загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 88-89. Малые группы

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «деиндивидуализация»; ознакомить с особенностями малой группы; описать виды малых групп; выявить особенности межличностных отношений в малых группах; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Тип урока: урок лабораторного типа.

Ход урока

I. Организационный момент

Человек - существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует. Можно, конечно, говорить о сопричастности лица своему Отечеству, нации и т. д. Но наша повседневная жизнь связана с так называемыми малыми группами. Именно Они оставляют большой след в жизни человека. Что же они собой представляют? Как следует строить свои отношения в этих коллективах?

Тема урока: «Малые группы». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое «малая группа»?

2. Классификация малых групп.

3. Референтные группы.

4. Интеграция в группах разного уровня развития.

 

II. Новый материал

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:

• получает информацию о мире;

• строит свои отношения с другими людьми;

• организует свою деятельность.

Через группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.

Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.

Для эффективной работы разобьемся на группы:

Группа 1 работает с п. 1 «Что такое “малая группа”» § 34.

Группа 2 работает с п. 2 «Какими бывают группы» § 34.

Группа 3 работает с п. 3 «Референтные группы» § 34.

Группа 4 работает с п. 4 «Межличностные отношения в группах» § 34.

Группа 5 работает с п. 5 «Интеграция в группах разного уровня» § 34.

Вопросы и задания для группы 1

1. Что такое «малая группа»?

2. Какими характеристиками обладает малая группа?

3. Назовите главную характеристику малой группы.

4. Проанализируйте ее количественный состав.

5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?

6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?

7. Дайте характеристику малой группе как системы.

8. В чем особенности малой группы?

9. Составьте схему «Что такое “малая группа?”»

 

Что такое «малая группа»?

 

 

Вопросы и задания для группы 2

1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.

2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».

 

Классификация малых групп

 

Вид

Сущность

Условные группы

Условными называются группы, в которых объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. В условные группы людей объединяют по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и т. д.

Реальные группы

Реальные группы - действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Они возникают:

• в связи с потребностями общества;

• по желанию включенных в эту группу людей. Примеры: семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания

Лабораторные группы

Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий согласно целям своих исследований

Естественные группы

Возникают в ходе развития общества. Они могут подразделяться:

• на большие и малые;

• первичные и вторичные

Первичные группы

В первичных группах (семья, группа друзей, команда и др.) между людьми существуют непосредственные контакты. Ее отождествляют с малой группой

Вторичные группы

Это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники»

Формальные группы

Формальные группы создаются определенными организациями со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней четко определены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения

Неформальные группы

Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают самостоятельно, иногда вопреки желанию формальных структур. Иногда они могут возникать внутри формальных групп. Ни статусы, ни роли здесь не прописаны, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей

 

Вопросы и задания для группы 3

1. Что является основанием для выделения референтных групп?

2. Что мы подразумеваем под понятием группа членства?

3. Дайте определение референтным группам.

4. Какие функции выполняют референтные группы?

5. Расшифруйте тезис: «Индивид и референтная группа»

6. Выполните творческое задание. Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите. Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие - референтными группами? Задание выполните графически.

 

Вопросы и задания для группы 4

1. Охарактеризуйте психологическую обстановку в группе.

2. Какие виды отношений складываются в малых группах?

3. Сделайте общий вывод о системе межличностных отношений в малой группе?

4. Что такое «социометрия»?

5. Для чего она нужна?

6. Составьте схему «Межличностные отношения в малой группе».

 

Межличностные отношения в малой группе

 

 

Вопросы и задания для группы 5

1. Что такое «групповая интеграция»?

2. С чем связана степень групповой интеграции?

3. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

4. Расскажите о сущности теории А. В. Петровского о трех слоях групповой интеграции.

5. Расскажите о показателях групповой интеграции.

6. Где и как проявляется групповая интеграция?

7. Какие вы знаете факторы групповой интеграции?

8. Какие процессы способствуют групповой интеграции?

9. К каким отрицательным последствиям она может привести?

10. Как этого избежать?

11. Дайте характеристику группы, основанной на гуманистических ценностях.

12. Составьте схему «Интеграция в группах и ее последствия».

 

Интеграция в группах и ее последствия

 

 

III. Итог урока

- Составьте проект «Мой класс как малая социальная группа» и защитите его.

 

Домашнее задание

Выучите § 34, выполните задания.





загрузка...
загрузка...