее сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости - другие майские жуки. Они разглядывали Дюймовочку с ног до головы, и барышни шевелили усиками и говорили:

- У нее только две ножки! Какое убожество!

- У нее нет даже усиков!

- Какая у нее тонкая талия!

- Фи, она похожа на человека! Как она некрасива! - твердили в один голос все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук, который принес ее на дерево; но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать ее у себя - пусть идет, куда знает, решил он.

2. Марсианин постоянно менялся в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого попадал. «Он менялся на глазах у всех. Это был Том и Джеймс, и человек по фамилии Свичмен, и другой, по фамилии Баттерфильд; это был мэр города, и девушка по имени Юдифь, и муж Уильям, и жена Кларисса. Он был словно мягкий воск, послушный их воображению...

Он пежал на камнях - застывал расплавленный воск, и его лицо было, как все лица, один глаз голубой, другой золотистый, волосы каштановые, рыжие, русые, черные, одна бровь косматая, другая тонкая, одна рука большая, другая маленькая...

17. Существует несколько классификаций роли человека в группе. Ниже приводится одна из таких классификаций. Какое значение для функционирования малой группы может иметь учет особенностей каждой роли? К какому типу вы бы отнесли себя? Помните, что в «чистом виде» такие типы крайне редки, однако какие-то из названных признаков могут преобладать.

Мыслитель постоянно ориентирован на размышления о жизни, науке, искусстве; он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Все это заставляет его сосредоточиваться на своих внутренних рассуждениях. В результате он обычно малообщителен, часто не умеет принимать практические меры, плохой организатор. Нередко о таких говорят: «Не от мира сего». И действительно, часто такие люди живут в каком-то особом, придуманном ими мире.

Собеседник имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет пошутить над другими и над собой.

Практик характеризуется тем, что он терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в аудитории малознакомых людей и часто является хорошим организатором.

18. Приведите примеры так называемых «групповых санкций», используйте примеры из литературы, из вашего собственного опыта.

19. Как вы думаете, какую роль в малых группах играют такие внешние атрибуты, как манера одеваться, прическа определенного вида, какие-либо условные «знаки» принадлежности к той или иной группе?

20. Чем вы можете объяснить, что нередко небольшие группы приятелей создают собственные «шифры», договариваются об особом языке и т. п.? Какое значение для группы имеют эти «чудачества»?

21. Известно изречение «Сказка - ложь, да в ней намек». По- истине мир сказок полон мудрости и тонких наблюдений. В какой известной сказке Г. Х. Андерсена приводится пример «групповых санкций» к существу, пренебрегшему «групповыми нормами», где «групповой эгоизм» столкнулся с судьбой отдельной индивидуальности. В сказке действуют живые существа, поступки которых во многом напоминают поступки людей, но назвать эти поступки человеческими вряд ли можно.

22. В одном кинофильме о подростках рассказывается грустная история девочки, которая перешла учиться в новую школу. Жила эта девочка в большом городе с матерью. У отца была другая семья. Достаток в семье матери был более чем скромный. И вот однажды мать уехала в отпуск. Девочка во время ее отсутствия нашла своего отца: выяснила, что он человек весьма достойный, установила контакт с новой женой своего отца. У девочки появились дорогие вещи, даже золотые украшения.

В классе, где раньше на героиню никто не обращал внимания, где больше ценились внешние признаки достоинства, чем богатства души, к новенькой сразу стали проявлять интерес. Ее охотно приглашали в гости, в бассейн, где бывали другие члены «престижной» группы одноклассников. Новые подруги заметили то, что раньше, казалось, не замечали - ум, вкус, способности и даже внешнюю привлекательность. Девочка стала «равной в компании избранных». Казалось, счастье будет долгим...

Но возвратилась раньше срока из отпуска мать, пришлось возвращаться и девочке в свой привычный дом, круг общения, вчерашнее «счастье» казалось сном. Бывшие подруги из числа «привилегированных» одноклассниц устроили дикую драку и избили вчерашнюю свою приятельницу.

Проанализируйте данную историю с точки зрения отношений в малой группе, используйте при этом понятия «групповые нормы», «групповые санкции».

23. В каких определениях признаки коллектива переданы наиболее полно и правильно:

а) коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества;

б) коллективом следует именовать то собрание людей, когда между ними устанавливается известная коллективная связь и взаимоотношения;

в) коллективом мы будет называть группу взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные события;

г) коллектив - это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.

24. Определите, какие из указанных ниже групп и почему можно назвать коллективами:

• скопление людей на улице;

• ученический класс;

• бригада учащихся, озеленяющих улицу во время субботника;

• очередь за чем-либо;

• учителя, работающие в одной школе;

• рокеры одного микрорайона.

25. Представьте себе следующую ситуацию:

Вы и ваши друзья нашли потерянный учителем листок, в котором были решения к контрольной работе по алгебре. Ваши друзья решили воспользоваться найденным решением.

Что вы будете делать? Не измените ли вы решение, если узнаете, что ответ на первую часть задачи будет известен родителям; учителям вашей школы; только товарищам по классу?

26. С точки зрения некоторых специалистов, всякое согласие личности с позицией группы, следование за мнением группы является конформизмом. Поэтому и воспитание в коллективе, по их мнению, наряду с положительными качествами обязательно формирует у воспитуемого «зависимость и конформизм». Согласны ли вы с этим утверждением? В каких случаях согласие личности с позицией группы действительно есть проявление конформизма, а в каких - выражение подлинного коллективизма.

27. Можно ли в коллективе испытать чувство одиночества? Возможен ли выход из подобной ситуации? Можно ли однозначно оценить причины такого явления, как одиночество среди людей?

28. Существует мнение, что уживаются люди, похожие друг на друга. Другое мнение гласит, что сходятся крайности. Кто прав? Почему вы так считаете?

29. Поясните мысль: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». Согласны ли вы с этим? Ответ аргументируйте.

30. Ниже приведены различные определения коллективизма. Выберите те, которые вы считаете правильными. Свое мнение аргументируйте.

а) коллективизм - это принцип общественной жизни при социализме;

б) коллективизм - это форма отношений между людьми в различных областях общественной жизни;

в) коллективизм - это черта характера личности, умеющей ужиться в любой группе;

г) коллективизм - это общительность человека, открытость;

д) коллективизм - это способность человека жертвовать всеми своими интересами во имя интересов коллектива;

е) коллективизм - это признание того, что коллектив всегда прав;

ж) коллективизм - это чувство личной ответственности не только за свои дела, но и за судьбы множества людей.

31. Что означает психологическая совместимость людей в коллективе? В каком случае, для каких целей разные люди оказываются совместимыми и несовместимыми?

32. Выберите правила дружбы, которые вы считаете самыми важными. Сравните, что получилось у вас и у вашего друга. Какие выводы можно сделать из полученных данных? Какие правила считают наиболее важными большинство учеников вашего класса?

• Делиться новостями о своих успехах.

• Проявлять эмоциональную поддержку.

• Добровольно помогать в случае нужды.

• Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.

• Возвращать долги и оказанные услуги.

• Быть уверенным в друге и доверять ему.

• Защищать друга в его отсутствие.

• Быть терпеливым к его друзьям.

• Не критиковать друга публично.

• Сохранять доверенные тайны.

• Не ревновать и не критиковать личные отношения другого.

• Не быть назойливым, не поучать.

• Уважать внутренний мир и самостоятельность друга.

33. Поговорим о дружбе. Часто можно услышать: «Я дружу только с теми ребятами, которых выбрал сам». Столь же часто восьмиклассники говорят: «Все мои друзья сами предложили мне дружбу». А как сказали бы вы? Почему?

Вспомните случаи, когда вы ссорились с другом или подругой. Из-за чего бывают эти ссоры? Чье мнение берет верх? Почему? Кто сильнее переживает из-за ссор?

Некоторые считают, что первым предложить помириться - значит, проявить слабость характера. Всегда ли это так?

34. Попробуйте написать портрет друга. Не обязательно в красках, можно словами. Для этого попробуйте ответить на вопросы. Почему из всех сверстников вы выбрали именно его? Что в нем наиболее привлекательно? Хотелось бы вам походить на него? Все ли вы знаете о нем? Всегда ли он прав?

35. У каждого человека в классе есть ребята, которые к нему не очень хорошо относятся. Как вы думаете, что в вашем характере, манере поведения, внешности не нравится этим людям? Если хотите убедиться, рискните проверить правильность своих выводов у ребят, от лица которых вы себя оценивали. Может ли это повлиять на ваши отношения? Какие особенности межличностного восприятия проявляются в данном случае?

36. Дружба мальчиков и девочек... Часто в молодежной среде возникают споры о соотношении дружбы и любви. В этих спорах обозначилось несколько основных позиций:

• абсолютное различие: дружба и любовь — совершенно разные чувства и отношения;

• полное отождествление: дружба и любовь - разные названия одного и того же;

• частичное разграничение на основе подчинения любви дружбе;

• частичное разграничение на основе подчинения дружбы любви;

• идея взаимоперехода любви и дружбы как стадий межличностного отношения: дружба - подготовка любви (или наоборот).

Какой из этих позиций вы отдаете предпочтение? Какая позиция разделяется большинством ваших одноклассников? Есть ли различия во мнениях юношей и девушек?





загрузка...
загрузка...