загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

 

Уроки 47-49. Трудовая деятельность

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства»; ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-размышление.

Ход урока

I. Организационный момент

Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. «Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить - только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства», «Труд человека кормит, а лень портит», - такие поговорки и пословицы создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально «горит» на работе, а другой - отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»?

Поразмышляем и мы на эту тему.

Тема урока: «Трудовая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Труд как вид человеческой деятельности.

2. Человеческий фактор производства.

3. Социальное партнерство.

 

II. Новый материал

Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете?

Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа.

Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы.

1. Труд как вид человеческой деятельности

- Группа 1, работая с п. 1 § 19, рассмотрите процесс труда как вид человеческой деятельности. Итоги работы представьте наглядно.

 

Труд как вид человеческой деятельности

 

Общие свойства трудовой деятельности:

• Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим.

• Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно:

•  приобрести опыт;

•  иметь самодисциплину;

•  обладать деловой честностью;

•  обладать ответственностью.

• Характеризуется материально-техническими условиями труда:

•  средствами труда;

•  предметами труда;

•  технологии.

• Характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда.

• Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность.

 

 

2. Человеческий фактор производства

- Группа 2, работая с п. 2 § 19, должна представить наглядно обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, при которых труд современного работника станет более эффективным.

 

3. Социальное партнерство

В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях:

• конфронтация;

• социальное партнерство.

- Группа 3, работая с п. 3 § 19, исследует природу социального партнерства и представят свою работу графически.

 

image60

 

Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы посредством переговоров, на базе разумного компромисса.

Отличительные черты социального партнерства:

• участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах;

• переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий;

• наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях;

• согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом;

• снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов.

 

image61

 

III. Итог урока

- Представьте труд как вид деятельности.

- Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели?

- Что может быть мотивом для трудовой деятельности?

- Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору?

- Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с. 202.

- Что такое «социальное партнерство»?

- Как происходит становление социального партнерства в России?

 

Домашнее задание

Выучите § 19, выполните задания.





загрузка...
загрузка...