загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Уроки 1-3. Наука и философия

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке собственной гражданской позиции.

Тип урока: вводный урок.

Ход урока

I. Организационный момент

Прочитайте внимательно название темы нашего урока. В самом названии присутствует сопоставление двух терминов: «наука» и «философия».

Науки, как и люди, живут семьями. Вот, например, есть история, а на самом деле это целая семья исторических дисциплин: гражданская история, военная история, археология, этнография... Или химия - органическая химия, неорганическая химия, физическая химия, медицинская химия...

Все эти семьи происходят от великой родоначальницы наук - философии. Она же наука о самых общих законах бытия. И по мере того как человечество открывало частные законы, действующие лишь в той или иной группе явлений природы и общества, по мере того как появлялись целые системы таких «частных» законов, соответствующие области знаний становились самостоятельными науками.

Влияние философии на науки не уменьшилось от того, что они отделились от ее ствола, перестали быть ветвями старого дерева, а росли уже как новые деревья. И множество законов природы - физических, химических, биологических - было открыто философами за многие века до того, как те или иные науки ввели их в свой обиход и точно сформулировали, подтвердив экспериментально. Так, закон сохранения массы связан с именами двух великих ученых - Ломоносова и Лавуазье. Они доказали, что такой закон действует в природе. Но еще философ Эмпедокл, живший задолго до Ломоносова и Лавуазье, утверждал: «Ничто не может произойти из ничего. И никак не может то, что есть, уничтожиться».

Какая же связь существует между науками и философией? В чем их сходство и различия?

Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания.

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

4. Философия как общественная наука.

 

II. Новый материал

- Как вы считаете, чем отличается наука обществоведение от науки истории? Что в них общего?

- А чем отличаются история и обществознание от таких наук, как химия, физика, биология?

(Выслушиваются мнения учащихся и подводятся итоги.)

1. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания

Вы заметили лишь первичные различия и сходство между этими типами наук. Попробуем более детально разобраться в них.

- Прочитайте текст учебника на с. 7-8.

- Укажите сходство и различия естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний.

(По ходу обсуждения на доске и в тетрадях учеников выстраивается схема.)

 

Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания

 

Сходства

Различия

Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека

Изучают деятельность людей, живущих в обществе, их мысли и стремления

Объективные связи между природными явлениями

Важны мотивы людей в социальных процессах

Дают обобщенные знания. Характеризуют не отдельный объект, а общие свойства

Изучают не только общие признаки общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого действия

 

Цели социальных наук:

• постижение истины;

• обнаружение объективных законов развития общества, направлений его движения вперед.

Следовательно, при всей своей специфике общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.

2. Классификация социально-гуманитарных наук

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

 

Классификация социально-гуманитарных наук

 

Группа социальных наук

Социальные науки

Предмет изучения

Исторические науки

Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.

История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Но, как замечал А. Герцен, «последний день истории - это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функции истории в обществознании. Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов

Экономические науки

Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.

Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов. По утверждению В. Белинского, она поставлена в положение конечной науки, выявляющей эффект познания и преобразования общества, экономика и право и др.

Философские науки

История философии, логика, этика, эстетика и др.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании.

Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.

Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Филологические науки

Литературоведение, языкознание, журналистика и др.

Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)

Юридические науки

Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.

Правоведение фиксирует и разъясняет государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу общества

Педагогические науки

Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.

Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста

Психологические науки

Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.

Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок

Социологические науки

Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.

Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей

Политические науки

Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.

Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества

Культурология

Теория и история культуры, музыковедение и др.

Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

 

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

 

Дополнительный материал

Из истории формирования социально-гуманитарных наук

Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему люди ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков, социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

Ренессанс, возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением. Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов й социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон. В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентаций избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.

 

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки

Итак, предлагаю детально ознакомиться с тремя общественными науками с помощью игры. Представьте себе, что вы получили задание от трех факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (факультетов социологии, политологии и социальной психологии) провести день открытых дверей, в ходе которого вы должны:

• Познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой.

• Убедить их в полезности и эффективности данной профессии.

(Для успешной работы класс делится на три группы:

Группа 1 - презентация науки социологии.

Группа 2 - презентация науки политологии.

Группа 3 - презентация науки социальной психологии.)

 

Презентация работы группы 1

Социология - молодая наука, изучающая самый сложный объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей.

О. Конт, построивший в XIX в. пирамиду научного знания, расположил социологию на вершине.

 

 

Социология возвышается над другими науками и, опираясь на знания, добытые другими науками, охватывает все общество во всех его проявлениях. Она как бы подытоживает развитие социального знания, изучая самый сложный объект - общество.

Абитуриенты, сыграем в игру-разминку. Выполните очень простое задание: просто ответьте на следующие вопросы и ощутите себя социологом.

1. Какие две большие группы являются самыми большими?

2. Можно ли примитивное племя, размером с небольшую деревушку, назвать малой группой? А обществом?

3. Можно ли любую малую группу считать обществом? А большую?

4. Какое современное общество самое большое? А самое маленькое?

5. Китай - это страна, общество или государство? А США?

6. Евразия - это страна, континент или общество? А Латинская Америка?

- Абитуриенты, опишите свои впечатления: легко ли вы справились с ответами на данные вопросы? Интересно ли вам было?

Вопросы, которые изучает социология:

• социальная жизнь людей;

• культуры;

• проблемы социализации;

• статус и социальное поведение и т. д.

Существуют три уровня социологического знания:

1. Теоретический уровень - общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества.

2. Прикладной уровень - социологические исследования, которые дают достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе.

3. Теории среднего уровня - связующее звено между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями. Они дают фактические сведения о явлениях реальной действительности.

Таким образом, социология помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.

 

Презентация работы группы 2

Политология является обобщением политических практик, политической жизни общества. Эта наука внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные стороны политики и ее взаимоотношения с обществом.

Представим это утверждение в виде схемы:

 

Соотношение общей теории политики и частных политологических дисциплин

 

 

1 — политическая философия; 2 — политическая социология; 3 - политическая психология; 4 - политическая история; 5 - политическая антропология; 6 - политическая культурология; 7 - политическая экономика; 8 - теория политико-правовых норм и институтов; 9 - общая теория политики (политология в узком смысле); 10- политическая наука (политология в широком смысле).

Политика входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Необходимость политических знаний для человека обусловлена тем, что они:

• позволяют понять глобальные цели развития общества;

• более четко определить собственную роль в социальных изменениях;

• политические знания препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил;

• понимание природы властных отношений позволяет воздерживаться от использования насильственных средств в разрешении спорных вопросов, быть терпимым к инакомыслию.

Политология ставит перед человеком сложные вопросы и заставляет размышлять над ответами на них.

- Уважаемые абитуриенты, ответьте на один из вопросов политологов: «Возможно ли современное общество без политиков?»

Таким образом, практическое значение политологии определяется ее возможностями формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия.

 

Презентация работы группы 3

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Посмотрите на схему:

 

 

- Как и почему возникла эта новая наука? Абитуриенты, посмотрите на схему и попробуйте прокомментировать ее.

 

 

Выводы:

1. Большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы.

2. Мир родных, друзей, знакомых влияет на нас сильнее, чем большой.

- Что исследует социальная психология? (Социальная психология исследует поведение человека; чувства человека; мотивы поведения человека; социальную базу формирования личности.)

- В чем ее новизна и привлекательность? (Социальная психология использует новые методы исследования: лабораторный эксперимент, измерение реакций публики, использование ролевых игр в качестве социальных стимулов, исследование установок. Эти методы позволяют:

1. Изучить закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений.

2. Исследовать процесс социализации личности.

3. Изучить и проанализировать деятельность личности в группах.

4. Исследовать формы складывающихся в группах отношений и взаимодействий.)

Таким образом, социальная психология помогает решать многие практические проблемы:

• улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах;

• решает проблемы семейных отношений;

• подсказывает пути оптимизации отношений между управляющими и управляемыми.

 

4. Философия как общественная наука

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук».

Какие ассоциации у вас возникают при словах «философия», «философ», «философствование»?

После того как были высказаны версии, они выписываются на доске:

1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...».

2. «Философия - это слишком сложно...».

3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки».

4. «Философия бесполезна».

5. «Философии, как и искусству, нельзя научить».

Скажем прямо, мнения о философии не весьма лестные... Попробуем разобраться в обозначившейся проблеме. Для эффективной работы предлагаю разделиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над своим вопросом. После завершения работы мы вернемся к данным высказываниям.

Итак, группа 1 работает над вопросом «Как возникла философия».

Группа 2 работает над вопросом «О чем мыслят философы».

Группа 3 работает над вопросом «Специфика философского знания».

Группа 4 работает над вопросом «Как философия помогает постигать общество».

 

Материал для группы 1

Как возникла философия

Философия согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.

Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Вот одна из версий.

Представьте себе, что, путешествуя во времени, мы встретили человека той эпохи, который, как это нередко бывает во времена больших перемен, сетует на порчу нравов. «Раньше, - сказал бы он нам, - знание сообщали боги, а теперь они молчат и люди сами ищут мудрость. Раньше тайны знания хранили жрецы, а теперь его носителями становятся люди разных сословий и о нем спорят, как о ценах на базаре. Если раньше добро, справедливость и благочестие вели друг друга за собой, то теперь умные и много знающие люди могут в то же время быть злыми и нечестивыми. Если раньше купцы считали, а мудрецы пророчествовали, то теперь все смешалось и мудрецы пытаются исчислить мир мерой и пропорцией, а ремесленники и купцы вместо богов предписывают миру законы». Так появился «мудрец». Он не жрец и не пророк, это один из греков, но глубже понимающий уроки повседневной жизни и формулирующий их в запоминающихся изречениях, например, Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Из высказываний Семи мудрецов: «Ничего сверх меры», Пиндар: «Стань тем, что ты есть» и т. д. Тем самым мудрости стали придавать земное, а не небесное достоинство, философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка, на первое место был поставлен вопрос: «Что можно знать, если знание не дано извне?»

Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть:

• систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;

• логическим по способу обоснования;

• максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам.

Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность положений и выводов - это отличительные особенности философского знания.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.

Вопросы и задания к тексту

- Что означает термин «философия»?

- Кто ввел этот термин и кого называли философами в древности?

- Как, где и почему возникла философия?

- Перечислите требования, которые выдвигают философы перед знаниями?

- Какие черты отличают философские знания?

 

Материал для группы 2

О чем мыслят философы

«Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди - философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, - а всем этим занимается как раз философия. Знакомство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите?. Давайте убедимся в этом.

Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со страниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает.

Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею...

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря!

Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и разбирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и ее обманчивой видимости.

За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов - Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других.

Из чего твой панцирь, черепаха?

Я спросил, и услыхал в ответ:

Он из пережитого мной страха.

Ничего прочнее в мире нет.

Б. В. Заходер

Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным:

Ну что ж, так исстари ведется:

Бывают пятна и на солнце.

Конечно, это неприятно,

Но солнце - солнце даже в пятнах.

Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех:

Речь громкая умом порой не блещет,

Речь тихая бывает речью вещей.

Вращается неслышно круг судьбы,

А колесо арбы гремит, скрежещет.

Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара.

Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».

И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! - думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. - Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».

Перед нами - подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времен и народов.

А вот маленькое стихотворение Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся философским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.

Таким образом, предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия направлена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философия обозначила те темы, к которым рано или поздно возвращаются мудрецы во все времена:

• Единое - природа всегда предстает познанию в виде отдельных явлений. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Философия дает большой спектр решений этой проблемы.

• Бытие - в поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом все возможные миры. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

• Истина - «Что есть истина?» - этот вопрос всегда принадлежал к числу главных для философии. Философские дисциплины, занимающиеся теорией познания, называют гносеологией или эпистемологией.

• Добро - есть ли объективные законы добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Могут ли добрые чувства заменить принцип долга? Совместимы ли долг и наслаждение? Есть ли то, что выше добра? Как соотносятся сила, право и добро? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой. В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, например, деонтология - наука о долге, аксиология - наука о ценностях.

• Красота - сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это - внешняя форма? Внутренняя форма? Чувственный сигнал о возможной пользе? Приятное? Гармоничное? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

• Человек - проблема человека, по сути, является центром, к которому, как к городской площади, сходятся многообразные пути других философских размышлений. Философская антропология отвечает на следующие вопросы:

- Из каких элементов состоит феномен человека?

- Что правит человеком - свобода или необходимость?

- Человек по отношению к обществу - это часть или целое?

- Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти?

Философия растворена в нашей жизни, как золото в морской воде, где в каждой капле есть миллиардные доли грамма золота.

Вопросы и задания к тексту

- Проследите вашу взаимосвязь с философией с раннего детства.

- Охарактеризуйте предмет философии.

- Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают ученые-философы.

- Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?

 

Вопросы и задания для группы 3

1. В чем особенность мышления философа?

2. Что отличает и сближает философию и науку? Заполни таблицу «Сходство и различия науки и философии».

3. Какие науки помогают философии более глубоко рассмотреть интересующие ее проблемы?

4. Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

5. В чем выражается плюрализм философской мысли?

6. Как вы понимаете выражение «философское знание многослойно»?

 

Сходство и различия науки и философии

 

Сходство

Различия

Философия

Наука

Исследуют, ищут ответы на вопросы, решают проблемы

1. Размышляет над вечными вопросами: в чем смысл жизни и есть ли он вообще? Разделен ли мир на две принципиально различные части – дух и материю?

2. Философы постоянно ведут мысленный диалог с предшественниками, критически осмысливают прошлое с позиций своего времени, предлагают новые подходы и решения.

3. Новые философские системы не отменяют прежних, поэтому философия всегда плюралистична.

4. Норма для философии - сосуществование и противостояние различных подходов, доктрин.

5. Философствование-умозрительная деятельность.

6. Понятия философии носят абстрактный характер.

7. Философское знание многослойно

1. В большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени.

2. Прежние открытия не играют такой важной роли для ученых.

3. Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины.

4. Они справедливы для любого общества, не зависят ни от человека, ни от человечества.

5. Сосуществование и противостояние различных подходов, доктрин - частный случай для науки.

6. Методы разработки проблем - через логику к практике, к лабораторному опыту.

7. Понятия в науке точны и объективны

 

Вопросы и задания для группы 4

1. Что нового в понимание мира людей вносит философия?

2. Сравните процесс познания истины со стороны социолога, историка и философа и заполните таблицу.

3. Охарактеризуйте предмет социальной психологии.

4. Прокомментируйте высказывание C. Л. Франка: «Проблема социальной философии - вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».

5. Какие проблемы решает социальная психология? Какую из данных проблем вы считаете самой сложной, самой важной, самой легкой? Свой выбор объясните.

 

Сравнение предметов изучения социализации личности по отраслям знания

 

Социолог

Историк

Социальный философ

• Общественные институты - образование, средства массовой информации.

• Социальные группы - семья, группы сверстников под влиянием которых в обществе будет протекать процесс социализации

• Реальные процессы социализации в данном обществе.

• Конкретная историческая эпоха, когда шел процесс социализации.

• Ценности, которые прививали ребенку в западноевропейской семье XVIII в.

• Необходимость процесса социализации для общества.

• Эффект, оказываемый процессом социализации на личность.

• Компоненты социализации, носящие устойчивый характер.

• Соотношение свободы и навязанных постановлений

 

(Проверка работы групп.)

 

III. Итог урока

- В чем состоят существенные отличия общественных наук от естественных?

- Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

- Охарактеризуйте данные науки.

- Как вы считаете, философия - это наука? Свой ответ аргументируйте.

- Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

- Выполните задание на с. 15-16 учебника.

- Вернемся к вашим высказываниям в начале урока. Прокомментируйте их.

1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...» (Учиться мудрости никогда не поздно, как и не рано... Опыт подсказывает, что самые вдумчивые философы - дети. Еще Аристотель написал, что философия произошла от удивления... Так, Беркли сделал свое основное открытие еще студентом. Шеллинг становится магистром философии в 17 лет. Гегель читает, и не без успеха, свою философию гимназистам Нюрнберга, Ницше становится уважаемым профессором в 24 года...)

2. «Философия - это слишком сложно...» (Философия не требует специальных знаний. Конечно, это не значит, что они не требуют труда. Бывают вещи, трудные именно потому, что они просты: их нельзя свести к чему-то другому, более понятному, объяснить через что-то иное. Знание делает сложное простым, но что нам делать с простым? Тут-то и начинается философия.)

3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки». (Если предлагать вопросы с готовыми решениями, недолго и отучить от азарта поиска.)

4. «Философия бесполезна». (Философия дает человеку целостный взгляд на мир и на его собственное место в нем. Она дает нам увидеть мир, найти, где причины, где следствия, разобраться в том, что Маркс назвал обманчивой видимостью вещей. Подсмеиваться над философами было модно еще две с половиной тысячи лет назад. Фалес Милетский решил раз и навсегда доказать: если философы и не наживают богатства, то только потому, что не хотят этого. И доказал! Он угадал с помощью метеорологических наблюдений, что на следующий год будет большой урожай оливок. Он занял денег, скупил по дешевке все давильни для изготовления оливкового масла в своей местности, а когда урожай был собран, владельцам оливок пришлось выкупать у философа эти давильни. Так Фалес разбогател - но для него дело было не в этом, он только хотел доказать, что может разбогатеть: не просто как некий Фалес, а как один из философов.)

5. «Философии, как и искусству, нельзя научить». (Даже если вы не увлеклись философией, вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие, и в то же время не делать трагедии из факта одновременного существования несовместимых способов действительности; поймете, как важно слушать собеседников, терпеливо сносить их «инакомыслие», формулировать и выражать свои идеи, стремясь к пониманию.)

 

Домашнее задание

Выучите § 1, выполните задания.





загрузка...
загрузка...