загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

 

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (§ 2)

 

Ключевые понятия

Мифология (от греч,- предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти.

Йогай - соединение, связь.

Медитация - созерцание.

Дао - путь, судьба.

Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах.

Моизм - философская школа в Древнем Китае, основанная на идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе.

Легизм - философская школа в Древнем Китае, занималась проблемами социальной теории и государственным управлением.

Веда - знание.

Упанишада - процесс обучения мудрецом своих учеников.

Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения человека. «Атеистическая» религия.

Инь - темное начало, пассивное ожидание.

Ян - нечто активное, освещающее путь познания.

Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным было понятие «дао».

Логос - разум.

 

Тестовый контроль

1. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию;

б) олигархию;

в) крайнюю демократию;

г) все указанные выше.

2. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.

а) Демокрит, Сократ;

б) Фалес, Солон;

в) Гераклит, Пифагор.

3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?

а) демократическое;

б) аристократическое;

в) олигархическое.

4. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

а) Китай;

б) Индия;

в) Вавилон.

5. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?

а) аристократию;

б) ремесленников;

в) земледельцев.

6. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности» (А. Лосев)!

а) благодаря особым природно-климатическим условиям;

б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;

в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.

7. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»?

а) все указанные ниже;

б) монархию;

в) аристократию;

г) политию.

8. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?

а) монархия;

б) тирания;

в) политая.

9. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм.

10. Что означало слово «демократия» у древних греков?

а) власть народа;

б) равные права;

в) равные возможности.

11. Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия?

а) Афины;

б) Милеет;

в) Микены.

12. Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:

а) в ненасилии;

б) недеянии;

в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;

г) безмолвии;

д) спонтанности;

е) стремлении к старине как социальному идеалу.

13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:

а) к следованию пути предков;

б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;

в) послушанию старшим;

г) подчинению социальной иерархии.

14. Легисты во главу угла ставят:

а) мораль;

б) любовь;

в) следование заветам предков;

г) закон.

15. Определите два правильных ответа. Монеты убеждают следовать:

а) любви;

б) выгоде;

г) закону;

д) морали;

е) предкам.

16. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:

а) Махабхарата;

б) Книга песен;

в) Веды;

г) Книга перемен;

д) Упанишады;

е) Эпос о Гильгамеше.

17. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:

а) веданта;

б) йога;

в) буддизм;

г) джайнизм;

д) даосизм;

е) легизм.

18. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества представлена следующими Варнами:

а) ванны;

б) брахманы;

в) общинники;

г) кшатрии;

д) вайшьи;

е) шудры.

19. Для религии индуизма характерно:

а) метемпсихоз;

б) представление о единственности земной жизни человека;

в) утверждается вечность души;

г) утверждается ее смертность.

20. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:

а) дао;

б) логос;

в) брахман;

г) небо.

21. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

г) Древнем Египте.

22. Конфуцианство - это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

г) сборник мифов.

23. Первой стадией развития по Платону была:

а) олигархия;

б) аристократия;

в) плутократия;

г) династия.

24. Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения.

Б. Древние мифы основаны на идее развития.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба неверны.

 

Практикум

1. О чем идет речь?

•  Мир расколот на два начала: инь (тьму) и ян (свет). Это и определяет «серединный путь» человека на Земле ________________ .

•  Мир постепенно развивался из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды или яйца ________________ .

• Отношения в «правильном» государстве должны регулироваться моральными нормами (гуманностью, милосердием, этикетом) ________________ .

• Великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ ________________ .

• Для удовлетворения своих потребностей в пище и одежде люди нуждаются в совместном поселении - это государство. Идеальным государством руководят мудрецы, исходя из принципа справедливости ________________ .

• В идеальном государстве существуют три категории граждан, функции между которыми строго разделены: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники ________________ .

2. В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге. В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь. В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (ясень) и Эмбла (ива). Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц. Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших нателе Пань-гу. Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога - обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они потомки белых обезьян.

Проанализируйте эту информацию и сделайте выводы.

- Многие древние сказания говорят о происхождении мира из воды. Над водою, по словам Библии, носился дух Божий, Океан - отец богов по Гомеру... Первый греческий философ Фалес также говорит, что все из воды происходит, из воды состоит и в воду превращается. Считается, что это уже философия. Почему?

- Философ Анаксимандр решил, что первоначало мира - это Безграничность. Сохранилось его странное высказывание: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». Как вы понимаете эти слова, помня, что мир произошел из Безграничности.

- Древние греки предпочитали изображать мир конечным, имеющим границы. Но иногда возникали следующие вопросы: если воин добежит до края мира или метнет копье, то копье или полетит, или не полетит. Если полетит - значит, за границей мира есть пространство; если не полетит - значит, там есть какое-то вещество. В любом случае мир не конечен. Состоятельно ли это рассуждение?

3. Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.

• Учиться и, когда придет время, использовать знания в деле - разве это не прекрасно!

• Благородный человек поспешает в делах, а не в словах, поспешает преумножать доверие, а не богатство.

• Хочешь узнать новое - обратись к старому.

• Ищущий истину должен быть готов к бедной одежде и грубой пище.

• Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как бы самому не стать таким же.

• Если естество затмит воспитанность, получится дикарь. Если воспитанность затмит естество, получится мученик. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, здоров и приятен для окружающих.

• Истинно благородный человек всего добивается собственными усилиями.

• Кто радуется природе, познанию и людям, тот и живет долго.

• Учу только того, кто сам ищет знаний.

• Благородный человек помогает людям проявить их хорошие качества.

• Низкий человек видит в людях только дурное.

• Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий. Если сам лжив и низок, то слушаться не будут, даже если прикажешь.

• Посылать людей на войну необученными - значит, предавать их врагу.

• Заставлять людей работать голодными - значит, самому становиться их врагом.

• Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

• Самая большая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

• Не желая говорить с достойным - теряешь человека. Говоря с недостойным - теряешь слова.

• Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

• Хочешь избежать зависти - не выказывай своего превосходства.

• Добро бывает часто ветром, бегущим от тебя. Зло бывает часто кипящей водой, бегущей за тобой.

• Любимец толпы - враг добродетели.

• Когда стрелок из лука промахнется, он ведь не винит других, а винит себя. Так же надлежит поступать, когда промахнешься в поиске друга, женщины и истины.

• Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

• Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

4. Вы познакомились с учением философа Платона. Ответьте на следующие вопросы:

- Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонности к определенному виду деятельности. Специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом. Разделяете ли вы вывод Платона? Принимаете ли его аргументы? Свою позицию обоснуйте.

- Почему Платон лишал мудрецов и стражей права частной собственности? Как это связано с его представлением о справедливом обществе?

- По мысли Платона, в идеальном государстве должны регулироваться семейные отношения и даже интимная жизнь: правители государства следят за тем, чтобы лучшие мужчины соединялись с лучшими женщинами для рождения здоровых младенцев. А вот цитата из романа нашего современника Е. Замятина, изобразившего в романе «Мы» тоталитарное государство: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставлять без всякого контроля сексуальную жизнь... Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую рожали детей». Произведение Замятина относят к жанру антиутопии. Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему.

- Платон был сторонником уравнительного землепользования: земля являлась собственностью государства, должна быть поделена на равные доли, ее покупка и продажа в идеальном государстве запрещались. Были ли попытки в реальной истории осуществить такую форму аграрных отношений? Приведите примеры. Каковы были последствия этой земельной политики?

- Создавая модель идеального государства, Платон рассуждал примерно так: если начертить на песке круг, он будет несовершенен по форме, но ведь очень легко представить себе его. Такой же подход может быть применен и к человеческому обществу. Разделяете ли вы вывод и аргументы философа? Чем можно объяснить, что аналогия взята из области геометрии? (Напоминаем, что входом в здание, где размещалась Академия, каждого встречала надпись: «Не геометр да не выйдет».)

5. Вы познакомились с учением философа Аристотеля. Ответьте на вопросы и выполните задания:

- К «правильным» Аристотель относил государственные устройства, цель которых - общее благо. В «неправильных» - стоящие у власти стремятся лишь к собственному благу. Объясните с этой позиции, почему аристократию Аристотель относит к «правильным» формам, а олигархию - к «неправильным».

- В условиях крайней демократии, считал Аристотель, власть должностных лиц сводится на нет, так как на их деятельность смотрят не с позиций закона, а с точки зрения мнений людей. А формируют это мнение ораторы-демагоги. Люди утрачивают ответственность. Наступает паралич и смерть власти. Как вы относитесь к этим суждениям философа? Существовала ли в действительности такая крайне демократическая форма государственного устройства? Приведите примеры.

- Что общего между крайней демократией и тиранией?

- Современные политологи условием демократии считают верховенство закона. Воля толпы, используемая разного рода политиканами, называется охлократией. С какими видами государственного устройства, по Аристотелю, можно соотнести современные трактовки понятий «демократия» и «охлократия»?

- Аристотель утверждал, что там, где «средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан раздоры». Как, по-вашему, подтвердился ли вывод философа о роли среднего класса в обеспечении стабильности государства? Приведите примеры.

6. Какие из приведенных ниже характеристик можно отнести к проявлениям мифологического сознания? Поясните свой выбор.

Рассмотрение всех случаев как отдельных событий, логический анализ реальных фактов, наделение всего сущего человеческими качествами, облачение абстрактной мысли в «одежды» аллегории и притчи, понимание мира как драматического противоборства сил добра и зла, расщепление реальности на видимую и сущую.

7. Немецкий философ Ницше считал, что идеал буддизма заключается в отделении человека от добра и зла, и в этом философ усматривал положительное значение этого учения. Опираясь на характеристики буддизма, приведенные в учебнике, выскажите свое отношение к этому суждению Ницше. Разделяете ли вы такой взгляд на сущность буддизма? Свою позицию аргументируйте.

8. «Пришло несчастье - человек сам его породил, пришло счастье - сам человек его вырастил. У несчастья и счастья одни двери», - учил Конфуций. Согласны ли вы с этим утверждением? А как, на ваш взгляд, влияют на жизнь человека внешние обстоятельства?

9. В чем, на ваш взгляд, причины роста интереса к древневосточной философии в наше время?

 

Анализ текста

1. Платон (437-347 до н. э.) - древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разрабатывал модель идеального государства. Одной из наиболее известных работ стало «Государство».

«...Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее - плохо. Однако когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых - вот каково происхождение и сущность справедливости.

...Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы ишь кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».

Вопросы и задания к тексту

- Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?

- Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов?

- Что для автора важнее - человек или государство? Как вы думаете, почему?

2. Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики. Был воспитателем Александра Македонского. Его «Политика» охватывает право, экономическую, социальную и политическую сферы жизни, которые органически связаны с этикой.

«...Общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья... Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение... Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения... Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое...

Мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании... Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй...

...Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчелы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделенная от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестает быть собственно рукой, т. е. она остается рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством.

Вопросы и задания к тексту

- В чем Аристотель видит цель государства?

- Каковы, по мнению философа, причины появления государства?

- Кого Аристотель считает гражданами?

- Гражданин существует для государства или государство для гражданина?

- Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?





загрузка...
загрузка...