загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уроки 76-78. Направленность личности

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «социальная установка», «направленность личности», «социальное действие», «влечение», «желание», «стремление», «интересы», «альтруизм, «идеалы», «убеждения», «мировоззрение», «фрустрация»; ознакомить с основными видами направленности личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.

Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное. И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.

Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.

Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури потеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.

Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет дышать. Но внезапная мысль остановила его.

Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарность? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознает?

Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре старик перестал метаться и забылся спокойным сном.

Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.

И тут - о, бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.

Придя в себя, старик сказал:

- Господин, мы сегодня можем продолжить путь.

Но халиф покачал головой:

- Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое она имеет отношение к теме нашего занятия?

Тема урока: «Направленность личности». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Социальное поведение.

2. Структура направленности личности.

3. Жизненные цели.

4. Социальные установки.

 

II. Новый материал

В 1970-е гг. замечательный бард Юрий Визбор исполнял песню, где были следующие слова: «Дороги трудны, но трудно без дорог».

Попытаемся найти ту самую дорогу, по которой должна идти личность.

1. Социальное поведение

- На доске написаны два термина: «социальное действие», «социальное поведение». Работая с учебником на с. 311, найдите определения данных понятий, запишите и проанализируйте их.

Действие - осмысленное человеческое поведение.

Социальное действие - это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.

 

image88

 

2. Структура направленности личности

Чем определяется социальное поведение человека? Живем все вместе, посещаем детские учреждения, работаем, проводим досуг. Схема вроде бы одна, а вот ведем себя по-разному. Почему одни во время Великой Отечественной войны, не задумываясь, под танки бросались, а другие - в окопе отсиживались или к немцам в плен сдавались? Почему один из нас, проходя мимо попавшего в беду человека, обязательно остановится, а другой пройдет, даже не заметив?

Сейчас я прочитаю вам отрывок из раннего произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Послушайте его и объясните поступок Данко.

И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью.- Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

Действительно, направленность личности проявляется в гамме мотивов, которые и составляют структуру направленности личности. Давайте исследуем это понятие более подробно.

 

Структура направленности личности

Гамма иерархически представленных мотивов:

• влечение - особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо;

• желание - мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо конкретному, при этом осознаются цели и средства их достижения;

• стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие;

• интерес - форма направленности личности. Они бывают:

• непосредственные - напрямую связанные с какой-либо потребностью;

• опосредованные - при них потребность прослеживается неявно;

• устойчивые - длительность сохранения интересов;

• неустойчивые - непродолжительное сохранение интереса;

• широкие - охватывают большой спектр потребностей;

• узкие - охватывают небольшой спектр потребностей;

• мелкие - при которых люди интересуются удовлетворением естественных потребностей;

• склонность - соединение интереса с волей (позитивные и негативные);

• идеал - образец, представление о наилучшем воплощении цели. Идеалы напрямую связаны с системой ценности человека;

• убеждения - высшая форма направленности личности. Это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями;

• мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем.

 

 

- Мы увидели действительно гамму мотивов, которыми руководствуется человек в своей жизни. Какой же из них является определяющим в социальном поведении человека?

Психологи пришли к выводу о том, что самой глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям.

Исходя из хода таких рассуждений, они выявили два основных типа направленности.

 

 

- Приведите примеры направленности личности.

- Какая из них вам представляется самой оптимальной в выборе жизненного пути? Свой ответ аргументируйте.

3. Жизненные цели

- Вернемся к словам барда Юрия Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог...» Как вы понимаете смысл данной фразы?

Направленность личности формируют ее жизненные цели. Ученые различают:

 

 

- Почему человек может попасть в состояние фрустрации? Прокомментируйте стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос.

Размышления пилигрима (Дорога)

Нам притча о дереве, доме и сыне

Среди чепухи - словно в сене иголка.

В бумаге, папирусе, камне и глине

Она переходит от предков к потомкам.

Но чтобы все было спокойно и чисто

Из дома не суйся, забудь о дорогах –

Ты в новых краях не найдешь новых истин,

Ну а горизонт обозрим и с порога.

Но если однажды уйдешь ты из дому,

Направишь шаги свои в сторону света,

А выбрать какую - подвластно любому

Согласно компаса значкам и приметам.

Дорога подхватит, помчит и завертит,

И будет легко, будет радость открытий.

Но это вначале - хотите, поверьте,

Не верите мне - так пойдите, спросите!

Походку лихую заменит усталость,

Об камень споткнешься совсем не от лени.

Дорога не знает про боль и про жалость –

Не сможешь идти - поползешь на коленях!

Когда ж наконец подогнутся колени,

И к стонам твоим все останутся глухи,

И ты упадешь рядом с собственной тенью –

И дальше уже поползешь ты на брюхе!

Но если захочешь оставить дорогу,

К реке доберешься запить боль и горе,

Подхватит поток - перекаты, пороги,

И вынесет в самое черное море.

И будут носить тебя волны и ветер,

И чайки чудные заплачут: «Ей-Богу!

Чего не видал ты на белом на свете,

Зачем ты из дома ступил на дорогу?

Сидел бы ты дома, не шастал по свету,

Растил бы деревья, воспитывал сына...

Зачем ты поверил в компас и приметы?

Зачем ты ступил на дорогу - и сгинул?..»

Не слушал совета, поверил в приметы?

Ты просто не ту выбрал сторону света

4. Социальные установки

Понятия «цель» и «социальная установка» очень близки по смыслу, но все же не являются одним и тем же. Исследуем понятие «социальная установка».

Социальная установка - предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.

Ученые выделяют в структуре социальной установки три взаимосвязанных компонента:

• когнитивный (познавательный) - обнаруживается в виде мнений и утверждений относительно объекта;

• эмоциональный (аффективный) - проявляется через от ношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний;

• поведенческий - готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.

- Каким же образом происходит формирование социальных установок человека? Может быть, человек уже при рождении генетически получает их от своих родителей? Выскажите свое мнение на этот счет.

Действительно, человек не рождается с готовыми социальными установками. Они развиваются по мере взросления и формируются на основе:

• собственного опыта человека;

• опыта, полученного от других людей.

- Итак, человек сформировал определенные установки. Они остаются неизменными? Что с ними происходит в течение жизни? При ответе попробуйте опираться на жизненные примеры.

Основные свойства социальных установок - устойчивость и изменчивость. Причем установки могут меняться как в хорошую, так и в плохую сторону. От чего это зависит? В чем вы видите функции установок? Для чего они необходимы человеку?

(После обсуждения на доске записывается схема.)

 

 

- Что вы понимаете под стереотипными установками. Приведите примеры стереотипов. Как вы к ним относитесь?

- Станислав Ежи Лец сказал: «Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней». Согласны ли вы с ним? Почему?

 

III. Итог урока

- Что такое «социальное поведение»?

- Какие мотивы составляют направленность личности?

- В чем состоит особенность жизненных целей человека?

- Какую роль в развитии личности играет социальная установка?

- Прокомментируйте притчу. Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Великий японский военачальник однажды решил атаковать врага, который превосходил его десятикратно. Он знал, что победит, но солдаты чувствовали неуверенность. В дороге он остановился у храма и сказал: «Когда я выйду, брошу монету. Выпадет орел - мы победим, выпадет решка - проиграем». Военачальник вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага. «Ничего не изменить, когда действует рука судьбы», - сказал ему адъютант после сражения. «Верно, не изменить», - подтвердил военачальник, показывая ему монету с гербами на обеих сторонах.

- Выполните задания к параграфу.

 

Домашнее задание

Выучите § 30, выполните задания.





загрузка...
загрузка...