загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 90-92. Групповая сплоченность и конформное поведение

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплоченность», «конформность», «нонконформность», «самоопределение личности»; ознакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности; объяснить и сущность конформного поведения в группе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Тип урока: урок-анализ с элементами дискуссии.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы являетесь частью одной малой группы - класса. Но вы не простое механическое скопление людей и уж совсем не движение Броуна, а определенная сплоченность, общность. Кто из вас влияет друг на друга? И вообще влияет ли?

На втором курсе института нам показали фильм, где демонстрировали следующий эксперимент: молодого человека попросили описать фотографию, висящую на стене. Задание было легким, и юноша довольно подробно обрисовал портрет пожилого человека африканского происхождения. После этого его поблагодарили и пригласили следующего участника эксперимента, его сокурсника по группе. Задание было тем же. Но к удивлению первого испытуемого второй молодой человек уверенно описывал лицо средних лет человека европейского происхождения. То же самое описание он услышал от других членов его группы. На пятнадцатом человеке первого юношу спросили, не желает ли он изменить свое мнение. И тот, поколебавшись, согласился с мнением большинства группы.

О чем нам говорит этот эпизод? Изучать отношения между людьми всегда интересно и полезно. Займемся этими вопросами...

Тема урока: «Групповая сплоченность и конформное поведение». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Межличностная совместимость.

2. Групповая сплоченность.

3. Конформность.

 

II. Новый материал

Ваш класс сидит передо мной. Какие процессы происходят в ваших межличностных отношениях? Ученых давно интересует этот вопрос.

Представим графически общие направления тех процессов, которые вы наблюдаете ежедневно.

 

 

1. Межличностная совместимость

- Как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»?

- Считаете ли вы, что она играет важную роль в жизни общества людей? Свой ответ аргументируйте.

- Что же лежит в основе совместимости? Ученые сегодня дают следующий ответ на этот вопрос. Посмотрите на схему:

 

 

- Как вы считаете, что может повлиять на уровень совместимости группы? Свой ответ аргументируйте.

(По мере выслушанных версий на доске появляются записи.) Факторы, влияющие на уровень совместимости:

• тип личности;

• ценностные установки;

• социальные установки;

• интересы;

• мотивы;

• потребности;

• характер;

• темперамент;

• темп и ритм психофизиологических реакций.

- Предположите качества и факторы, которые могут, наоборот, привести к несовместимости? Ответ аргументируйте.

(По мере выслушивания версий выстраиваются записи на доске.)

Факторы, приводящие к несовместимости в группе:

• различия в ценностных ориентациях;

• неприятие друг друга;

• несинхронность умственных и двигательных реакций;

• значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности.

- Как вы думаете, возможна ли абсолютная степень совместимости в группе? Ответ аргументируйте.

- Хотели бы вы достигнуть такого уровня? Почему?

Ученые пришли к выводу, что существуют следующие уровни совместимости. Посмотрите на схему.

 

 

2. Групповая сплоченность

Критерием межличностной совместимости является сплоченность группы.

Групповая сплоченность - степень притягательности группы для ее членов.

Существуют различные подходы к изучению сплоченности. Обратите внимание на схему:

 

Подходы к изучению групповой сплоченности

 

 

- Как вы думаете, какую роль играет групповая сплоченность?

(По мере обсуждения версий на доске записывается таблица-схема.)

Положительные результаты групповой сплоченности:

• повышается самооценка;

• снижается тревожность;

• появляется состояние личной защищенности.

Представьте, что вы получили задание исследовать факторы, которые способствуют развитию сплоченности в группе. Разбейтесь на несколько групп и обсудите программу сплочения коллектива.

(После обсуждения на доске записываются представленные факторы.)

Факторы, способствующие развитию сплоченности группы:

• осуществляемая деятельность;

• история успеха в совместной деятельности;

• личностные характеристики членов группы;

• система стимулов, существующая в группе;

• социальные нормы, ценностные ориентации, традиции и ритуалы.

- Предположим, такая сплоченная группа создана. А какими чертами она обладает? Опишите ее.

(По ходу описания на доске изображается схема сплоченной группы.)

 

 

3. Конформность

Вспомните рассказанный мною в начале урока эксперимент, проведенный с молодыми людьми из одной группы. Как же назвать поведение такого юноши? Хорошо это или плохо. Давайте поразмышляем на эти темы.

К сожалению, эпизод с ребятами из нашего полусмешного, полупечального эксперимента далеко не единичен. Боязнь быть не как все, «белой вороной», получить наказание за несогласие с общим мнением достаточно часто встречается в нашей жизни. Это явление в науке получило название конформность.

Конформность - изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.

- В чем суть конформности?

 

 

- Как вы считает, как отражается конформность в жизни людей? (После обсуждения вопроса на доске появляются записи.)

 

image111

 

- Мы познакомились и проанализировали явление конформизма и нонконформизма. Как вы считаете, следует или не следует подчиняться мнению группы, давлению группы? Свой выбор обоснуйте.

(Происходит обсуждение, которое необходимо закончить введением нового понятия «разумный конформист».)

- Итак, мы поняли, что степень конформности бывает разной. Она связана:

• с новизной группы;

• социальным статусом и привязанностью к группе;

• личностными характеристиками (интеллект, тревожность, внушаемость и др.);

• культурой, представителем которой является человек;

• степенью сплоченности группы.

Представьте себе, что вы попали на собрание группы, где необходимо определиться, в какой роли вы будете выступать:

1) конформист, т. е соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления;

2) нонконформист, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ей;

3) самоопределяющаяся личность - избирательно реагировать на воздействие группы, соглашаясь с ее мнением или не принимать его - в зависимости от конкретной ситуации.

Свой выбор объясните.

 

III. Итог урока

- Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса.

1. В один из зимних вечеров исследователи попросили помощников в течение 60 с смотреть вверх, в ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности.

2. Герой фильма Э. Рязанова «Гараж», объясняя те или иные свои действия, все время повторял, что он «из большинства». Дайте ему характеристику.

- Известно, что настоящий коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.

 

Домашнее задание

Выучите § 35, выполните задания, создайте мини-проект «Наше полезное дело».





загрузка...
загрузка...