загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 79-81. Общение как обмен информацией (§ 31)

 

Ключевые понятия

Коммуникация - процесс информационного обмена.

Коммутатор - человек, направляющий информацию.

Реципиент - человек, принимающий информацию.

Вербальное общение - общение, использующее в качестве передачи информации речь человека.

Невербальное общение - общение, использующее в качестве передачи информации оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

 

Тестовый контроль

1. Общение протекает:

а) в микросреде;

б) в макросреде;

в) в малой группе;

г) среди друзей;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Психология общения исследует:

а) восприятие и понимание людьми друг друга;

б) подражание, внушение и убеждение;

в) сплоченность и конфликтность;

г) совместную деятельность;

д) межличностные отношения.

3. Интерактивная сторона общения - это:

а) обмен информацией между общающимися людьми;

б) обмен действиями;

в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

4. Запас знаний, имеющийся у человека, — это:

а) информатор;

б) информация;

в) информативность;

г) информированность.

5. Языком общения называют:

а) написанные буквы;

б) то, что мы слышим;

в) пленного солдата;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

6. Полиглотом называют того, кто знает:

а) все языки;

б) 100 языков;

в) более 100 языков;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют:

а) диалогом;

б) внутренней речью;

в) монологом;

г) восклицанием.

 

Практикум

1. Насколько вы общительны? Робки? Контактны?

Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

1) Делаете ли вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые вам не нравятся?

2) Предпочитаете ли вы шумный, оживленный курорт тихому и мирному месту отдыха?

3) Нравится ли вам ходить на вечеринки, дискотеки и в шумные бары?

4) На отдыхе или в путешествии легко ли вы находите новых друзей?

5) Всегда ли вы рады видеть друзей, если они неожиданно к вам заглянули?

6) Начинали ли вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде?

7) Нравится ли вам организовывать вечеринки, приглашать гостей?

8) Много ли у вас друзей и знакомых?

9) Предпочитаете ли вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?

10) Нравятся ли вам игры на вечеринках?

11) Знаете ли вы большинство своих соседей по именам?

12) Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать?

13) Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?

14) Нравится ли вам помогать людям?

15) Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое вы считаете ужасным. Станете ли вы его есть?

16) Посылаете ли вы поздравления с Рождеством (или Новым годом) людям, которые вам не очень нравятся?

17) Называли ли вас когда-нибудь «душой компании»?

18) Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми?

19) Чувствуете ли вы себя уверенно, когда входите в комнату с людьми, из которых вы почти никого не знаете?

20) Любите ли вы детей?

21) Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону?

22) Легко ли вы находите новых друзей?

23) Делаете ли вы когда-нибудь вид, что вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей?

24) Часто ли в вашем доме останавливаются большие компании?

25) Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас окружающие?

Подсчитайте очки, исходя из следующих условий: во всех вопросах, кроме 21 и 23, каждый положительный ответ приносит одно очко, отрицательный - 0. Если вы отрицательно ответили на вопросы 21 или 23, то можете прибавить себе еще по одному очку за каждый вопрос.

Если вы набрали от 16 до 25 очков, то вы действительно общительный человек. Вы любите людей и, вероятно, вы больше всего счастливы, когда находитесь в компании.

Если вы набрали от 8 до 16 очков, то вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим вы прекрасно справитесь.

Если вы набрали 7 очков или меньше, то вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего, вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.

2. Кто вы - капитан или рядовой?

1) Дружба для вас:

а) сотрудничество;

б) поддержка;

в) альтруизм.

2) Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

а) талантом;

б) решимостью;

в) подготовкой.

3) На вечеринке вы чаще чувствуете себя:

а) «петушком»;

б) «курицей»;

в) «цыпленком».

4) Если бы вы были геометрической фигурой, то были бы:

а) цилиндром;

б) сферой;

в) кубом.

5) Когда вам нравится женщина (мужчина), вы:

а) делаете первый шаг;

б) ждете, пока она (он) сделает первый шаг;

в) делаете мелкие шажки.

6) Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

а) тормозите;

б) прибавляете скорость;

в) теряетесь.

7) Если вам приходится говорить на публике, вы чувствуете, что:

а) вас слушают;

б) критикуют;

в) вы смущаетесь.

8) В экспедицию лучше брать товарищей:

а) крепких;

б) умных;

в) опытных.

9) Скажем правду, Золушка была:

а) несчастная девочка;

б) хитрюга-карьеристка;

в) брюзга.

10) Как бы вы определили свою жизнь:

а) партия в шахматы;

б) матч бокса;

в) игра в покер.

Теперь подсчитайте очки согласно таблице.

 

 

а

б

в

1

3

2

1

2

3

2

1

3

3

2

1

4

1

3

2

5

3

2

1

6

3

2

1

7

3

2

1

8

3

2

1

9

1

3

2

10

2

1

3

 

Если вы в сумме набрали не больше 16 очков, то в обществе вы - простой рядовой. Вы слишком уважаете других и отождествляете себя со слабостями ближних, а поэтому не способны командовать и успешно конкурировать, ведь для этого необходимо уметь воспринимать и переваривать чужие трудности. Может быть, за вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз ваши попытки руководить терпели неудачу. Если же откровенность требует признать, что вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, то оставайтесь несколько в стороне от событий. В сущности это не так уж плохо - так спокойнее.

Если вы набрали от 17 до 23 очков, то вы - младший офицер. Это довольно неловкое положение: между молотом и наковальней. Вы и на работе с трудом принимаете решения, так ведь? Вы - немножко руководитель, а немножко - войско... Вам трудно добиваться признания, ваши аргументы слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

Если вы набрали больше 24 очков, вы - генерал. С детских лет вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом ваше влияние на других людей крепло и особенно проявлялось в трудные минуты. Если вы честолюбивы и не боитесь работы, этот дар может поднять вас очень высоко. Если же нет - довольствуйтесь тем, что вас считают прекрасным другом (или подругой), советчиком, и вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.

3. Располагает ли ваш стиль общения к нервному срыву?

1) Трудно ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

да, всегда (3 очка);

очень часто (4);

иногда (0);

очень редко (0);

никогда (0).

2) Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

очень часто (5);

часто (4);

иногда (2);

очень редко (0);

никогда (0).

3) Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

да, всегда (5);

очень часто (4);

иногда (2);

очень редко (0);

никогда (0).

4) Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

да, всегда (5);

часто (4); иногда (2);

очень редко (0);

никогда (0).

5) Сколько времени вы уделяете себе вечером?

больше трех часов (0);

два-три часа (0);

один-два часа (0);

меньше часа (2);

ни минуты (4).

6) Перебиваете ли вы не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями?

да, всегда (4);

часто (3);

в зависимости от обстоятельств (2);

редко (1);

нет (0).

7) О вас говорят, что вы вечно спешите...

да, это так (5);

часто спешу (4);

спешу, как и все, иногда (1);

спешу только в исключительных случаях (0);

никогда не спешу (0).

8) Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

да, всегда (3);

часто (2);

иногда (0);

редко (0);

никогда (0).

9) Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

да, всегда (5);

часто (4);

иногда (3);

редко (1);

никогда (0).

10) Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то очень далеко?

очень часто (5);

часто (4);

случается (3);

очень редко (0);

никогда (0).

11) Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?

очень часто (5);

часто (4);

иногда (1);

редко (0);

никогда (0).

12) Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

очень часто (4);

часто (3);

иногда (2);

очень редко (1);

никогда (0).

13) Любите ли вы давать советы?

да, всегда (4);

очень часто (3);

иногда (1);

очень редко (0);

никогда (0).

14) Долго ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

всегда (3);

очень часто (2);

часто (1);

очень редко (3);

никогда (0).

15) Как вы говорите?

торопливо, скороговоркой (3);

быстро (2);

спокойно (0);

медленно (0);

важно (0).

А теперь подсчитайте очки.

От 45 до 63 очков. Нервный срыв для вас - реальная угроза. Проверьте артериальное давление и содержание холестерина в крови. Не пора ли изменить образ жизни?

От 22 до 44 очков. Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.

До 19 очков. Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи.

0 очков - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, - это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

4. Злой лев.

Ведущий объясняет: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы... И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев».

5. Паровоз.

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами ребенок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.

6. Техника интонирования.

Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т. п.).

Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, - раздается смех).

7. В плену ассоциаций.

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него слева. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово - уже четвертое в этой цепочке - передает в качестве задания соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные члены группы могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если тот помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

8. Мысль одна, а слов много.

Упражнение направлено на формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

9. Впечатления.

Группа разбивается по парам. Один из участников садится напротив другого, глядит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Когда наступает ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Ведущий следит, чтобы упражнение не превратилось в фарс или гротеск.

10. Просьба.

Ведущий напоминает, что многое зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении: каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого зависит «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы.

Для пробы предлагается выбрать себе партнера и попросить его о некотором одолжении (попросите у него на время, например, очки, авторучку или что-то более существенное; можно попросить о каком-то одолжении с его стороны).

Все будет зависеть от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета, ваши шансы повышаются, причем сам факт обращения как бы подчеркивает его авторитет.

После работы в парах идет групповое обсуждение лучшего варианта просьбы.

 

Домашнее задание

1. Объявление о знакомстве.

Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным. Опишите свой характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите ваши любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека.

Не следует упоминать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но причем здесь объявление о знакомстве? Ведь вы пишете о себе, а не о вашем богатстве.

Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать вашего будущего друга. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более 1/4 всего объявления.

На занятии каждый прочтет свое объявление, а остальные члены группы выступят в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, они могут внести коррективы: добавить то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор.

2. Свобода голоса и мнений.

Учитесь обычно говорить громко и уверенно. Подготовьте текст, который вы прочтете очень-очень громко.

3. Похоже на шутку.

В течение дня стремитесь проверить свою способность чуть-чуть подурачиться в беседе. Например, вас спрашивают: «Пойдешь на день рождения?» А вы, напустив на себя комически важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обдумать». Вам говорят: «Верни мою книгу», а вы со скорбной миной сообщаете: «Это ужасно. Ее сгрызли мыши». Причем на день рождения вы охотно соберетесь, а книгу и не думали присваивать. Вы лишь паясничаете. Собеседник, возможно, начнет кипятиться, тогда перестаньте его разыгрывать и ответьте серьезно. Это маленькое актерство пригодится вам: вы научитесь владеть ситуацией, тем самым выигрываете небольшую паузу перед ответом. За время оттяжки собеседник проверяет себя - так ли уж ему требуется от вас то, чего он просит; у вас же за это время складывается в голове наилучшая формулировка ответа. И если предстоит ответить отказом, то он прозвучит приветливо и спокойно. Он будет не мгновенной реакцией, в которую невольно вкладывается раздражение и неприязнь, а взвешенным решением. Ведь людей чаще всего обижает не столько отказ (он огорчителен, но оставляет надежду), сколько сопутствующая ему несправедливая незаслуженная враждебность (тут-то никакой надежды не остается). Большинство собеседников поймут, ч го у вас есть причины для отказа, и из гордости не станут задавать лишние вопросы. Кстати, на эти «лишние вопросы» надо иметь готовый вежливый ответ: «Поверьте, это не мой каприз. Рад бы, но не смогу».

4. Кто больше?

Запишите все производные от слова «дом»: домашний, домовой, домострой, домостроительный, домохозяйка, домосед... и т. д., только не «домна», «домбра» и подобные, не связанные с этим корневым словом по значению.

5. Полиглот.

Перечислите языки, которые вы знаете. Попробуйте сами придумать какой-нибудь язык.

6. Кто лучше?

Подготовьте медаль барона Мюнхгаузена и объявите конкурс фантазеров. Напишите сочинение-миниатюру «Как я сдавал экзамены» из одних фразеологизмов.





загрузка...
загрузка...