загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории (§ 13)

 

Ключевые понятия

Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации.

Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации.

Базис - определенная система общественных отношений.

Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания.

Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

 

Тестовый контроль

1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер - что объединяет эти имена?

а) это ученые - сторонники теории постиндустриального общества;

б) это известные политические деятели Западной Европы;

в) это философы-марксисты.

2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма?

а) аскетическая этика протестантских сект;

б) особенности католического вероисповедания;

в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.

3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:

а) превосходство сферы услуг над сферой производства;

б) не классовое, а профессиональное деление общества;

в) теоретическое знание как основа политики;

г) создание новой интеллектуальной технологии;

д) все выше указанное.

4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:

а) базисом;

б) надстройкой;

в) цивилизацией;

г) общественно-экономической формацией;

д) классовым обществом.

5. К производительным силам общества относятся:

а) предмет труда;

б) человек с предметом и средствами труда;

в) средства труда;

г) предмет и средства труда;

д) человек и его производственные отношения.

6. Собственность - это:

а) владение материальными благами;

б) право распоряжаться какими-либо вещами;

в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809-1865, французский философ и социолог);

г) отношения между людьми по поводу вещи;

д) право на получение доли природных ресурсов.

7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?

а) природные богатства;

б) культурные ценности;

в) люди;

г) средства производства;

д) орудия труда.

8. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса. (Цивилизационный - ...; формационный - ...)

а) производительные силы;

б) производственные отношения;

в) общечеловеческие ценности;

г) способ производства;

д) базис;

е) надстройка;

ж) социокультурная общность;

з) ступень развития;

и) культурно-исторические типы;

к) пять стадий роста в развитии общества.

9. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества:

а) информационный;

б) технологический;

в) стадиально-эволюционный;

г) цивилизационный;

д) социокультурный;

е) формационный.

10. К экономически активному населению относятся:

а) собственники средств производства;

б) подростки;

в) студенты;

г) пенсионеры;

д)  безработные;

е)  работающие по найму.

11. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (Достоинства -...; недостатки - ...)

а)  позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;

б)  исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;

в)  история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;

г)  общественное развитие - универсальный и прогрессивный процесс;

д)  исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;

е)  характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.

12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:

а)  цивилизация;

б)  общественно-экономическая формация;

в)  экономический строй общества;

г)  стадия культурного развития;

д)  стадия эры общества высокого потребления.

13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?

а)  формация - это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация - образование прежде всего социокультурное;

б)  цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;

в)  формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация - ее преемственность;

г)  формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный - на его целостность и многообразие;

д)  формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация - исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).

 

Практикум

1. «Пять типов общественно-экономических формаций предстают вехами истории». В чем суть этой позиции?

2. «В XXI в. возможно появление цивилизации с коллективным общепланетарным разумом и памятью» (Н. Моисеев). Какое отношение можно выразить к данной позиции?

3. Что наиболее уязвимо в концепции А. Тоффлера о трех волнах развития человечества?

4. Сторонники «теории факторов» утверждают, что нет однозначной детерминации общественного развития. Ни экономика, ни политика, ни философия, ни религия не играют какой-то решающей роли. Все факторы равнозначны и одинаково влияют на общественное развитие. Есть ли в этом утверждении предмет для дискуссии?

5. В одной современной книге по проблемам экологии приводится цитата известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который однажды заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». Значит, делают вывод авторы книги, пересесть с него просто некуда. Если у человечества не найдется средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный памятник с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя». Как вы понимаете высказывание Сент-Экзюпери? Каков, на ваш взгляд, смысл гипотетической надгробной надписи? Если бы вам предложили сочинить такого рода надпись, что бы вы написали и почему? Хотя, конечно, горько, что приходится фантазировать на эту тему.

6. Отдельные стратеги ядерных держав внушают, что войны не так уж страшны. Их можно ограничить, локализовать, предоставив погибнуть в них, конечно же, противнику, а самим как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить. Они не рассматривают проблему войны и мира в качестве глобальной, угрожающей «единому дому человечества». Может быть, они правы? А что по этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.

7. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 г. всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.

8. Связанность судеб природы и человека, соборность, собранность воедино всей твари (творения) - одна из любимых идей русских философов. Они считали, что в человеке как высшей ступени природы проявляется творческое сознание, через него и природа приобщается к сознанию жизни. «Все ответственны за всех», - писал русский философ Н. Бердяев.

С исключительной силой эта идея находит свое выражение в русском искусстве. Известный русский философ и богослов князь Е. Трубецкой высказал мысль о том, что древнерусский храм в своей идее «являет собой не только собор святых и ангелов, но и собор всей твари». Особенно замечателен в этом отношении древний Дмитровский собор во Владимире на Клязьме (XII в.). Там наружные стены покрыты лепными изображениями зверей и птиц среди роскошной растительности.

Как вы понимаете высказывания Н. Бердяева и Е. Трубецкого? В каких произведениях древнерусского искусства выражена идея соборности человека и природы?

9. Вы знаете, что в сказках отражено мироощущение народа, его духовная культура. Самый распространенный мотив русских сказок: человек вступает в союз с животными, природой и только при этом условии добивается победы над злыми силами. Представьте себя кинорежиссером, которому предстоит создать фильм по мотивам русских сказок. Набросайте эскиз афиши к своему будущему фильму или на словах опишите ее.

10. В Библии сказано, что Бог, создав первых людей, благословил их и сказал: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Как вы понимаете это утверждение? Включает ли термин «владычествование» в данном случае потребительское отношение к природе, или он несет в себе иной смысл? Какой именно? Свой ответ поясните.

11. Русский поэт Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Раскройте смысл этих поэтических строк.

12. Многие считают, что проблемы культуры и нравственности имеют глобальное значение. В этой связи приводим несколько известных изречений известных вам людей.

• Красота спасет мир (Ф. Достоевский).

• Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего (Б. Пастернак).

• Не моя это, вроде, боль. Так чего же я бросаюсь в бой (А. Галич)?

Как вы понимаете эти утверждения? В чем связь культуры и нравственности?

 

Анализ текста

А. Шафф «Куда ведет дорога?»

Прежде всего, в связи с ростом социального богатства в высокоиндустриализованных странах наступит с большой степенью вероятности отход от образцов потребительского общества. Стремление к потребительству и возможность ориентации на соответствующие установки характеризует людей «голодных», и лишь в этих условиях может иметь место соперничество богатств «напоказ», что, в свою очередь, порождает и потребление «напоказ». Несоблюдение в этом отношении определенной меры приводит к пресыщению и обратной тенденции - не к похвальбе богатством «напоказ», а к отказу от него, также «напоказ». Психологически это объяснимо, но такую экстравагантность могут позволить себе только люди «сытые», то есть такие, у которых уже есть «все»...

С большой степенью вероятности можно предвидеть утрату материальным богатством характера ценности, которой - как в сегодняшнем обществе - определяется цель деятельности большинства людей. Когда общество будет располагать всем необходимым для жизни человека, причем на высоком уровне потребления, накопление богатства и подчинение жизни этому как цели станет не только излишним, но и попросту смешным. Это значит, что альтернатива человеческих установок «иметь или быть», о которой писали такие гуманисты, как Маритен и Фромм, будет de facto решена в пользу «быть», тогда как «иметь» утрачивает смысл в качестве цели, будучи чем-то реализуемым в обыденной жизни - естественно, в соответствующих масштабах. Эта ситуация означала бы фундаментальное изменение в системе человеческих ценностей...

Это изменение системы ценностей должно привести в результате к существенным преобразованиям моральной и социально-политической сферы человеческой жизнедеятельности. В моральной сфере оно естественным образом открывает дорогу к установкам альтруизма и филантропии: узкий эгоизм, так часто встречающийся у людей сегодня, вызывается, в первую очередь, страхом впасть в нищету, даже если этот страх лишен каких-либо реальных оснований. В социально-политической сфере это изменение ценностей открывает пути эгалитаризму (включая в это понятие и равноправие женщин) и социальной ангажированности личности. Нетрудно выявить органическую (а также генетическую) связь этих ценностей с обусловленными ими установками. Фактически мы имеем здесь дело с позитивной перестройкой системы ценностей человека, если в качестве системы отсчета принять широко понимаемый гуманизм. Перспектива прекрасна, но следует помнить: это только возможность, ее реализация в настоящее время более вероятна, чем ранее, промышленная революция выступает в этом плане мощной движущей силой, но в конечном счете все будет решаться сознательной деятельностью людей.

Примат «быть» как ценности (т. е. ценность - это то, чем и каким есть человек) влечет за собой цепь следствий в социальной шкале ценностей.

Вопросы и задания к тексту

- Выделите базовые параметры возможной системы ценностей непосредственного будущего, учитывая мнение мыслителя и реальности достижений цивилизации.

- Как реализуются общечеловеческие идеалы в новой возможной системе ценностных ориентаций людей?

- Как связаны между собой ценности потребительства, принцип «быть» и идеал гуманности?

- Почему техника, согласно мнению автора, создает только условия для создания новой системы ценностей? Какие факторы необходимы для утверждения более гуманных ценностей?





загрузка...
загрузка...