загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

 

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

Что же такое духовная деятельность, что она в себя включает, какие особенности имеет? Об этом мы и поговорим на наших уроках.

Тема урока: «Содержание и формы духовной деятельности». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Создание и освоение ценностей.

2. Духовная жизнь общества.

3. Духовный мир человека.

 

II. Новый материал

Во вступлении к параграфу авторы учебника предлагают провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный». Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий.

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа-язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

1. Создание и освоение духовных ценностей

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего

рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель — средства — результат

Результат - формирование духовных ценностей.

- Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.

Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

• Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

• Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

• Содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер. Примером объективности служат абсолютные духовные ценности. Как вы думаете, что можно к ним отнести? Свой выбор объясните.

• В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

2. Духовная жизнь общества

- Духовная жизнь современного общества весьма динамична. Достаточно провести маленький эксперимент. Сейчас у вас на партах лежат различные газеты. Просмотрите их и ответьте на вопрос: Какие формы духовной деятельности людей в них указаны? (Искусство; религия; мораль; наука; философия; право; идеология и т. д.)

- Как вы думаете, указанные вами формы духовной деятельности людей присутствовали без изменений на протяжении жизни человечества? Приведите пример, подтверждающий вашу мысль.

- Как вы считаете, какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе?

- Согласны ли вы с мнением некоторых деятелей культуры, что ситуацию, связанную с ростом влияния средств коммуникации, можно оценить как «духовный кризис общества» или как «падение духовности»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем мини-дебаты на тему: «Средства коммуникации в развитии духовной деятельности общества: «за» и «против».

(Происходит дискуссия.)

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа, университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. Поэтому данную сферу общественной жизни называют специализированной духовной деятельностью. Однако существует и неспециализированная духовная деятельность. К ней относится вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, так называемый «нижний» этаж культуры.

Сопоставьте роль и значение специализированной и неспециализированной деятельности человека. Свое мнение аргументируйте.

3. Духовный мир человека

- Внутренний мир личности назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, интеллектуальным. Как вы думаете, почему?

Дело в том, что дух всегда рассматривался как целостность умственной жизни человека в сочетании с чувственным, нравственным началом. Следовательно, духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

- Как же складывается духовное богатство личности, ее духовный мир? Какого человека вы можете считать духовно богатым? «Нарисуйте» мне его портрет.

Духовность начинает зарождаться у человека тогда, когда люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, предательство, любовь, прогресс, добро, зло, справедливость.

Но одного понимания мало, необходимы поступки, дела. В противном случае все это обернется цинизмом и лицемерием. Бывает, что человек придерживается так называемых «антиценностей» - эгоизм, стремление к безграничному богатству, славе, страсть к разрушению, фашизм, расизм и др. Как вы думаете, можно ли обойтись без ценностей на своем жизненном пути?

- Какова их роль в жизни человека?

 

III. Итог урока

- Дайте определение понятию «духовная деятельность».

- Как связаны между собой духовная деятельность и духовные ценности?

- Как идет процесс усвоения духовных ценностей? Какие он имеет особенности?

- Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными? Почему?

 

Домашнее задание

Выучите § 18, выполните задания.





загрузка...
загрузка...