загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 71-78. Человек. Индивид. Личность. Направленность личности (§ 28-30)

 

Тестовый контроль

1. Верно ли суждение?

А. Человек есть продукт биологической эволюции.

Б. Человек есть продукт социальной эволюции.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

2. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий Земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

3. От животного человек отличается:

а) наличием органов чувств;

б) орудийной деятельностью;

в) приспособительным поведением;

г) стадной жизнью.

4. Производственная деятельность, членораздельная речь и мышление появились у человека:

а) одновременно;

б) раньше появилась производственная деятельность;

в) сначала появилась речь;

г) мышление привело к выделению человека из мира животных.

5. Верно ли суждение?

А. После появления кроманьонца биологическая эволюция человека прекратилась.

Б. После появления кроманьонца ведущая роль принадлежит социальной эволюции.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

6. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется:

а) биологической;

б) космической;

в) анатомической;

г) социальной.

7. Бытие — это философская категории, отражающая:

а) существование человека;

б) жизнь животных;

в) развитие неживой природы;

г) существование чего-либо вообще.

8. Индивид - это:

а) единичный представитель человеческого рода;

б) представитель конкретной профессии;

в) член какой-либо корпорации;

г) человек, получивший хорошее воспитание.

9. К биологическим потребностям человека не относится:

а) питание;

б) продолжение рода;

в) получение профессии;

г) сон.

10. Индивидом человек становится:

а) после рождения;

б) после получения образования;

в) достигнув определенного возраста;

г) заняв руководящую должность.

11. Личность формируется под воздействием:

а) природной среды;

б) биологической программы;

в) социализации;

г) собственных взглядов и убеждений.

12. Основная характеристика личности:

а) интеллект;

б) индивидуальность;

в) способность к творчеству;

г) работоспособность.

13. Верно ли суждение?

А. Социализация индивида осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества.

Б. Социализация индивида осуществляется под воздействием законов природы.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) верно только Б;

г) оба неверны.

14. Социализация человека начинается:

а) в детском возрасте;

б) после получения образования;

в) в результате начала трудовой деятельности;

г) после достижения зрелого возраста.

15. Верно ли суждение?

А. Свобода человека не предусматривает ответственности за его действия и поступки.

Б. С развитием свободы ответственность человека увеличивается.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) верно только Б;

г) оба неверны.

16. Какие суждения верны?

A. Любой человек является личностью.

Б. Личность есть совокупность индивидуальных черт.

B. Личностью человек становится при взрослении.

Г. На становление личности в первую очередь влияют семья и родственники.

а) АБ;

б) БВГ;

в) БГ;

г) АБВГ.

17. Верны ли суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) верно только Б;

г) оба суждения неверны.

18. К социальным относятся потребности человека:

а) в отдыхе;

б) воде;

в) пище;

г) общении.

19. Верны ли суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и творить недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) верно только Б;

г) оба суждения неверны.

20. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это:

а) сознание;

б) творчество;

в) социализация;

г) бытие.

21. Инженер А. потерял работу в связи с закрытием предприятия и, не найдя работу по специальности, вскоре серьезно заболел. Врачи предположили, что болезнь вызвана невозможностью заниматься привычным делом. Данная ситуация является примером проявления человека как существа:

а)  биологического;

б)  биосоциального;

в)  социального;

г)  биопсихсоциального.

22. Что из указанного ниже отличает понятие «воспитание» от понятия «социализация»?

а)  осознание и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей;

б)  приобщение личности к миру культуры;

в)  освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности;

г)  усвоение и воспроизводство социального опыта.

23. Что из перечисленного является проявлением сознательного?

а)  способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении;

б)  желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе;

в)  сновидения, оговорки, влечения;

г)  неконтролируемые процессы, функции и состояния.

24. Человек отличается от любого животного тем, что:

а)  производит свою собственную окружающую среду;

б)  изменяет окружающий мир;

в)  производит себе подобных;

г)  способен действовать универсально;

д)  действует по своим потребностям;

е)  может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.

25. Социальная сущность человека:

а)  всегда была присуща человеку как виду;

б)  неизменна и всегда составляет его отличительное качество;

в)  имеет конкретно-исторический характер;

г)  является абстрактом, присущим отдельному индивиду;

д)  является выражением совокупности всех общественных отношений.

26. Различают три близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.

27. Понятие «личность» соотносится со следующими суждениями:

а) выявление собственного индивидуального, ни к чему не сводимого субъективного «Л»;

б) самоидентичность телесного и духовного, уникальная гармония плоти и духа;

в) выражение в индивидуальности «Я» памяти культуры и деятельности, что обеспечивает возможность быть субъектом в социокультурной среде.

28. Homo sapiens переводится как:

а) человек действующий;

б) человек разумный;

в) человек способный.

29. Единичное человеческое существу отличное от других, - это:

а) гражданин;

б) индивид;

в) индивидуальность.

30. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А. Человек является продуктом биологического развития.

Б. Человек является продуктом культуры.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

31. Верны ли следующие суждения о длительности процесса социализации?

А. Социализация продолжается от рождения до 25 лет.

Б. Социализация продолжается от рождения до старости.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

32. Человека объединяет с другими животными наличие:

а) языка;

б) разума;

в) инстинктов;

г) трудовой инстинкт.

33. Верны ли суждения о характере взаимодействия понятий индивидуальность и личность?

А. Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б. Личность и индивидуальность включают в себя понятие индивида.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

34. Человек согласно современным представлениям есть существо:

а) биологическое;

б) социальное;

в) духовное;

г) биосоциальное.

35. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность невозможна без ответственности.

Б. Личность невозможна без гражданства.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

36. Верны ли суждения о формировании личности?

А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования.

Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

37. В индивидуальности человека выражается:

а) его принадлежность к человеческому роду;

б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;

в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;

г) его принадлежность к определенной социальной группе.

38. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция;

б) физическое и психическое здоровье;

в) принадлежность к виду Homo sapiens;

г) особенности внешности.

39. Индивидуальность - это:

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

б) темперамент человека, его характер;

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

г) совокупность человеческих потребностей и способностей.

40. Признаками, отличающими человека от животного, являются:

а) проявление активности;

б) целеполагание;

в) приспособление к среде обитания;

г) взаимодействие с окружающим миром.

41. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

42. Деятельность человека и поведение животного характеризуются:

а) выдвижением целей;

б) механизмом самоконтроля;

в) осознанным выбором средств;

г) удовлетворением потребностей.

43. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:

а) индивида;

б) личность;

в) индивидуальность;

г) творца.

44. Верны ли следующие суждения?

А. Социальное и биологическое в человеке неразрывно связаны.

Б. Главным в характеристике личности является ее социальная сущность.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны А и Б;

г) оба суждения неверны.

45. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность.

46. Отличительным признаком понятия «личность» является:

а) характер эмоционального восприятия;

б) темперамент;

в) природные задатки;

г) социальная направленность.

47. Верны ли следующие суждения?

А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.

Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны А и Б;

г) оба суждения неверны.

 

Практикум

1. К каждому определению, данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующие понятия из пунктов Г, Д, Е.

A. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Б. Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.

B. Познание личностью своих собственных возможностей, качеств.

Г. Самообразование.

Д. Самопознание.

Е. Самореализация.

2. К каждому определению, данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующие понятия из пунктов Г, Д, Е.

A. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

B. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Г. Индивид.

Д. Индивидуальность.

Е. Личность.

 

Анализ текста

А. Н. Леонтьев «Индивид и личность»

Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь, или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей среды, - индивид.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретно субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался М. Дарвином...

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивиды, однако, отнюдь не являются простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, не среды, взятой самой по себе.

Все это достаточно известно, и если я все же начал с понятия индивида, то лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни: личность не состоит из кусочков... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...

Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие черты его даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается входе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру: личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности...

Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности...

Вопросы и задания к тексту

-  Что подразумевает автор под понятием «индивид»?

-  Что подразумевает автор под понятием «личность»?

-  Как соотносятся эти понятия, по его мнению?





загрузка...
загрузка...