загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 33-35. Исторический процесс (§ 14)

 

Ключевые понятия

Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

События - те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние.

Циклический тип - тип развития, объединяющий процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем.

Спиралевидный тип - тип развития, связанный с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.

Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.

Общественные объединения - формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.

 

Тестовый контроль

1. Выберите точное определение слова «процесс»:

а) принцип организации общества;

б) ход какого-то явления, последовательная смена состояний его развития;

в) развитие от простых форм к более сложным.

2. Что понимается под социальной группой?

а) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей;

б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.

3. Что такое «охлократия»?

а) власть одного;

б) власть толпы;

в) власть немногих.

 

Практикум

1. Заполните пропуски:

• Исторический процесс – это _______________________ .

• Основу исторического процесса составляют: а) исторические события; б) _________________ ; в) ____________________ .

2. Соедините термины и их определения стрелками:

image127

3. «История - это драма, конец которой неизвестен» (X. Ортега-и-Гасетт). В какой степени реалистично это суждение?

4. Охарактеризуйте сущность исторического процесса. Назовите его объекты и субъекты, изложите разные точки зрения на субъекты исторического процесса и сформулируйте собственное мнение. Покажите на известных вам примерах роль народных масс как творцов истории.

5. Обсудите следующие высказывания:

• Все великое значение наше... в том и состоит, что пока мы живы... мы все-таки сами, а не куклы, назначенные выстрадать прогресс или воплотить какую-то бездумную идею. Гордиться должны мы тем, что мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории (А. И Герцен);

• Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды (Г. В. Плеханов).

Сопоставьте эти высказывания с изложенным в тексте параграфа материалом и, опираясь на исторические знания, выскажите свою точку зрения. Охарактеризуйте, с привлечением известных вам примеров, социальные группы людей, покажите, каким образом они влияют на ход исторического процесса.

6. Почему и для чего возникли политические партии, какова их роль в демократическом обществе? Нужна ли многопартийность?

7. Охарактеризуйте роль выдающихся личностей в истории. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность Петра I, других известных вам выдающихся личностей.

8. Согласны ли вы с мыслью Н. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.

 

Анализ текста

И. Г. Петров «Ценности в жизни человека и развитии общества»

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т. е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

Вопросы и задания к тексту

- Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

- Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей?

- Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

- Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.





загрузка...
загрузка...