загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 36-37. Проблема общественного прогресса

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это? Задумаемся вместе над этими проблемами.

Тема урока: «Проблема общественного прогресса». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Прогресс и регресс.

2. Противоречивость прогресса.

3. Критерии прогресса.

4. Многообразие путей и форм общественного развития.

 

II. Новый материал

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический. К первому можно отнести взгляды древнегреческого поэта Гесиода, который разделил всю историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но люди развращались, в силу чего каждый последующий век оказывался хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный век - железный, современный Гесиоду, демонстрировал полный упадок нравственности.

Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

1. Прогресс и регресс

- Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и выполните задания.

 

Суть понимания прогресса и регресса мыслителями прошлого и настоящего

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress, которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии.

Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество?

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития общества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем. В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также от мировоззрения.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком', он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.

С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

Французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.

Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. 1902). Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, прогрессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию.

Вопросы и задания к тексту

- Что такое «прогресс»?

- Что такое «регресс»?

- С кем из мыслителей вы согласны и почему?

- Заполните таблицу:

 

Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса

 

Мыслитель

Взгляды

Аристотель и Платон

Рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии

Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)

Рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл «серебряным веком»; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов, люди оказались в «железном веке», когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории

Жан Антуан Кондорсе (1743-1794)

История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума

Георг Гегель (1770-1831)

Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий

Карл Маркс (1818-1883)

Человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека

Карл Поппер (1902-1994)

Говорил о возможности прогресса только для человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса

Философы ХХ-ХХI вв.

Появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества

 

2. Противоречивость прогресса

Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.

- Разбившись на три творческие группы, продемонстрируйте разные направления общественного прогресса:

Группа 1: перед вами схема 1. Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей этому графическому рисунку.

 

Схема 1

 

 

Группа 2: перед вами схема 2. Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей этому графическому рисунку.

 

Схема 2

 

 

Группа 3: перед вами схема 3. Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей этому графическому рисунку.

 

Схема 3

 

 

- Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? (Вывод о противоречивости общественного прогресса.)

- Как вы думаете, почему общественный прогресс противоречив? Другими словами говоря, процесс противоречивости - это объективный процесс? Или его можно избежать?

- Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного прогресса.

- Вы убедились, что общественный прогресс - это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса. Являются ли положительными изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными?

- Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

3. Критерии общественного прогресса

В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.

Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.

Подробнее остановимся на этом.

Работая с третьим пунктом § 15, заполните таблицу:

 

Мыслители о критериях прогресса

 

Мыслители

Взгляды о критериях прогресса

А. Кондорсе и просветители

Развитие разума человека

Социалисты-утописты

Принцип братства людей

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству

Г. Гегель

Сознание свободы

Современные философы

1. Развитие производительных сил, включая самого человека.

2. Возвышение гуманизма - мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности

 

- Какой критерий общественного прогресса вам представляется наиболее правильным и почему?

4. Многообразие путей и форм общественного развития

Логика всемирной истории - это единый процесс поступательного развития человечества. Единство исторического процесса наглядно проявляется с возникновением государств, сменяемых политических устройств, общих воззрений и т. д.

Но вместе с тем история человечества не сводится к одному единству Единство исторического процесса не исключает многообразия. Многообразие истории - это факт очевидный, так как история человечества - это история множества государств и народов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, войн и революций. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями и происходит в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Каждый народ имеет свою культуру, язык, особые природные условия существования. Народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Эти факторы определяют разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития.

Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса.

Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т. е. историческая альтернатива.

Многовариантность небеспредельна: она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Рассмотрим схему:

 

 

III. Итог урока

- Что означает слово «прогресс»?

- Чем объяснить многообразие взглядов на прогресс?

- В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

- Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества?

- Почему пути и формы общественного развития многообразны?

- В чем вы видите смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

- Выскажите свою точку зрения по поводу революционного и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформы?

 

Домашнее задание

Выучите § 15, выполните задания.





загрузка...
загрузка...