загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии (§ 8)

 

Ключевые понятия

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления.

Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя.

Субъектность - связь человека с социальным бытием.

Человеческая субъектность - присущий человеку мир мысли, воли, чувств.

Человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Коммуникация - общение.

Антропология - учение о человеке.

Философия жизни - философское течение конца XIX - начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.

Экзистенциализм - философия существования.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Система - нечто целое, составленное из частей. Экономическая сфера - отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.

Социальная сфера - отношения между различными социальными общностями и группами.

Политическая сфера - отношения гражданского общества, политических партий и государства.

Духовная сфера - отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.

 

Тестовый контроль

1. Основой человеческого существования является:

а) потребительство;

б) деятельность;

в) любовь;

г) дружба.

2. Верны ли суждения?

А. Человек - такой же объект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека, казавшаяся ранее неразрешенной, будет успешно решена.

Б. Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

3. Утверждение «Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

а) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

б) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.);

в) давать отпор любым враждебным, агрессивным выпадам против него;

г) приспосабливаться к условиям (порой весьма неблагоприятным) окружающей среды.

4. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придает:

а) самоотдача;

б) материальная выгода;

в) гордость за совершенное;

г) наслаждение мастерством.

5. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на человека?

а) оптимистическая;

б) синтетическая;

в) экономическая;

г) политическая;

д) пессимистическая;

е) художественная.

6. Отметьте, какие понятия входят как составные части в продуктивную человеческую деятельность:

а) неизменность;

б) бессознательные движения;

в) активность;

г) взаимодействие;

д) бесцельность;

е) следование инстинкту;

ж) сознательное изменение;

з) целенаправленность;

и) реализация себя.

7. Человек отличается от любого животного тем, что:

а) производит свою собственную окружающую среду;

б) изменяет окружающий мир;

в) производит себе подобных;

г) способен действовать универсально;

д) действует по своим потребностям;.

е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.

8. Приматы - это:

а) примитивные растения;

б) простейшие живые существа;

в) человекообразные обезьяны;

г) простейшие грибки и споры.

9. Социальная сущность человека:

а) всегда была присуща человеку как виду;

б) неизменна и составляет его отличительное качество;

в) имеет конкретно-исторический характер;

г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;

д) является выражением совокупности всех общественных отношений.

10. Различают три, в общем-то, близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.

11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая отличает человека от животных:

а) способность к общению;

б) способность к игре;

в) способность к подражанию;

г) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).

 

Практикум

1. Какое из высказываний кажется вам наиболее приемлемым. Поясните свою точку зрения.

• Меняется все - одежда, язык, манеры, понятия о приличии, порою даже вкусы, но человек всегда зол, неколебим в своих порочных наклонностях и равнодушен к добродетели (Ж. Лабрюйер, писатель).

• Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель (Ф. Ницше, философ).

• В горе, несчастье, тоске единственное пристанище для человека - другой человек, ибо нет таких нравственных ценностей, которые не могла бы вместить его душа, и нет предела доброты, на которую он способен в лучшие свои минуты (С. Булгаков, философ).

2. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия (желательно не менее трех) трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных.

3. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

• человек - это существо политическое (Аристотель);

• человек - животное, способное изготавливать орудия труда (Б. Франклин);

• сущность человека заключается в том, что у него нет никакой сущности (К. Маркс);

• человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден).

4. Как вы понимаете высказывание К. Маркса «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду»?

5. Кто такой человек: субъект (творец) или продукт человеческой деятельности?

6. Как вы объясните следующее высказывание: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей» (К. Маркс)!

7. Можно ли отнести следующие характеристики взрослого человека к ребенку?

• Человек есть разумное существо.

• Человек есть продукт труда.

• Человек есть субъект труда.

• Человек есть продукт социальных отношений.

8. Прав ли был Сократ, сказав, что человек никогда не познает окружающий мир, пока не познает самого себя?

9. Если человек есть продукт общественных отношений, а его сознание - отражение бытия, то как объяснить творчество, создание нового?

10. Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку является продуктом биологической эволюции, либо он с самого начала отличался от животного?

11. Человек имеет собственную историю, либо история человека - есть часть истории природы?

12. Если биологические факторы имеют большую (решающую) роль в развитии, то человек не отвечает за асоциальные (несовместимые с общественными нормами) формы поведения?

13. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить все преступления и войны?

14. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не чуждо»?

15. Объясните следующее суждение: «Биологические особенности могут сказываться на поведении (в том числе и преступника) в качестве условия, но не причины действия» (криминология).

16. Что является более значимым: врожденные качества или приобретенные способности?

17. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и животным носят не качественный, а всего лишь количественный характер?

18. Как понять высказывание Маркса о том, что строение человека — ключ к объяснению строения обезьяны?

19. Противоположность биологического и социального - это противоположность материального и духовного?

20. Укажите верные определения:

• человек и его поведение определяются только биологическими факторами;

• человек - это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли;

• решающее влияние на поведение человека оказывают прирожденные инстинкты;

• поведение человека определяется его генотипом;

• человек - прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

21. Какой ответ будет правильным?

• человек и личность - это тождественные понятия;

• человек - это антропологическое понятие, а личность - социальное;

• человек становится личностью, когда овладеет культурой и моралью;

• главным качеством личности является то, что у нее есть способность к познанию;

• личность - это общественно развитый человек.

22. Человек, по мнению многих ученых, произошел от обезьяны. Почему же современные виды обезьян не превращаются в человека?

23. В чем сущность различных концепций о происхождении жизни на Земле?

24. Какое место занимает человек в истории развития природы? Выскажите свое отношение к следующей мысли: «Человек не подарок жизни, а взаймы ей дан» (П. Сир, I в. до н.э., древнеримский поэт).

25. Возникновение жизни и человека на Земле - это случайность или закономерность эволюционного развития?

26. Какие возможности есть у человека и у природы, чтобы ответить на вопрос «Для чего создан человек?»

27. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны ли вы с этой оценкой человека? Почему.

28. Закончите фразы. Какую из них вам было продолжать легче и почему?

• Человек силен и могуч, потому что он...

• Человек слаб и немощен, потому что он...

29. В вопросе «Что такое “человек”?» И. Кант выделил три части: «Что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться?» Ответы на какие еще вопросы помогут глубже понять сущность человека?

30. Проанализируйте, какие обстоятельства могли привести к появлению суждения «Человека создает судьба» (Л. Фейхтвангер).

31. Можно ли бесспорно согласиться со следующей мыслью: «Человек - политическое животное» (Аристотель)?

32. Что можно возразить немецкому философу: «История есть исключительно процесс очеловечения человечества» (Л. Фейербах)?

33. Является ли полным следующее определение: «Человек - это животное, которое производит орудия» (Б. Франклин).

34. В чем смысл утверждения «Человек - мера всех вещей: существующих, что они существуют; а несуществующих, что они не существуют» (Протагор)?

35. В какой мере можно согласиться (или не согласиться) и почему с высказыванием «Природа людей одинакова, разделяют же их обычаи» (Конфуций)?

 

Темы для эссе

Человек вне общества - или бог, или зверь (Аристотель).

Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека (А. Пьерон).

Человек есть принципиальная новизна в природе (Н. А. Бердяев).





загрузка...
загрузка...